г. Санкт-Петербург
19 января 2009 г. |
Дело N А56-10409/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Медведевой И.Г., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником Какушкиной Д.Ц.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12244/2008) ООО "ЮПМ-Кюммене" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2008 года по делу N А56-10409/2008 (судья Хайруллина Х.Х.), принятое
по иску ООО "ЮПМ-Кюммене"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 31 009,64 руб.
при участии:
от истца: Бородулин С.И. по доверенности N 85 от 01.12.08г.
от ответчика: Беляев А.Н. по доверенности N Ю-11/206 от 22.12.08г., Тулаев А.П. по доверенности N Ю-11/205 от 22.12.08г.
установил:
ООО "ЮПМ-Кюммене" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 29 004,80 руб. незаконно списанных денежных средств с лицевого счета в СПб ТехПД, 2 004,84 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 6 000 руб. расходов на оплату услуг представителя и 1 240,38 руб. расходов по госпошлине.
В обоснование иска было указано следующее.
Во исполнение обязательств по контракту N ARS 2003/006 транспортной экспедиции от 15.12.2003г. между УПМ Кюммене Форест (Финляндия) (клиент) и ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа", правопредшественником ООО "ЮПМ-Кюммене" (экспедитор), последним заключен 30.12.2005г. договор с ОАО "РЖД" об организации перевозок N 0060366.
19.01.2006 года между ответчиком и ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" заключено соглашение N 6117237 о централизованных расчетах за услуги железной дороги. Предметом данного соглашения является порядок безналичных расчетов между дорогой и плательщиком по оплате провозных платежей за перевозку грузов и иных платежей, связанных с перевозками, предусмотренными УЖТ РФ.
Согласно перечня железнодорожных документов N 189 от 17.07.2007г., N 190 от 18.07.2007г., ответчик списал с лицевого счета ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" штрафные санкции, сборы за хранение груза в зоне таможенного контроля, плату за время пользования вагонами на станционных путях, сбор за маневровую работу, в размере 29 004,80 руб. Списание произведено на основании железнодорожных накладных, по которым вагоны, груженные сосновым пиловочником, отправленные ОАО "Ледмозерское ЛЗХ" в адрес АО УПМ-Кюммене (Финляндия), были задержаны Выборгской таможней на основании постановления Правительства РФ N 75 от 05.02.2007г.
По мнению истца, указанное списание является неправомерным, поскольку в соответствии со статьями 22, 47 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, согласно которым, в случае нарушения требований правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также таможенных правил и т.д., расходы перевозчика возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей, но не экспедитора, каковым является истец в спорных правоотношениях.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что списание денежных средств произведено правомерно, в соответствии с п. 3.1.10 Прейскуранта 10-01 (Тарифное руководство N 1) и с параграфом 3 статьи 12 Условий перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов, в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении, Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении (далее "Условия перевозок"), согласно которым, железной дороге возмещаются понесенные ею расходы, связанные с проведением административного контроля, а также расходы по исправлению погрузки крепления груза и другие подобные расходы отправителем, если они возникли на железной дороге отправления, или получателем, если они возникли на железной дороге назначения или иным плательщиком за перевозки.
В соответствии с параграфом 1 статьи 18 Условий перевозок провозные платежи взимаются с экспедитора, фрахтового агента или иного плательщика за перевозку по железной дороге отправления, по железной дороге назначения или за весь путь следования при наличии договора между плательщиком и соответствующей железной дорогой.
Ответчик полагает, что к спорным правоотношениям в соответствии со статьей 5 Федерального Закона "О международных договорах Российской Федерации" следует применять правила международного договора, то есть "Условия перевозок", следовательно, истец, как плательщик за перевозку, обязан возместить железной дороге ее расходы.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.
При исследовании материалов дела, доводов участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу о том, что в соответствии с параграфом 3 статьи 12 Условий, железной дороге возмещаются понесенные ею расходы, связанные с проведением административного контроля. Расходы возмещаются отправителем.
Согласно данным, отраженным в железнодорожной накладной, плательщиком за перевозку является правопредшественник истца, следовательно, именно ООО "ЮПМ Кюммене" в данном случае является плательщиком спорных сумм, которые обоснованно списаны с его лицевого счета в ТехПД.
Поскольку в Условиях имеется прямое указание на плательщика расходов перевозчика в связи с проведением административного контроля, указание истца на то, что общий смысл Условий направлен на применение национального законодательства, не может быть принят.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ЮПМ Кюммене" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования, по следующим основаниям.
Согласно общепринятой трактовке отношений международного частного права в российской доктрине, нормы международного права подлежат применению при наличии в отношениях иностранного элемента. В данном случае отношения возникли между двумя хозяйствующими субъектами Российской Федерации, услуга оказана на территории Российской Федерации, в связи с чем, нет никаких оснований для применения норм международного права.
В соответствии со ст.1210 ГК РФ стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. В соответствии с п.4.1 и п.4.5 договора об организации перевозок N 0060366 от 30.12.2005г., п.4.5 соглашения о централизованных расчетах за услуги железной дороги от 19.01.2006 года, заключенные между ООО "ЮПМ-Кюммене" и ОАО "РЖД" взаимоотношения сторон регулируются Российским законодательством, т.е. стороны при заключении договора определили какое право подлежит применению.
Кроме того, анализ содержания соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской республики о российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении позволяет утверждать, что данное соглашение регулирует взаимоотношения между двумя дорогами двух разных государств при решении вопросов о передаче груза от одной дороги на другую, а не между грузоотправителями, получателями и перевозчиками и иными лицами участвующими в транспортном процессе.
В спорном случае лицом, ответственным за допущенное нарушение является грузоотправитель, а не грузополучатель в интересах которого действует экспедитор. Взыскание расходов связано не с перевозками груза, а с правонарушением, которое допущено грузоотправителем, который и несет ответственность, предусмотренную законодательством.
Выслушав в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 15.12.2003г. между УПМ Кюммене Форест, город Куовола, Финляндия (клиент) и ЗАО "Аранна Рейл Сервис" (экспедитор, правопреемником которого является ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" (экспедитор, затем - ООО "ЮПМ-Кюммене") заключен контракт N ARS-2003/006, в соответствии с которым, с учетом дополнительного соглашения от 21.12.2005г., экспедитор принял на себя обязательства от своего имени, но за счет и в интересах клиента выполнить работы по организации транспортно-экспедиционного обслуживания клиента, связанного с перевозкой грузов по линиям железных дорог Российской Федерации, стран СНГ и других государств по заявкам клиента, а также выполнять дополнительные транспортно-экспедиционные услуги, связанные с этими перевозками. Одной из обязанностей является производство расчетов с ОАО "РЖД" по провозным платежам.
С целью выполнения взятых на себя обязательств 30.12.2005г. ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" заключило с ОАО "РЖД" договор об организации перевозок N 0060366.
Пунктом 2.1.3 договора предусмотрена обязанность ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" своевременно и полностью вносить плату за перевозку грузов и осуществлять иные платежи, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
19.01.2006г. между ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" и ОАО "РЖД" заключено соглашение N 6117237 о централизованных расчетах за услуги железной дороги.
В июле 2007 года со станции Ледмозеро Октябрьской железной дороги по железнодорожным накладным N N В610771, В610772, В610773, В610774, В610775, В6107766 в вагонах N N 54817655, 54235338, 5423562, 54810288, 54235361, 54816707 ОАО "Ледмозерское ЛЗХ" (грузоотправитель) отправляло в адрес АО УПМ Кюммене (грузополучатель) в Финляндии пиловочник сосновый.
На пограничной передаточной станции Светогорск 02.07.2007 Выборгской таможней указанный вагоны с грузом были задержаны в связи с запрещением выпуска лесоматериалов с территории Российской Федерации на основании Постановления Правительства от 05.02.2007 г. N 75. Вагоны были выпущены 07.07.2007 г.
В связи с этим, перевозчик компенсировал расходы, возникшие в результате задержки, в общем размере 29 004 руб. 80 коп., путем списания с лицевого счета истца в ТехПД по перечням железнодорожных документов от 17.07.2007 г. N 189, от 18.07.2007 г. N 190 (л.д. 27-31), на основании актов общей формы от 03.07.2007г. N N 311А, 194А , 312А, 195А, 308А, 191А, 309а, 192А, 310А, 393А, 313А,196А.
Поскольку претензия ООО "ЮПМ-Кюммене" о возврате денежных средств, списанных со счета в ТехПД, оставлена ОАО "РЖД" без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционный суд полагает решение суда подлежащим отмене, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 22 УЖТ РФ расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что, если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" межправительственное соглашение относится к международным договорам.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом международном сообщении (заключено в городе Хельсинки 16.04.1996) регулирует прямое железнодорожное сообщение между Российской Федерацией и Финляндской Республикой (статья 1).
В соответствии со статьей 2 указанного Соглашения железнодорожными администрациями и железными дорогами России и Финляндии разработаны и Конференцией по делам российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения (25-26 апреля 2005 года в городе Хельсинки) утверждены Условия перевозок пассажиров, багажа, товаро-багажа и грузов в Российско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении (далее - Условия перевозок).
Параграфом 1 статьи 3 Условий перевозок предусмотрено, что они применяются при перевозках грузов, предъявляемых к отправлению по накладной российско-финляндского прямого сообщения.
В соответствии с параграфом 1 статьи 12 Условий перевозок под провозными платежами понимаются: плата за перевозку груза, проезд проводника, дополнительные сборы и другие расходы, возникшие за период от приема груза к перевозке до его выдачи получателю.
Согласно параграфу 3 названной статьи железной дороге возмещаются понесенные ею расходы, связанные с проведением административного контроля, а также расходы по исправлению погрузки, крепления груза, расходы по исправлению упаковки, необходимой для сохранности груза, и другие подобные расходы.
В соответствии с параграфом 1 статьи 18 Условий перевозок провозные платежи взимаются: с отправителя груза - за перевозку со станции отправления до государственной границы; с получателя груза - за перевозку от государственной границы до станции назначения; с экспедитора, фрахтового агента или иного плательщика - за перевозку по железной дороге отправления, по железной дороге назначения или за весь путь следования при наличии договора между плательщиком и соответствующей железной дорогой.
Поскольку расходы, связанные с проведением административного контроля (параграф 3 статьи 12 Условий перевозок), не относятся к провозным платежам, перечисленным в параграфе 1 статьи 12 Условий перевозок, следовательно, они не подлежат взиманию с экспедитора на основании параграфа 1 статьи 18 названных Условий.
При таких обстоятельствах следует признать несостоятельными выводы суда о необходимости применения Условий перевозок, поскольку из их содержания не вытекает обязанность экспедитора возмещать железной дороге расходы, связанные с проведением административного контроля.
Сборы за хранение груза в зоне таможенного контроля, плата за время пользования вагонами на станционных путях, сборы за маневровую работу, списываются на основании статьей 22, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, которые предусматривают, что расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов, либо иных органов государственного контроля расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
В данном случае лицом, ответственным за допущенное нарушение является грузоотправитель, а не грузополучатель, в интересах которого действует экспедитор (истец). Взыскание штрафных санкций связано не с перевозками груза, а с правонарушением, которое допущено грузоотправителем, который несет ответственность, предусмотренную законодательством. Истец не является ни грузоотправителем, ни лицом, совершившим административное правонарушение, следовательно, штрафные санкции за задержку вагонов таможенным органом, сборы за хранение груза в зоне таможенного контроля, плата за время пользования вагона на станционных путях списаны ответчиком с истца неправомерно.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Таким образом, заявленные истцом требования о взыскании необоснованно списанных денежных средств являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами.
Согласно обоснованному расчету истца сумма процентов по перечню N 189 за период с 17.07.2007г. по 25.03.2008г. составляет 1 675,56 руб., по перечню N 190 за период с 18.07.2007г. по 25.03.2008г. - 329,28 руб., всего 2 004,84 руб. Правильность расчета ответчиком не опровергнута, в связи с чем требования о взыскании процентов в заявленном размере являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно статье 110 АПК РФ истец имеет право требовать взыскания с ответчика расходов на оплату услуг представителя. Согласно представленным документам (платежное поручение N 893 от 27.03.2008 года) истец понес расходы в сумме 6 000 руб.
Расходы истца по госпошлине по иску и апелляционной жалобе в силу статьи 110 АПК РФ подлежат возмещению истцу за счет ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2008 года по делу N А56-10409/2008 отменить.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "ЮПМ-Кюммене" неосновательно списанные с лицевого счета денежные средства в размере 29 004,80 руб., проценты в размере 2 004,84 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 6 000 руб., а также расходы по госпошлине по иску и апелляционной жалобе в размере 2 240,38 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10409/2008
Истец: ООО "ЮПМ-Кюммене"
Ответчик: ОАО "Российские Железные Дороги"