г. Санкт-Петербург
22 января 2009 г. |
Дело N А56-13847/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Т.И. Петренко, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11122/2008) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2008 по делу N А56-13847/2008 (судья Т.М. Ресовская), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Российские Железные Дороги"
к Выборгской таможне
об оспаривании постановления
при участии:
от истца (заявителя): представителя М.Н. Горновской (доверенность от 22.12.08 N 10-11/208)
от ответчика (должника): представителя Н.Г. Волынского (доверенность от 31.12.08 N 05-01/23478)
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (Далее - Общество, ОАО "РЖД", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (Далее - Таможня, таможенный орган) от 08.04.2008 N 10206000-2236/2007 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением от 24.09.2008 суд удовлетворил заявленное Обществом требование, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление. Суд пришел к выводу о том, что пломба отправителя ЗПУ N 102651, утрата которой вменяется в вину Обществу, не была признана таможенным органом в качестве средства идентификации. Так же суд принял во внимание положение статьи 91 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) и, указав на наличие обстоятельств непреодолимой силы, пришел к выводу об отсутствии вины Общества в совершении инкриминируемого правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Таможня обжаловала его в апелляционном порядке. По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Таможни доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы на том основании, что утрата средства идентификации произошла в условиях крайней необходимости, в связи с чем не является административным правонарушением в силу статьи 2.7 КоАП РФ. Довод о том, что утраченное ЗПУ N 102651 не было принято таможенным органом в качестве средства идентификации, в судебном заседании не поддержал.
Законность принятого судом решения проверена в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 05.12.2007 в 07 час. 40 мин. на станцию "Бусловская" Октябрьской ж/д, таможенный пост ЖДПП Лужайка Выборгской таможни прибыл грузовой поезд N 3624, следующий из Финляндии в Россию, в составе которого находилась железнодорожная цистерна N 72880347, в которой от отправителя ТОО "АНПЗ-ТРАНС" (Казахстан) в адрес получателя "НЕСТЕ ОЙЛ ОЙДЖ" (Финляндия), согласно железнодорожной накладной N Е0304950, перемещался товар: печное топливо, вес - 50391 кг.
05.12.2007 в 04 час. 59 мин. вышеуказанная цистерна была вывезена с таможенной территории России в режиме международного таможенного транзита и возвращена на территорию России по причине ее неисправности.
При таможенном осмотре цистерны N 72880347 в 15 час. 30 мин. 05.12.2007 было обнаружено отсутствие пломбы отправителя N 102651, цистерна опломбирована ЗПУ N 4528240, о чем составлен акт N 10206020/051207/000471 (л.д.56).
По факту утраты перевозчиком ОАО "РЖД" средства таможенной идентификации, используемого таможенным органом, 05.12.2007 должностным лицом таможенного поста ЖДПП Лужайка Выборгской таможни было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10206000-2236/2007, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.11 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
05.02.2008 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с вышеуказанное квалификацией, 08.04.2008 вынесено постановление о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности по статье 16.11 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 10000 рублей (л.д.7-11). Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужил факт утраты средства таможенной идентификации, используемого таможенным органом.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 83 ТК РФ таможенный орган отправления осуществляет идентификацию товаров, помещаемых под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита, в целях обеспечения возможности обнаружения таможенным органом назначения (пункт 1 статьи 92) следов изъятия товаров, вложения товаров в транспортное средство или совершения с товарами каких-либо операций, если указанные действия могли быть совершены при перевозке этих товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом.
Идентификация товаров осуществляется путем наложения таможенных пломб и печатей на транспортное средство, контейнер или на съемный кузов при соблюдении условий, установленных статьей 84 настоящего Кодекса.
В силу статьи 169 ТК РФ при международном таможенном транзите идентификация товаров осуществляется по правилам, установленным для внутреннего таможенного транзита, и применимым к международному таможенному транзиту.
Согласно пункту 2 статьи 69 ТК РФ после пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места прибытия, и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.
Статьей 16.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрата таких средств идентификации.
Материалами дела подтверждается тот факт, что в процессе передачи железнодорожной цистерны N 728803447 Финской железной дороге была обнаружена неисправность сливной трубы, в связи с чем данная цистерна 05.12.2007 была возвращена Обществу для устранения неисправности.
При осмотре цистерны работниками железной дороги на станции Бусловская было обнаружено, что из цистерны происходит утечка груза "топливо печное", относящегося к категории опасных грузов.
05.12.2007 начальником станции Бусловская в адрес начальника т/п ЖДПП "Лужайка" Гущина В.В. было направлено уведомление с просьбой обеспечить присутствие таможенного инспектора при вскрытии железнодорожной цистерны N 72880347, данное уведомление получено 05.12.2007, о чем свидетельствует штамп о принятии заявки и резолюция на нем: обеспечить присутствие должностного лица, оформить акты таможенного досмотра (л.д. 19).
В целях незамедлительного устранения опасной ситуации сотрудниками ОАО "РЖД" было принято решение о вскрытии цистерны в отсутствие сотрудников таможенного органа, для устранения брака с ж.д. цистерны N 72880347 снято ЗПУ N 102651, после устранения течи установлено ЗПУ Спрут 777 N 4528240. По данному факту составлен акт общей формы N 02860-1-П/16910 (л.д.20).
Таким образом, утрата средства идентификации произошла в результате обстоятельств непреодолимой силы.
В силу статьи 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Одним из средств защиты, предусмотренных КоАП РФ, является институт крайней необходимости. Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности, если оно своими действиями пыталось предотвратить опасность, угрожающую общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права. При этом опасность могла быть устранена только в результате совершения административного правонарушения. В данном случае наличие таких обстоятельств подтверждается материалами дела.
Тот факт, что перевозимый в ж.д. цистерне N 72880347 груз - "топливо печное" является опасным грузом, подтверждается отметкой в графе 11 ж.д.накладной N Е0304950 с приложением аварийной карточки (л.д.18). "Топливо печное" отнесено к категории "опасный груз" в соответствии с Приложением N1 к Правилам перевозки железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденным приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 N25.
Таким образом, ОАО "РЖД", как таможенный перевозчик, действовало с необходимой степенью заботливости и осмотрительности, необходимой и достаточной для соблюдения требований и условий законодательства в области таможенного дела. В сложившейся ситуации опасность могла быть устранена только в результате совершения административного правонарушения.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает неправомерным вывод суда о том, что удаленное средство идентификации - ЗПУ N 102651 не было признано таможенным органом в качестве средства идентификации, поскольку железнодорожная накладная N Е0304950, оформленная к перевозке, содержит оттиск штампа "Товар под таможенным контролем, за пломбами отправителя", проставленного Архангельской таможней при открытии режима международного таможенного транзита (л.д.18).
В соответствии со статьей 167 ТК РФ международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Местом убытия товара с таможенной территории Российской Федерации в данном случае являлась станция Бусловская, а фактом завершения таможенного контроля - непосредственное пересечение таможенной границы.
05.12.2007 в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о Российско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении был оформлен новый перевозочный документ - железнодорожная накладная N Е 0304950, имеющая в соответствии со статьей 1 вышеуказанного Соглашения передаточный характер (л.д.17).
Данная накладная содержит штамп Выборгской таможни "осмотрено, нарушений не выявлено", заверена личной номерной печатью N 706, что свидетельствует о том, что все сведения, в том числе и о пломбах отправителя, указанных в графе 39 накладной, соответствуют фактическим обстоятельствам.
Таможенный орган осуществляет таможенный контроль исходя из принципа непрерывности таможенного контроля. Фактом завершения процедуры таможенного контроля при международном таможенном транзите является пересечение таможенной границы Российской Федерации. В данном случае передача железнодорожной цистерны N 72880347 финской стороне не была завершена, поскольку данная цистерна была возвращена на станцию "Бусловская" по причине ее неисправности.
Между тем, неправомерный, по мнению суда апелляционной инстанции, вывод суда о том, что ЗПУ N 102651 не было принято таможенным органом в качестве средства идентификации, не повлек вынесения незаконного судебного акта, поскольку оспариваемое постановление Таможни не является законным.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 сентября 2008 года по делу N А56-13847/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Т.И. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-13847/2008
Истец: ОАО "Российские Железные Дороги"
Ответчик: Выборгская таможня