г. Санкт-Петербург
22 декабря 2008 г. |
Дело N А56-33797/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Блажко А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11436/2008) ОАО "Энергомашбанк" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.08 по делу N А56-33797/2008 (судья Денего Е.С.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Энергомашбанк"
к Межрайонной ИФНС России N 4 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя): представителя Стрельникова И.Б. по доверенности N 45 от 30.01.08
от ответчика (должника): представителя Куксенко А.В. по доверенности N 03-30-09/10797 от 25.09.08
установил:
Открытое акционерное общество "Энергомашбанк" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Санкт-Петербургу от 05.09.08 N 14-31/64 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и о признании незаконным привлечения Общества к налоговой ответственности на основании статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации
Решением суда от 28.10.08 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе, с учетом уточнения просительной части, Общество просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению подателя жалобы, Общество необоснованно привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.1 НК РФ, поскольку налоговый орган не наделен полномочиями истребования документов и сведений о своих клиентах, составляющих банковскую тайну.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель налогового органа просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонная ИФНС России N 4 по Санкт-Петербургу направила в адрес Общества требования N 14-07-14/02448 от 13.03.08, N 14-07-14/02454 от 13.03.08 от 23.03.2007 N 15-09/04182, N 14-07-14/05458 от 20.05.08 о предоставлении в пятидневный срок в порядке статьи 93.1 НК РФ документов (информации), затребованных другими налоговыми органами. По указанным требованиям запрашивались копии договоров, а также карточки с образцами подписей и оттиск печати, доверенности и иные распорядительные документы ОАО НПК "Северная Заря", ООО "Аполло" и ООО "Кассандра". Поводом для направления такого требования послужили мероприятия налогового контроля в отношении вышеуказанных налогоплательщиков.
Письмами от 24.03.08 N 042-04/844, N 042-04/845, от 02.06.08 N 111-08/2988 Общество уведомило налоговый орган о невозможности исполнения данного требования, сославшись на то, что запрашиваемые документы не относятся к справкам по операциям и счетам в банках, которые согласно пункту 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам.
Поскольку Общество в установленный срок не исполнило требования N 14-07-14/02448 от 13.03.08, N 14-07-14/02454 от 13.03.08 от 23.03.2007 N 15-09/04182, N 14-07-14/05458 от 20.05.08, налоговый орган принял решение от 05.09.08 N 14-31/64 о привлечении его к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение сведений налоговому органу в виде взыскания штрафа в размере 3000 руб.
Общество, не согласившись с указанным решением, обжаловало его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требований, указав на то, что нормы законодательства о налогах и сборах предоставляют налоговым органам в порядке статьи 93.1 НК РФ право истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающейся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы и банк был обязан в установленный срок выполнить данное требование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы.
Согласно пункту 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о предоставлении документов исполняет его в течение пяти дней со дня его получения или в тот же срок сообщает, что не располагает такими документами.
Отказ лица от представления запрашиваемых документов при проведении налоговой проверки или непредставление их в установленный срок признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ (пункт 6 статьи 93.1 НК РФ).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество, получив требование о представлении документов, не исполнило его в установленный законом срок.
Ссылка Общества на банковскую тайну обоснованно отклонена судом первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Установив, обязанность банка обеспечить банковскую тайну, законодатель одновременно предусмотрел, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом.
Обязанности Общества предоставить налоговому органу истребованные документы не противоречит содержание статьи 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности", согласно которой все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. В соответствии со статьей 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть представлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Статьей 93.1 НК РФ установлено право налоговых органов требовать у контрагентов проверяемых налогоплательщиков и любых иных лиц, располагающих документами о деятельности проверяемого налогоплательщика, указанные документы, Основанием являются проведение налоговой проверки, дополнительные мероприятия налогового контроля, возникновение обоснованной необходимости получения информации о конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок (с выставлением мотивированного требования о предоставлении документов (информации), в том числе по поручению проводящего проверку или иные мероприятия налогового контроля налогового органа.
Таким образом, рассматриваемое право инспекции истребовать у банка вышеприведенные документы имеет под собой объективные и не противоречащие Конституции РФ основания, и не возлагает на Общества обязанности, не соответствующее его природе и нарушающие банковскую тайну.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.06 N САЭ-3-06/892@, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 20.02.07 N 8991, утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребований документов (далее - Порядок).
Пунктом 1 данного Порядка предусмотрено, что согласно статье 93.1 НК РФ при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, а также информации относительно конкретной сделки, налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, вправе истребовать указанные документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо у лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента (в том числе у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих и иных государственных органов, страховых организаций, банков и др.).
Кроме того, данный Порядок определяет состав сведений, который должен содержаться в поручении налогового органа об истребовании соответствующих документов (информации) и устанавливает, что в течение пяти дней со дня получения поручения об истребовании документов налоговый орган по месту учета лица, у которого подлежат истребованию документы, направляет этому лицу требование о представлении документов. К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов.
В данном случае из материалов дела следует, что к требованиям инспекции о предоставлении документов (информации) от т N 14-07-14/02448 от 13.03.08, N14-07-14/02454 от 13.03.08 от 23.03.2007 N 15-09/04182, N 14-07-14/05458 от 20.05.08 приложены копии Поручений об истребовании документов, поступивших из других налоговых органов. В названных поручениях указаны все необходимые сведения, обусловленные Порядком, что не оспаривается Обществом.
Ссылку Общества на отдельное закрепление обязанности банков предоставлять документы в пункте 2 статьи 86 НК РФ, и не распространение в связи с этим статьи 93.1 НК РФ на отношения налоговых органов и банков, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Статьей 86 НК РФ регламентируются обязанности банков, связанные с индивидуальной сферой налогового контроля - учетом налогоплательщиков, а не с представлением документов в целом.
Предусмотренное статьей 93.1 Кодекса истребование налоговыми органами у контрагентов или у иных лиц документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках является самостоятельным мероприятием налогового контроля и не связано с установленной пунктом 2 статьи 86 Кодекса обязанностью банков предоставлять соответствующие справки и выписки по счетам их клиентов.
В статье 9 НК РФ указаны участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, к которым, в частности, отнесены организации. В пункте 2 статьи 11 НК РФ приведены понятия, используемые для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах, под "организациями" для целей НК РФ понимаются юридические лица. В статье 1 ФЗ от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитные организации (в том числе и банки) определены как юридические лица. Таким образом, к числу организаций относится и банк, как юридическое лицо.
Существование главы 18 НК РФ не препятствует применению статьи 129.1 НК РФ для всех лиц, включая банки не являющихся в конкретном правоотношении налогоплательщиками (налоговыми агентами), и соответственно, не дает оснований для дублирования общих составов правонарушений в отдельной главе, посвященной исключительно ответственности банков.
Содержание состава налогового правонарушения по статье 129.1 НК РФ позволяет отнести к субъектам правонарушения любых лиц, не представивших (несвоевременно представивших) налоговому органу сведения, которые они должны сообщить налоговому органу в соответствии с НК РФ.
Налоговые органы при истребовании документов (информации) в предусмотренном статьей 93.1 НК РФ порядке вправе истребовать такие документы (информацию), в том числе, и у банков, как юридических лиц, и отдельного законодательного закрепления права налоговых органов истребовать такие документы (информацию) у банков не требуется.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Общество неправомерно не исполнило требование налогового органа о предоставлении документов, имеющихся у него, и, соответственно, правомерно привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.1 НК РФ.
Судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.08 принято без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.08 по делу N А56-33797/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33797/2008
Истец: ОАО "Энергомашбанк"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Санкт-Петербургу
Кредитор: Соловьев Игорь Геннадьевич