г. Санкт-Петербург
19 января 2009 г. |
Дело N А56-10415/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Медведевой И.Г., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником Какушкиной Д.Ц.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12419/2008) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2008 года по делу N А56-10415/2008 (судья Гайсановская Е.В.), принятое
по иску ООО "ЮПМ-Кюммене"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 162 125,58 руб.
при участии:
от истца: Бородулин С.И. по доверенности N 85 от 01.12.08г.
от ответчика: Тулаев А.П. по доверенности от 22.12.08г. N Ю-11/205
установил:
ООО "ЮПМ-Кюммене" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 149 962 руб. незаконно списанных денежных средств с лицевого счета в СПб ТехПД, 12 163,58 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 03.06.2007г. по 25.03.2008г., а также 18 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
В обоснование иска было указано следующее.
Во исполнение обязательств по контракту N ARS 2003/006 транспортной экспедиции от 15.12.2003г. между УПМ Кюммене Форест (Финляндия) (клиент) и ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа", правопредшественником ООО "ЮПМ-Кюммене" (экспедитор), последним заключен 30.12.2005г. договор с ОАО "РЖД" об организации перевозок N 0060366.
19.01.2006 года между ответчиком и ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" заключено соглашение N 6117237 о централизованных расчетах за услуги железной дороги. Предметом данного соглашения является порядок безналичных расчетов между дорогой и плательщиком по оплате провозных платежей за перевозку грузов и иных платежей, связанных с перевозками, предусмотренными УЖТ РФ.
Согласно перечню железнодорожных документов N 147 от 03.06.2007г., ответчик списал с лицевого счета ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" штрафные санкции, сборы за хранение груза в зоне таможенного контроля, плату за время пользования вагонами на станционных путях, сбор за маневровую работу, в размере 149 962 руб. Списание произведено на основании железнодорожных накладных, по которым вагоны, груженные березовым балансом, отправленные ЗАО "ВИСТ" в адрес АО УПМ-Кюммене (Финляндия), были задержаны Выборгской таможней для взвешивания по причине превышения объема.
По мнению истца, указанное списание является неправомерным, поскольку в соответствии со статьями 22, 47 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в случае нарушения требований правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также таможенных правил, расходы перевозчика возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей, но не экспедитора, каковым является истец в спорных правоотношениях.
Возражая против заявленных требований ответчик указал, что списание денежных средств произведено правомерно, в соответствии с п. 3.1.10 Прейскуранта 10-01 (Тарифное руководство N 1) и с параграфом 3 статьи 12 Условий перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении (далее "Условия перевозок"), согласно которым железной дороге возмещаются понесенные ею расходы, связанные с проведением административного контроля, а также расходы по исправлению погрузки крепления груза и другие подобные расходы отправителем, если они возникли на железной дороге отправления, или получателем, если они возникли на железной дороге назначения, или иным плательщиком за перевозки.
В соответствии с параграфом 1 статьи 18 Условий перевозок провозные платежи взимаются с экспедитора, фрахтового агента или иного плательщика - за перевозку по железной дороге отправления, по железной дороге назначения или за весь путь следования при наличии договора между плательщиком и соответствующей железной дорогой.
Ответчик полагает, что к спорным правоотношениям в соответствии со статьей 5 Федерального Закона "О международных договорах Российской Федерации", следует применять правила международного договора, то есть "Условия перевозок", т.е. истец, как плательщик за перевозку, обязан возместить железной дороге ее расходы.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2008 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
При исследовании материалов дела, доводов участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу о том, что "Условия перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении", согласованные на Конференции по делам российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения 25-26 апреля 2005 года, не могут иметь приоритета в применении в отношении Федерального Закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Кроме того, указано, что по смыслу положений Постановления Пленума ВС РФ от 10.10.2003г. N 5 договор, заключенный не между субъектами международного права, подчиняется не международному договору, а национальному праву государства, которое было выбрано сторонами такого договора. Согласно условиям Соглашения N 6117237 от 19.01.2006г. все споры и разногласия между сторонами подлежат урегулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того указано, что в спорном случае лицом, ответственным за допущенное нарушение, является грузоотправитель, а не грузополучатель, в интересах которого действует экспедитор (истец). Истец не является ни грузоотправителем, ни лицом, совершившим административное правонарушение, следовательно, штрафные санкции за задержку вагонов таможенным органом, сборы за хранение груза в зоне таможенного контроля, плата за время пользования вагона на станционных путях списаны ответчиком с истца неправомерно.
Суд также признал обоснованными требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и расходов на оплату услуг представителя в заявленном размере.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "РЖД" направило апелляционную жалобу, в которой указано на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, по следующим основаниям.
Из представленных в материалы дела актов общей формы следует, что дорогой с лицевого счета истца списывались лишь платы и сборы, представляющие собой расходы перевозчика, понесенные в связи с проведением административного контроля, т.е. не являющиеся мерами ответственности.
Суд необоснованно отклонил доводы ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям норм российско-финляндского соглашения.
Согласно параграфа 3 ст. 12 Условий перевозок железной дороге возмещаются понесенные ею расходы, связанные с проведением административного контроля, а также расходы по исправлению погрузки, крепления груза, расходы по исправлению упаковки, необходимой для сохранности груза и другие подобные расходы. Расходы возмещаются отправителем, если они возникли на железной дороге отправления, или получателем, если они возникли на железной дороге назначения, или иным плательщиком за перевозку.
В соответствии с параграфом 1 ст. 18 Условий перевозок, провозные платежи взимаются с экспедитора, фрахтового агента или иного плательщика за перевозку по железной дороге отправления, по железной дороге назначения или за весь путь следования при наличии договора между плательщиком и соответствующей железной дорогой.
В силу параграфа 1 ст. 12 Условий перевозок под провозными платежами понимаются плата за перевозку грузов, проезд проводника, дополнительные сборы и другие расходы, возникшие за период от приема грузов к перевозке до его выдачи получателю.
ООО "ЮПМ-Кюммене", по условиям добровольно принятых на себя договорных обязательств, вносит перевозчику все без исключения провозные платежи, включая дополнительные сборы и другие расходы, возникшие за период от приема грузов к перевозке до его выдачи получателю. Оплата провозных платежей частично не предусмотрена ни международными договорами, ни законодательством, ни соглашениями сторон.
Обязанность вносить все провозные платежи возложена на истца и договорами между ним и третьими лицами. По условиям п. 1.1 Соглашения от 15.12.2003 г. N ARS-2003/006 экспедитор оплачивает причитающиеся железной дороге платежи за счет клиента (грузополучателя) и за вознаграждение. Таким образом, обязанным оплатить железной дороге соответствующие платежи в силу прямого указания международного соглашения, законодательства, нормативно-правовых актов и договорных отношений истца, является ООО "ЮПМ-Кюммене". Действия железной дороги по списанию дополнительных сборов в счет возмещения понесенных железной дорогой расходов при задержании отправок таможенными органами являются правомерными.
Выслушав в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 15.12.2003г. между УПМ Кюммене Форест, город Куовола, Финляндия (клиент), и ЗАО "Аранна Рейл Сервис" (экспедитор, правопреемником которого является ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" (экспедитор, затем - ООО "ЮПМ-Кюммене") заключен контракт N ARS-2003/006, в соответствии с которым, с учетом дополнительного соглашения от 21.12.2005г., экспедитор принял на себя обязательства от своего имени, но за счет и в интересах клиента выполнить работы по организации транспортно-экспедиционного обслуживания клиента, связанного с перевозкой грузов по линиям железных дорог Российской Федерации, стран СНГ и других государств, по заявкам клиента. Также, взяты обязательства выполнять дополнительные транспортно-экспедиционные услуги, связанные с этими перевозками. Одной из обязанностей является производство расчетов с ОАО "РЖД" по провозным платежам.
С целью выполнения принятых на себя обязательств, 30.12.2005г. ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" заключило с ОАО "РЖД" договор об организации перевозок N 0060366.
Пунктом 2.1.3 договора предусмотрена обязанность ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" своевременно и полностью вносить плату за перевозку грузов и осуществлять иные платежи, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
Кроме того, 19.01.2006г. между ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" и ОАО "РЖД" заключено соглашение N 6117237 о централизованных расчетах за услуги железной дороги.
По указанию Выборгской таможни 26.05.2007г. для досмотра на груз был наложен арест. Груз был выпущен после нахождения в зоне таможенного контроля станции Бусловская Октябрьской железной дороги 30.05.2007г., что подтверждается актами общей формы N N 0582А, 0583А, 0584А, 0585А, 0586А, 0587А, 0588А, 0589А.
Перевозчик компенсировал дополнительные расходы, возникшие в результате задержки вагона, а денежные средства в размере 149 962 руб. списал с лицевого счета истца в ТехПД, по перечню железнодорожных документов N 147 от 03.06.2007г. в качестве таможенного сбора, на основании актов общей формы N N 0582А, 0583А, 0584А, 0585А, 0586А, 0587А, 0588А, 0589А от 30.05.2007г. в соответствии со статьей 22 УЖТ РФ.
Поскольку претензия ООО "ЮПМ-Кюммене" о возврате денежных средств, списанных со счета в ТехПД, оставлена ОАО "РЖД" без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 22 УЖТ РФ расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ, по инициативе или указанию таможенных органов, либо иных органов государственного контроля (надзора), расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" межправительственное соглашение относится к международным договорам.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом международном сообщении (заключено в городе Хельсинки 16.04.1996) регулирует прямое железнодорожное сообщение между Российской Федерацией и Финляндской Республикой (статья 1).
В соответствии со статьей 2 указанного Соглашения железнодорожными администрациями и железными дорогами России и Финляндии разработаны и Конференцией по делам российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения (25-26 апреля 2005 года в городе Хельсинки) утверждены Условия перевозок пассажиров, багажа, товаро-багажа и грузов в Российско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении (далее - Условия перевозок).
Параграфом 1 статьи 3 Условий перевозок предусмотрено, что они применяются при перевозках грузов, предъявляемых к отправлению по накладной российско-финляндского прямого сообщения.
В соответствии с параграфом 1 статьи 12 Условий перевозок под провозными платежами понимаются: плата за перевозку груза, проезд проводника, дополнительные сборы и другие расходы, возникшие за период от приема груза к перевозке до его выдачи получателю.
Согласно параграфу 3 названной статьи железной дороге возмещаются понесенные ею расходы, связанные с проведением административного контроля, а также расходы по исправлению погрузки, крепления груза, расходы по исправлению упаковки, необходимой для сохранности груза, и другие подобные расходы.
В соответствии с параграфом 1 статьи 18 Условий перевозок провозные платежи взимаются: с отправителя груза - за перевозку со станции отправления до государственной границы; с получателя груза - за перевозку от государственной границы до станции назначения; с экспедитора, фрахтового агента или иного плательщика - за перевозку по железной дороге отправления, по железной дороге назначения или за весь путь следования при наличии договора между плательщиком и соответствующей железной дорогой.
Поскольку расходы, связанные с проведением административного контроля не относятся к провозным платежам, перечисленным в параграфе 1 статьи 12 Условий перевозок, следовательно, они не подлежат взиманию с экспедитора на основании параграфа 1 статьи 18 названных Условий.
При таких обстоятельствах следует признать несостоятельными доводы подателя жалобы о необходимости применения Условий перевозок, поскольку из их содержания не вытекает обязанность экспедитора возмещать железной дороге расходы, связанные с проведением административного контроля.
Доводам ответчика о том, что на истца возложена обязанность по оплате соответствующих платежей соглашениями от 19.01.2006г. и 15.0.2003 года, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции. Так судом правомерно указано, что в данном случае лицом, ответственным за допущенное нарушение является грузополучатель, а не грузоотправитель, в интересах которого действовал экспедитор.
Истцом правомерно начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 12 163,58 руб. за период с 03.06.2007г. по 25.03.2008г., правильность расчета ответчиком не опровергнута, в связи с чем, требования истца о взыскании процентов в заявленном размере, как и требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ, правомерно удовлетворены.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и подлежащими отклонению, а решение суда не подлежащим отмене или изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2008 года по делу N А56-10415/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10415/2008
Истец: ООО "ЮПМ-Кюммене"
Ответчик: ОАО "Российские Железные Дороги"
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-10415/2008
19.01.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12419/2008
23.10.2008 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-10415/08