г. Санкт-Петербург
26 января 2009 г. |
Дело N А56-23559/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Гафиатуллиной Т.С.
судей Зайцевой Е.К., Копыловой Л.С.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ляховой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-11859/2008, 13АП-12079/2008) открытого акционерного общества "Фонд имущества Санкт-Петербурга" и Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2008 по делу N А56-23559/2008 (судья Маркин С.Ф.), принятое
по иску ООО "Проект-Л"
к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
3-е лицо: ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга"
о признании недействительным распоряжения от 19.06.2008 N 924-рз
при участии:
от истца: представителя Пасека Е.А. (доверенность от 12.09.2008), представителя Кузнецова Е.В. (доверенность от 09.12.2008)
от ответчика: представителя Баженовой Ю.С. (доверенность N 34197-42 от 30.12.2008)
от 3-го лица: представителя Чуватиной Е.В. (доверенность N 6598/28 от 29.12.2008)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Проект-Л" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ, Комитет) от 19.06.2008 N 924-рз "О продаже незанятого объекта жилищного фонда, находящегося в аварийном состоянии".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Фонд имущества Санкт-Петербурга" (далее - ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга").
Решением арбитражного суда от 16.10.2008 суд удовлетворил заявление Общества, признав распоряжение КУГИ от 19.06.2008 N 924-рз "О продаже незанятого объекта жилищного фонда, находящегося в аварийном состоянии" (далее - распоряжение КУГИ) недействительным, в связи с тем, что оно было принято в отсутствие предусмотренных правовыми актами оснований, и его принятие нарушило права и законные интересы ООО "Проект-Л", ведущего разработку документации, необходимой для реконструкции зданий по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 251, лит. А, д. 253, лит. А с целью создания второго корпуса гостиницы "Комфитель".
Не согласившись с выводами судебного акта, ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" и КУГИ обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение от 16.10.2008 отменить, в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения КУГИ от 19.06.2008 N 924-рз "О продаже незанятого объекта жилищного фонда" ООО "Проект-Л" отказать.
По мнению КУГИ, заявителем не подтверждено ни одно из условий, одновременное наличие которых, в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), необходимо для признания действий (бездействий) государственных органов незаконными. Оспариваемое распоряжение Комитета содержит решение собственника объектов недвижимости об условиях их продажи.
Из апелляционной жалобы ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" следует, что вывод суда об отсутствии оснований для принятия решения о продаже квартир, являющихся аварийными объектами, основан на неверном толковании распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 14.11.1997 N 1163 "О порядке продажи квартир государственного жилищного фонда", Положения о порядке продажи квартир и Закона Санкт-Петербурга от 02.05.2006 N 169-27 "О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга". Исключение здания, обозначенного литерой А, д. 251, Лиговский пр., Санкт-Петербурга, из перечня адресов зданий и земельных участков, на которых они расположены, предназначенного для подготовки документации для проведения торгов по продаже расселенных зданий и земельных участков, на которых они расположены, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2003 N 33-рп, не свидетельствует об отсутствии правовой возможности продажи квартир.
Кроме того, по мнению подателя жалобы до настоящего времени постановление Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении здания заявителю для реконструкции не принято. Само по себе заявление потенциального инвестора не свидетельствует о наличии у него права на целевое предоставление объекта недвижимости для реконструкции.
Неприменение судом при рассмотрении дела статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" и пункта 3.5 Положения привело к неправильному определению предмета доказывания.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали изложенные в апелляционных жалобах и отзывах на них доводы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 19.06.2008 КУГИ издано распоряжение N 924-рз "О продаже незанятого объекта жилищного фонда, находящегося в аварийном состоянии", в соответствии с которым было принято решение о продаже квартир N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 251, на аукционе.
В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 26.07.2006 N 100-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2003 N 33-рп" здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 251, было включено в Перечень объектов, подлежащих реализации на торгах в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2003 N 33-рп "О продаже на торгах расселенных зданий и земельных участков, на которых они расположены" (далее - распоряжение N 33-рп).
Аварийное здание по вышеуказанному адресу было расселено в 1994 году за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на основании решения Исполнительного комитета Фрунзенского районного Совета народных депутатов г. Ленинграда от 26.04.1990.
Ввиду нерешенных имущественно-правовых вопросов с собственниками нежилых помещений и части земельного участка, а также наличия обременения в виде долгосрочного договора аренды части земельного участка, осуществить продажу в соответствии с упомянутым распоряжением N 33-рп не представилось возможным, в связи с чем, указанное здание распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2007 N 209-рп было исключено из Перечня адресов зданий и земельных участков, на которых они расположены, предназначенных для подготовки документации для проведения торгов по продаже расселенных зданий и земельных участков, на которых они расположены, утвержденного распоряжением N 33-рп.
28.02.2007 ООО "Проект-Л" обратилось в Санкт-Петербургское государственное учреждение "Управление инвестиций" с заявлением о предоставлении для реконструкции объекта недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 251, литера А.
Как следует из письма Проектно-инвентаризационного бюро Фрунзенского района N 68 от 21.01.2003 части строения, ранее значившиеся как отдельные строения по адресам: Лиговский пр., д. 251, лит. "А", Лиговский пр., д. 253, лит. "А", являются единым объектом недвижимости, так как имеют общую стену в месте примыкания. Согласно разрешению Государственного учреждения "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости от 11.11.2002 N 1636 строению присвоен адрес по Лиговскому пр., д. 251.
Согласно сводному заключению Санкт-Петербургского государственного учреждения "Управление инвестиций" от 24.04.2007 N 4/4890/07 "О предоставлении объектов недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 251, лит. А, д. 253, лит. А для реконструкции в соответствии с разрешенными видами использования" реализация инвестиционного проекта в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1592 признана возможной после исключения здания, расположенного по адресу: Лиговский пр., д. 251, лит. А из перечня, указанного в распоряжении Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2003 N 33-РП, при условии решения имущественно-правовых вопросов и получения согласия собственников земельного участка и нежилых помещений на реализацию данного инвестиционного проекта, а также при условии получения согласия ОАО "Прогресс" на досрочное расторжение договора аренды.
Во исполнение указаний ГУ "Управление инвестиций" заявителем был предпринят ряд действий, необходимых для принятия решения о предоставлении объекта недвижимости для реконструкции.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2008 N 194 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: Фрунзенский район, Лиговский пр., участок 1 (западнее дома N 251, литера А, по Лиговскому пр.)" ООО "ПроектЛ" разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 1204 кв.м, кадастровый номер 78:13:7315:12.
10.04.2008 между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и ООО "Проект-Л" заключен договор аренды земельного участка, предоставляемого для проведения изыскательских работ N 21-ЗКИ000088, в соответствии с которым заявителю предоставлен земельный участок с кадастровым номером 78:13:7315:12, площадью 1204 кв.м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., участок 1 (западнее дома 251, литера А по Лиговскому проспекту).
19.06.2008 Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга вынесено распоряжение N 924-рз "О продаже незанятого объекта жилищного фонда, находящегося в аварийном состоянии", а именно квартир N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20,21, 22, 23, 24, 25, 27 в доме по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 251. Обязанность по организации аукциона возложена на ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга".
Полагая, что указанное распоряжение нарушает права и законные интересы ООО "Проект-Л" и вынесено с нарушением действующего законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативный акт государственного органа может быть признан арбитражным судом недействительным в случае, если он не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы лица, обратившегося в суд.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.07.2004 N 1268 "О программе размещения объектов гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге" здания и земельные участки по адресам: Лиговский пр., д. 251 и д. 253 включены в адресный перечень для размещения гостиниц до 100 номеров (пункты 3.1.8.2, 3.1.8.3.).
Материалами дела подтверждено, что ООО "Проект-Л" ведется разработка документации, необходимой для реконструкции зданий по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 251, литера А, д. 253, литера А с целью создания второго корпуса гостиницы "Комфитель" (письмо Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2007, письмо Управления экономической и инвестиционной политики Комитета по управлению городским имуществом от 07.03.2006 N 5670-13, письмо Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 1-1-21116/23667, письмо Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 01.03.2006 N 21/644-265, заключение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 06.03.2006 N 11-110-1, Сводное заключение от 24.04.2007 N 4/4890/07). Индивидуальный реестровый номер инвестиционного проекта - 411-НРЖ-99.
Учитывая изложенное, как правильно указал суд первой инстанции, распоряжение Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга о продаже квартир, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 251, затрагивает права и законные интересы заявителя.
Из решения Исполнительного комитета Ленинградского городского совета народных депутатов от 16.07.1990 N 607 следует, что предусматривался капитальный ремонт домов N N 251 и 253 по Лиговскому пр., в связи с чем, указанные дома были расселены. Указанное решение утратило силу в связи с невыполнением Ленинградским производственным объединением автобусного транспорта N 1 обязательств по капитальному ремонту указанных домов.
Как указывалось выше, распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 26.07.2006 N 100-рп здание по адресу: Лиговский пр., д. 251 было включено в Перечень адресов зданий и земельных участков, на которых они расположены, предназначенный для подготовки документации для проведения торгов по продаже расселенных зданий и земельных участков, на которых они расположены.
28.12.2007 спорное здание исключено из указанного перечня Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга N 209-рп.
Оспариваемое распоряжение о продаже незанятого объекта жилищного фонда, находящегося в аварийном состоянии, вынесено в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 14.11.1997 N 1163-р "О порядке продажи квартир государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга", которым утверждено Положение о порядке продажи квартир государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (далее - Положение). Положение определяет порядок продажи квартир государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.05.1997 N 80-26 "О порядке продажи квартир государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга", утратившего силу в связи с вступлением в силу Закона Санкт-Петербурга от 02.05.2006 N 169-27 "О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга".
Согласно пункту 2.2 Положения, на который ссылается ответчик в апелляционной жалобе, в первоочередном порядке подлежат включению в списки подлежащих продаже квартиры, признанные в установленном порядке находящимися в аварийном состоянии. В рассматриваемом случае аварийным является весь объект недвижимости, в котором расположены квартиры, выставленные на торги.
В силу пункту 1.2. Положения оно распространяется на продажу следующих объектов жилищного фонда, находящихся в собственности Санкт-Петербурга: квартиры в домах нового строительства, квартиры после их капитального ремонта в ранее построенных домах, а также в домах после их комплексного капитального ремонта или реконструкции; квартиры, освобожденные в связи со смертью или выбытием нанимателей и граждан, постоянно проживающих с нанимателями; квартиры, не востребованные наследниками и перешедшие в порядке наследования в собственность Санкт-Петербурга, в том числе в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, квартиры, расположенные в спорном здании, не подпадают под действие указанного Положения. Податели жалоб в обосновании своих доводов подменяют понятия, касающиеся статуса квартир, данные Положением, и неправомерно соотносят их со спорными объектами. При наличии распоряжения Правительства Санкт-Петербурга N 209-рп., оспариваемое распоряжение о продаже квартир, находящихся в аварийном состоянии, не может соответствовать закону. Спорные квартиры не представляют собой самостоятельный объект гражданского оборота и, как следствие, суд отклоняет доводы подателей жалобы как не соответствующие фактическим обстоятельствам.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, согласно пункту 2.1 Положения доля квартир государственного жилищного фонда, подлежащая продаже в соответствующем году, устанавливается губернатором Санкт-Петербурга по представлению Комитета по жилищной политике. Сведений об установлении доли квартир государственного жилищного фонда, подлежащей продаже в 2008 году, а также о соблюдении порядка их продажи, установленном в разделе 2 Положения, судам первой и апелляционной инстанции не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал наличие оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ, для принятия решения о признании оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Ссылка заявителя на противоречие оспариваемого распоряжения Закону Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", также правомерно признана судом необоснованной, поскольку в силу статьи 1 указанного Федерального закона под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, и выводов суда первой инстанции, оснований для которых у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2008 по делу N А56-23559/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга", Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23559/2008
Истец: ООО "Проект-Л"
Ответчик: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
Третье лицо: ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга"