г. Санкт-Петербург
19 января 2009 г. |
Дело N А56-19200/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульга Л.А.
судей Лопато И.Б., Фокина Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10988/2008) Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по СПб на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2008 по делу N А56-19200/2008 (судья Варенникова А.О.), принятое
по заявлению ОАО "Изотоп"
к Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным ненормативного акта налогового органа
при участии:
от заявителя: Думбрава К.А., дов. от 30.12.2008 N 243
от ответчика: Павловского А.Ю., дов. от 13.01.2009 N 03/00107
установил:
Санкт-Петербургское федеральное государственное унитарное предприятие "Изотоп" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Санкт-Петербургу N 73 от 14.03.2008 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 87856 руб. по декларации за октябрь 2007 и обязании Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Санкт-Петербургу возвратить заявителю 87856 руб.
Суд удовлетворил ходатайство заявителя и произвел процессуальную замену Санкт-Петербургского ФГУП "Изотоп" на правопреемника ОАО "Санкт-Петербургский "Изотоп".
Решением от 11 сентября 2008 года суд признал недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Санкт-Петербургу от 14.03.2008 N 73 в части отказа в возмещении 87856 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за октябрь 2007 г.
Суд обязал Межрайонную инспекцию ФНС России N 13 по Санкт-Петербургу возвратить на расчетный счет ОАО "Санкт-Петербургский "Изотоп" 87856 руб. налога на добавленную стоимость.
Межрайонная инспекция ФНС России N 13 по Санкт-Петербургу заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу NА56-19200/2008 от 11.09.2008 и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган заявил о несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильном применении норм права.
По мнению налогового органа, услуги, оказанные Предприятием в отношении контейнеров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, должны облагаться налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов, поскольку порожние контейнеры в силу статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации не являются товаром. Сами контейнеры не реализовывались и не предназначались для реализации и являются возвратной тарой.
Налоговый орган считает, что Предприятие осуществляло реализацию услуг, непосредственно связанных с перевозкой и транспортировкой по территории Российской Федерации, что исключает возможность применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, налоговый орган указал на отсутствие в оспариваемом решении налогового органа отказа в возмещении НДС в сумме 87856 руб.
Представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
ОАО "Санкт-Петербургский "Изотоп" возражало против апелляционной жалобы и просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке "0" процентов за октябрь 2007 года.
В рассматриваемом периоде Предприятие осуществляло деятельность, связанную с транспортно-экспедиционными услугами в отношении грузов, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита. Предприятие во исполнение агентского договора от 22 ноября 2006 г. N 051-06-1-80/581, заключенного с ОАО "Техснабэкспорт", которым в свою очередь был заключен внешнеторговый контракт N 08843672 от 01.01.2007 с АО "Ульбинский металлургический комбинат" (Казахстан) оказывало услуги по транспортировке по территории России транзитных грузов и возврата порожних ТУКов (транспортно-упаковочных комплектов) типа BU-D, размещенных в 20-футовых морские контейнеры.
Данные ТУКи были доставлены из Германии в Морской порт Санкт-Петербурга, оформлены Предприятием в таможенном режиме МТТ и доставлены в Казахстан по железной дороге. Кроме того, Предприятие оказало услуги в отношении одного порожнего 20-футового контейнера, который следовал из Казахстана в Германию транзитом через Россию.
Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку, по результатам которой вынесено решение N 73 от 14 марта 2008 года. В названном решении налоговый орган предложил Предприятию уплатить недоимку в сумме 87856 руб.
Основанием для вынесения решения явились выводы налогового органа о том, что Предприятие осуществляло транспортно-экспедиционные услуги по перевозке порожних контейнеров, а не товаров, следовательно, неправомерно применило налоговую ставку 0 процентов.
Предприятие не согласилось с решением налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд признал жалобу налогового органа подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.
Представление Предприятием в установленный срок полного комплекта документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом не оспаривается.
Помещение контейнеров под таможенный режим международного таможенного транзита в качестве товара подтверждается представленными в материалы дела документами.
Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Поскольку налоговое законодательство не раскрывает понятие международного таможенного транзита, следовательно применению подлежит статья 167 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой международный таможенный транзит это таможенный транзит, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации под товарами понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.
Таким образом, вывод налогового органа со ссылкой на статью 38 Налогового кодекса Российской Федерации, о том, что контейнеры, помещенные под международный таможенный транзит не относятся к товарам, и, соответственно, рассматриваемые услуги не связаны с транспортировкой и перевозкой товаров, и реализация указанных услуг должна облагаться НДС по ставке 18 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, является ошибочным.
Суд первой инстанции правильно указал на особенности правового регулирования экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов Российской Федерации и Республики Казахстан, предусмотренные в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле" от 09.10.2000 (далее - Соглашение).
В силу статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации к рассматриваемым хозяйственным операциям статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат применению с учетом положений Соглашения.
Согласно статьи 5 Соглашения "услуги по транспортировке и обслуживанию транзитных грузов, включая услуги по их экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке облагаются НДС по ставке 0 процентов в государстве, налогоплательщики которого оказывают такие услуги, при подтверждении факта их оказания в соответствии с порядками, устанавливаемыми Сторонами.
Оказанные Предприятием услуги соответствуют услугам, перечисленным в Соглашении, требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и их реализация подлежит налогообложению по налоговой ставке 0 процентов.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что у налогового органа отсутствовали основания для применения налоговой ставки 18 процентов при налогообложении операций по организации перевозки контейнеров, помещенных под таможенный режим МТТ и доначисления налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем, апелляционная инстанция признала правильным довод налогового органа о допущенной судом неточности в формулировке пункта 1 резолютивной части решения, в которой суд признал недействительным оспариваемое решение в части отказа в возмещении 87856 руб. НДС.
Исходя из текста оспариваемого решения, налоговый орган не отказывал в возмещении налога, а произвел доначисление и предложил Предприятию уплатить недоимку в сумме 87856 руб.
Способ устранения нарушенного права налогоплательщика, указанный судом в резолютивной части решения, соответствует нормам налогового законодательства, поскольку суд обязал налоговый орган возвратить излишне уплаченную Предприятием сумму налога в соответствии с заявлением от 30.05.2008г. (заявление о зачете).
В связи с изложенным решение суда подлежит изменению.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы суд оставляет на налоговом органе.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Изменить пункт 1 резолютивной части решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 сентября 2008 года по делу N А56-19200/2008 и изложить в следующей редакции:
Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу от 14.03.2008 N 73 в части предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 г. в сумме 87 856 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19200/2008
Истец: ОАО "Изотоп"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N13 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10988/2008