г. Санкт-Петербург
16 января 2009 г. |
Дело N А21-5437/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. И. Протас, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12357/2008) (заявление) УПФ РФ (ГУ) в г. Советске Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.10.2008 по делу N А21-5437/2008 (судья И. Л. Гурьева), принятое
по иску (заявлению) УПФ РФ (ГУ) в г. Советске Калининградской области (межрайонное)
к предпринимателю Орловой Анжелике Ромуальдо
о взыскании 167 руб.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Советске Калининградской области (межрайонное) (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с предпринимателя Орловой Анжелики Ромуальдо (далее - Предприниматель) 167 руб. штрафа на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 22.10.2008 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Фонд просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. Податель жалобы считает, что А. Р. Орлова правомерно привлечена к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку сведения за 2007 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Предпринимателем не представлены. Кроме того, Фонд считает неправильным вывод суда о допущенных заявителем грубых нарушениях процедуры привлечения Предпринимателя к ответственности.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена камеральная проверка Предпринимателя по вопросу своевременности представления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ.
В ходе проверки Фондом установлено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Предпринимателем за 2007 год не представлены.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 20.03.2008 N 112, на основании которого вынесено решение от 22.04.2008 N 96 о привлечении А. Р. Орловой к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 167 руб.
На основании указанного решения Фонд направил А. Р. Орловой требование N 96 по состоянию на 22.04.2008 об уплате штрафа в сумме 167 руб. в срок до 08.05.2008.
Поскольку требование в установленный срок Предпринимателем не исполнено, Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Предпринимателем за 2007 год не представлены, что является основанием для привлечения А. Р. Орловой к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Вместе с тем, установив, что Фондом было допущено грубое нарушение порядка привлечения страхователя к ответственности, суд отказал Фонду в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ) к числу страхователей отнесены не только лица, выступающие в роли работодателей, но и индивидуальные предприниматели, производящие уплату страховых взносов за самих себя.
Одновременно в статье 7 Закона N 167-ФЗ определено, что граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, являются застрахованными лицами.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, у которых отсутствуют наемные работники, одновременно являются и страхователями, и застрахованными лицами.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав.
В соответствии со статьей 5 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является органом, осуществляющим индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования.
В абзаце 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, признаются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, представляются вместе с копией платежного документа.
В соответствии со статьей 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Во исполнение указанной статьи Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в пункте 38 которой установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ (пункт 2 Инструкции).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из содержания указанной нормы следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.
В ходе проверки Фондом установлено и материалами дела подтверждено, что Предприниматель не представил в установленный действующим законодательством срок индивидуальные сведения за 2007 год, предусмотренные статьей 11 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что за указанное нарушение Фонд обоснованно привлек Предпринимателя к ответственности в виде штрафа, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, судом при вынесении решения сделан правильный вывод о нарушении Фондом процедуры привлечения к ответственности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101 НК руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Таким образом, законодатель установил гарантии, одной из которых при начислении сумм налоговых и иных санкций является обеспечение лицу возможности участвовать лично и (или) через своего представителя в рассмотрении материалов проверки.
Как следует из материалов дела, акт от 20.03.2008 N 112 составлен без участия А. Р. Орловой или её представителя, срок представления возражений установлен до 10.04.2008.
Письмом от 20.03.2008 N 229 Фонд известил А. Р. Орлову о рассмотрении акта и материалов проверки 10.04.2008. Доказательств получения А. Р. Орловой данного письма Фонд в материалы дела не представил.
Решение N 96 о привлечении Предпринимателя к ответственности в виде штрафа в размере 167 руб. вынесено Фондом 22.04.2008. При этом Фонд не отрицает то обстоятельство, что о рассмотрении акта и материалов проверки 22.04.2008 Предприниматель не извещался.
В этой связи суд сделал правильный вывод о том, что, не обеспечив возможность участия Предпринимателя в процессе рассмотрения материалов проверки, Фонд допустил существенные нарушения порядка привлечения лица к ответственности. Данное обстоятельство является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании с Предпринимателя штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного страхования.
Названная позиция согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Президиума от 12.02.2008 N 12566/07.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.10.2008 по делу N А21-5437/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5437/2008
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Советске Калининградской области (межрайонное)
Ответчик: Индивидуальный предприниматель Орлова Анжелика Ромуальдо
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12357/2008