г. Санкт-Петербург
18 декабря 2008 г. |
Дело N А21-2311/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Черемошкиной В.В., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Харенко Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" (регистрационный номер 13АП-11383/2008) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.09.2008 года по делу N А21-2311/2008 (судья Педченко О.М.), принятое
по иску ОАО "Российские Железные Дороги"
к ООО "Ван-Свет"
о взыскании 249 880,34 руб.
при участии:
от истца: Филатова Г.С. по доверенности 39-АБ N 02779 от 16.10.2006 г.
от ответчика: адвокат Суханов А.А. по доверенности N 37 от 08.12.2008 г.
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Ван Свет" (далее - ООО "Ван Свет") 248 662 руб. 58 коп. платы за пользование вагонами в период их нахождения на путях общего пользования станции Кутузово-Новое Калининградской железной дороги с 19.04.2007 г. по 11.06.2007 г. сбора за маневровую работу локомотива, принадлежащего железной дороге.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 29.09.2008 г. в удовлетворении исковых требований было отказано.
ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой на решение суда, в которой указывает на то, что оно принято с нарушением норм материального права, указывая при этом на следующее.
Акт общей формы N 453 от 11.06.2007 г., подтверждающий период и причины простоя был составлен в соответствии с требованиями пунктов 3.1.,3.2.4, 3.4, 3.5 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 45.
Суд сделал необоснованный вывод о том, что акт общей формы N 453 от 11.06.2007 г. не отражает того, что вагоны с 19.04.2007 г. не разгружались ответчиком.
Необоснованны является вывод суда об одностороннем составлении акта перевозчиком.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Выслушав пояснения представителей сторон в судебном заседании, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя при этом из следующего.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ООО "Ван Свет" был заключен договор N 28 на транспортно-экспедиционные операции и договорные услуги.
Исходя из пункта 2.1 договора, ОАО "РЖД" приняло на себя обязательства по выполнению своевременно и в полном объеме оплачиваемых работ, услуг и транспортно-экспедиционных операций согласно "Перечня договорных сборов на услуги" (приложение N 1 к договору).
Стороны договора также взяли на себя обязательства по ведению надлежащего учета оказанных услуг и их оплаты (пункт 4.3. договора).
19.04.2007 г. на станцию Кутузово-Новое Калининградской железной дороги-филиала ОАО "РЖД" в адрес ответчика по накладным СМГС N N 06417825, 06417826 прибыли вагоны NN 42098145, 42417071 с грузом железобетонных плит.
При осмотре прибывшего груза представителем ОАО "РЖД" и ООО Ван Свет" было обнаружено повреждение 6 из 14 железобетонных плит в результате их смещения при транспортировке железнодорожным транспортом.
Порядок приемки товара от перевозчиков и организаций связи регламентируется Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 N 18-ФЗ.
В случаях обнаружения утраты, повреждения товаров при перевозке или несоответствия фактически полученного количества товарно-сопроводительным документам покупатель должен потребовать от перевозчика составления коммерческого акта.
Однако, несмотря на требования ответчика, коммерческий акт составлен сторонами не был.
Апелляционный суд отклоняет доводы подателя жалобы о том, что акт общей формы N 453 от 11.06.2007 г., подтверждающий период и причины простоя был составлен в соответствии с требованиями пунктов 3.1., 3.2.4, 3.4, 3.5 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 45.
Пункт 2 статьи 784 Гражданского кодекса РФ определяет, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса РФ погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статья 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации устанавливает, что перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон
В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В соответствии со статьей 39 Устава железных дорог Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Порядок оформления задержки вагонов, в том числе, в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается только за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
За время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования оплачиваемое время за пользование вагонами, контейнерами для погрузки грузов, выгрузки грузов определяется в соответствии с положениями главы IV Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а за время нахождения в местах общего пользования - исчисляется за все время нахождения: с момента выдачи контейнеров с грузом грузополучателям для выгрузки или передачи грузоотправителям порожних контейнеров для их загрузки до момента возврата контейнеров на железнодорожные станции.
Статья 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Данная статья содержит перечень обстоятельств, при наличии которых необходимо составление коммерческого акта. Для удостоверения иных, не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств, оформляются акты общей формы и другие акты.
Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 г. N 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил).
В силу статьи 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обязательным условием взимания платы за пользование вагонами является выполнение перевозчиком обязанности уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Пунктами 2, 3 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 29 предусмотрено, что в соответствии со статьей 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, представлены акты общей формы, составленные по факту простоя вагонов в ожидании их приема на путях общего пользования.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно сослался на то, что представленные в материалы дела акты общей формы не соответствуют требованиям, установленным в Правилах составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 45 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3.1 Правил акт общей формы составляется в случае отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта (учетной карточки выполнения заявки на перевозку, накопительной карточки, акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов и других).
В силу пункта 3.2.4 Правил в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
В случае отказа или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка: "От подписи отказался". При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись, что акт был предъявлен на подпись грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц "в присутствии перевозчика" с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика.
Как следует из представленного в материалы дела акта общей формы N 453, он был составлен 11.06.2007 г. в день фактической разгрузки вагонов. В нем нет указания на причины простоя вагонов, также нет подписи представителей ответчика. Не указано также сведений об участии представителя ответчика в его составлении и отказе от подписи, который был бы зафиксирован в установленном законом порядке. Нет также данных о том, что представитель ответчика приглашался на составление этого акта.
Исходя из вышеизложенного, отклоняются доводы подателя жалобы о том, что необоснован вывод суда об одностороннем составлении акта перевозчиком.
Кроме того, истец предъявляет требования об оплате за простой вагонов, начиная с 19.04.2007 г. по 11.06.2007 г., однако сам акт составлен лишь 11.06.2007 г. с нарушением требований, установленных в указанных выше нормативных актах.
При разрешении спора суд первой инстанции , исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательства, представленные как истцом, так и ответчиком, во взаимосвязи и в совокупности, установил, что порядок составления актов не соответствует предъявляемым требованиям. На основании изложенного сделал правомерный вывод об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих исковые требования.
Исходя из изложенного, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, а, следовательно, для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.09.08. оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
В.В. Черемошкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2311/2008
Истец: ОАО "Российские Железные Дороги"
Ответчик: ООО "Ван-Свет"