г. Санкт-Петербург
29 января 2009 г. |
Дело N А56-20324/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Гафиатуллиной Т.С.
судей Жиляевой Е.В., Зайцевой Е.К.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ляховой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12374/2008) общества с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2008 по делу N А56-20324/2008 (судья Адаев О.С.), принятое
по иску ООО "ЮПМ-Кюммене"
к ОАО "Российские железные дороги"
о возврате незаконно списанных 150 294 рублей 43 копеек
при участии:
от истца: представителя Бородулина С.И. (доверенность N 85 от 01.12.2008)
от ответчика: представителя Кудряшова С.В. (доверенность N ю-11/209 от 22.12.2008)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене" (далее - ООО "ЮПМ-Кюммене", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о возврате 138 167 рублей необоснованно списанных с лицевого счета ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" в Санкт-Петербургском ТехПД по перечню железнодорожных документов, 12 127 рублей 43 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие необоснованного удержания денежных средств, а также 25 600 рублей расходов на оплату услуг адвоката.
Решением от 20.10.2008 суд первой инстанции в иске ООО "ЮПМ-Кюммене" отказал, обосновывая свои выводы тем, что, выполняя обязанности плательщика по перевозке, ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" обязано оплачивать не только провозную плату по договорам перевозки в интересах клиента, но и дополнительные сборы, а также возмещать другие расходы, возникшие в период перевозки.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 20.10.2008 отменить и принять новое решение о взыскании с ОАО "РЖД" в пользу ООО "ЮПМ-Кюммене" незаконно списанных денежных средств в размере 138 167 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 12 127 рублей 43 копеек.
По мнению подателя жалобы, решение суда первой инстанции незаконно и подлежит отмене в связи с тем, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Кроме того, податель жалобы считает, что общая концепция условий перевозок грузов носит отсылочный характер к национальному (внутреннему) законодательству каждой из сторон и не противоречит статьям 22 и 47 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта".
В судебном заседании представители сторон поддержали изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё доводы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, в соответствии с контрактом N ARS-2003/006 транспортной экспедиции от 15.12.2003, заключенным между УПМ Кюммене Форест (Финляндия) (клиент) и ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа", правопредшественник ООО "ЮПМ-Кюммене" (экспедитор), с учетом дополнительного соглашения от 21.12.2005 экспедитор принял на себя обязательства от своего имени, но за счет и в интересах клиента выполнять работы по организации транспортно-экспедиционного обслуживания клиента, связанного с перевозкой грузов по линиям железных дорог Российской Федерации, государств СНГ и других государств по заявкам клиента, и выполнение дополнительных транспортно-экспедиционных услуг, связанных с этими перевозками. Одной из обязанностей экспедитора является производство расчетов с РЖД по провозным платежам. В целях выполнения взятых на себя обязательств 30.12.2005 истец заключил с ответчиком договор об организации перевозок N 0060366, пункт 2.1.3 которого предусматривает обязанность производить своевременное и полное внесение платы за перевозку и иных платежей, предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ".
Кроме того, 19.01.2006 между ответчиком и ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" заключено соглашение N 6117237 о централизованных расчетах за услуги железной дороги, согласно которому плательщик обязан следить за правильностью отражения в перечнях железнодорожных документов сумм, предъявленных к взысканию и оплаченных сумм в справках о движении денежных средств на лицевом счете плательщика.
Согласно перечней железнодорожных документов N 211 от 09.08.2007, N 212 от 10.08.2007 ответчик списал с лицевого счета ООО "ЮПМ-Кюммене Логистика Руссиа" сбор за хранение груза в зоне таможенного контроля в сумме 23 028 рублей, сбор за маневровую работу локомотива 1 032 рубля, телеграфное уведомление 326 рублей (акт 0932А), сбор за хранение груза в зоне таможенного контроля в сумме 27 148 рублей 80 копеек, сбор за маневровую работу локомотива 1 032 рубля, сбор за взвешивание 1 167 рублей 20 копеек (акт 0934А), сбор за хранение груза в зоне таможенного контроля в сумме 27 148 рублей 80 копеек, сбор за маневровую работу локомотива 1 032 рубля, сбор за взвешивание 1 167 рублей 20 копеек (акт 0933А), сбор за хранение груза в зоне таможенного контроля в сумме 27 148 рублей 80 копеек, сбор за маневровую работу локомотива 1 032 рубля, сбор за взвешивание 1 167 рублей 20 копеек (акт 0935А), сбор за хранение груза в зоне таможенного контроля в сумме 1 616 рублей, сбор за маневровую работу локомотива 1 032 рубля, сбор за взвешивание 1 167 рублей 20 копеек, сбор за телеграфное уведомление 326 рублей (акт 0898А), сбор за хранение груза в зоне таможенного контроля в сумме 1 616 рублей, сбор за маневровую работу локомотива 1 032 рубля, сбор за взвешивание 1 167 рублей 20 копеек (акт 0899А), на грузоотправки В622066, В622067, В622068, В622069, В622064, В622065 в размере 138 167 рублей на основании железнодорожных накладных, по которым вагоны NN 54814934, 54209598, 54990221, 59745455, 54814272, 54810536, груженые березовым балансом, отправленные ООО "Дирос Вуд" в адрес АО УПМ-Кюммене (Финляндия) были задержаны Выборгской таможней по причине превышения объема.
Исследовав представленные по делу доказательства, выслушав доводы представителей сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий перевозчика по списанию спорных денежных средств с лицевого счета истца, как плательщика по перевозке, в связи с чем, в удовлетворении его требований отказал.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, считает их ошибочными, а принятый судебный акт - подлежащим отмене.
В соответствии со статьей 22 УЖТ РФ расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что, если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" межправительственное соглашение относится к международным договорам.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом международном сообщении (заключено в городе Хельсинки 16.04.1996) регулирует прямое железнодорожное сообщение между Российской Федерацией и Финляндской Республикой (статья 1).
В соответствии со статьей 2 Соглашения железнодорожными администрациями и железными дорогами России и Финляндии разработаны и Конференцией по делам российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения (25-26 апреля 2005 года в городе Хельсинки) утверждены Условия перевозок пассажиров, багажа, товаро-багажа и грузов в Российско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении (далее - Условия перевозок).
Параграфом 1 статьи 3 Условий перевозок предусмотрено, что они применяются при перевозках грузов, предъявляемых к отправлению по накладной российско-финляндского прямого сообщения.
В соответствии с параграфом 1 статьи 12 Условий перевозок под провозными платежами понимаются: плата за перевозку груза, проезд проводника, дополнительные сборы и другие расходы, возникшие за период от приема груза к перевозке до его выдачи получателю.
Согласно параграфу 3 названной статьи железной дороге возмещаются понесенные ею расходы, связанные с проведением административного контроля, а также расходы по исправлению погрузки, крепления груза, расходы по исправлению упаковки, необходимой для сохранности груза, и другие подобные расходы.
В соответствии с параграфом 1 статьи 18 Условий перевозок провозные платежи взимаются: с отправителя груза - за перевозку со станции отправления до государственной границы; с получателя груза - за перевозку от государственной границы до станции назначения; с экспедитора, фрахтового агента или иного плательщика - за перевозку по железной дороге отправления, по железной дороге назначения или за весь путь следования при наличии договора между плательщиком и соответствующей железной дорогой.
Поскольку расходы, связанные с проведением административного контроля (параграф 3 статьи 12 Условий перевозок), не относятся к провозным платежам, перечисленным в параграфе 1 статьи 12 Условий перевозок, следовательно, они не подлежат взиманию с экспедитора на основании параграфа 1 статьи 18 названных Условий.
При таких обстоятельствах следует признать несостоятельными доводы ответчика, признанные правомерными судом первой инстанции, о возложении на экспедитора, как плательщика, обязанности возмещать железной дороге расходы, связанные с проведением административного контроля.
Ответчиком не приведены нормы российского законодательства, обязывающие экспедитора возмещать железной дороге расходы, понесенные ею при задержке груза таможенными органами.
С учетом изложенного предъявленные истцом требования подлежат удовлетворению в заявленном размере. Также за счет ответчика подлежат компенсации расходы истца по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе и расходы по оплате услуг представителя в сумме 31 105 рублей 88 копеек.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2008 по делу N А56-20324/2008 отменить.
Вынести новый судебный акт.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "ЮПМ-Кюммене" 138 167 рублей необоснованно списанных денежных средств, 12 127 рублей 43 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, 25 600 рублей расходов на представителя и 5 505 рублей 88 копеек расходов по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20324/2008
Истец: ООО "ЮПМ-Кюммене"
Ответчик: ОАО "Российские Железные Дороги"
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-20324/2008
29.01.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12374/2008
20.10.2008 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-20324/08