г. Санкт-Петербург
26 января 2009 г. |
Дело N А26-4691/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульга Л.А.
судей Лопато И.Б., Фокина Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12377/2008) Государственного учреждения Республики Карелия "Питкярантское центральное лесничество" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.11.2008 по делу N А26-4691/2008 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению ЗАО "Комилесзаготпром"
к Государственному учреждению Республики Карелия "Питкярантское центральное лесничество"
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания
при участии:
от заявителя: Смирнова Г.В., дов. от 01.12.2008 N 3/08
от ответчика: Мороз А.Е., дов. от 11.01.2009 N 12
установил:
Закрытое акционерное общество "Комилесзаготпром" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений ГУ РК "Питкярантское центральное лесничество" от 17 июня 2008 г. N 24, от 19.06.2008г. N 21, 20, N 23, 22.
Определением от 01 сентября 2008 г. суд объединил дела N А26-4691/2008, А26-4696/2008, А26-4700/2008, А26-4703/2008, А26-4691/2008 в одно производство с присвоением делу номера А26-4691/2008.
Решением от 20 ноября 2008 года суд удовлетворил заявленные требования.
Государственное учреждение Республики Карелия "Питкярантское центральное лесничество" (далее - Лесничество) заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20 ноября 2008 года по делу N А26-4691/2008.
В обоснование апелляционной жалобы Лесничество заявило о своем несогласии с выводом суда первой инстанции о том, что протоколы составлены с нарушением требований части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, поскольку административным органом не установлено время совершения административного правонарушения.
По мнению Лесничества, сведений, содержащихся в протоколах и актах на основании которых составлены протоколы достаточно для полного и объективного рассмотрения дела, в них указано место и событие административного правонарушения, срок действия лесорубочных билетов. Дата окончания лесорубочного билета формально является началом длящегося административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Лесничества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество возражало против апелляционной жалобы и просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представитель Общества поддержал доводы, изложенные в материалах дела.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество, зарегистрированное Федеральной налоговой службой по г. Сыктывкару, имеет филиал в поселке Пряжа Республики Карелия.
Во исполнение условий договора аренды участков лесного фонда от 27.11.2006г., заключенного с ФГУ "Питкярантский лесхоз" и договора N 4 от 20.11.2006г., заключенного с ФГУ "Олонецкий лесхоз" и на основании лесорубочных билетов NN 492, 532, 533, 538 от 29.12.2006г., NN 521, 522, 523, 526, 527, 528 от 28.12.2006г. Общество осуществляло заготовку древесины на территории Обжанского и Салминского лесничеств в Олонецком и Питкярантском районах Республики Карелия.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 22 ноября 2007 г. N 417р-П реорганизованы в форме слияния государственное учреждение Республики Карелия "Питкярантский лесхоз" и государственное учреждение Республики Карелия "Олонецкий лесхоз" в государственное учреждение Республики Карелия "Питкярантское центральное лесничество".
В целях контроля за соблюдением лесного законодательства Лесничество провело проверочные мероприятия, по результатам которых составлены акты проверки соблюдения требований лесного законодательства от 22 мая 2008 г. N 18, 19, от 21 мая 2008 г. N 20, 21, в которых отражена вырубка деревьев, не предназначенных для рубки, и неосуществление вывоза древесины в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации (лесорубочного билета), а также не произведение очистки одновременно с заготовкой древесины; а также акты освидетельствования мест рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов от 13 мая 2008 г. и от 14 мая 2008 г., в которых отражены оставленные недорубы и количество невывезенной в срок древесины.
Данные факты явились основаниями для составления протоколов об административных правонарушениях и вынесения постановлений о назначении административных наказаний.
В протоколе об административном правонарушении N 11У от 3 июня 2008 г. отражены не вывоз в срок древесины, завышенные пни и неудовлетворительная очистка мест рубок.
Постановлением N 24 о назначении административного наказания от 17 июня 2008 г. Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности Лесничество указало на нарушение пунктов 7, 8 "д", 9 Правил заготовки древесины, пункта 39 "б" "Правил Санитарной безопасности в лесах", пункта 16.17 "Правил пожарной безопасности в лесах" в квартале 113 делянки 2,3, в квартале 205 делянки 1, 2, 3, в квартале 194 делянка 1 Салминского лесничества, а именно: оставлен недоруб, невывезена древесина, оставлены завышенные пни, неудовлетворительная очистка мест рубок.
В протоколе об административном правонарушении N 19 от 22 мая 2008 г. отражено не осуществление вывоза древесины в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации (лесорубочный билет).
Постановлением N 21 о назначении административного наказания от 19 июня 2008 г. Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности Лесничество указало на нарушение пункта 7 Правил заготовки древесины в квартале 83 делянка 3 Обжанского участкового лесничества по лесорубочному билету 538 от 29.12.2006г., а именно: неосуществление вывоза древесины в течение 12 месяцев со дня выдачи лесорубочного билета.
В протоколе об административном правонарушении N 18 от 22 мая 2008 г. отражено не произведение очистки порубочных остатков с мест рубок одновременно с заготовкой древесины.
Постановлением N 20 о назначении административного наказания от 19 июня 2008 г. Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности Лесничество указало на нарушение пункта 61 Правил заготовки древесины в квартале 111 делянка 2 Обжанского участкового лесничества по лесорубочному билету 492 от 29.12.2006г., а именно: не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков.
В протоколе N 21 от 21 мая 2008 г. отражена рубка деревьев, не предназначенных для рубки, не осуществление вывоза древесины в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации (лесорубочный билет).
Постановлением N 23 о назначении административного наказания от 19 июня 2008 г. Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде штрафа в сумме 10000 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности Лесничество указало на нарушение пункта 8 "ж" Правил заготовки древесины, а именно: рубка деревьев, не подлежащих для рубки и неосуществление вывоза древесины в течение 12 месяцев со дня выдачи лесорубочного билета в квартале 140 делянка 2 Обжанского участкового лесничества по лесорубочному билету 533 от 29.12.2006г.
В протоколе N 20 от 21 мая 2008 г. отражена рубка деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению.
Постановлением N 22 о назначении административного наказания от 19 июня 2008 г. Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности Лесничество указало на нарушение пункта 8 "ж" Правил заготовки древесины в квартале 140 делянка 1 Обжанского участкового лесничества по лесорубочному билету 532 от 29.12.2006г.
Общество, считая, что нарушена процедура привлечения к ответственности обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд признал жалобу ГУ РК "Питкярантское центральное лесничество" подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования пришел к выводу, что протоколы N N 18, 19, 20, 21 и 11У составлены с нарушением требований части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не могут подтверждать события правонарушений, поскольку в протоколах об административных правонарушениях отсутствует время совершения административных правонарушений.
Частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение санитарной безопасности в лесах.
Статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 7 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 г. N 184 (далее - Правила) рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Подпунктом "д" пункта 8 Правил установлено, что при заготовке древесины запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки), а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что при заготовке древесины высота оставляемых пней не должна превышать одной трети диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 сантиметров - 10 сантиметров. Допускается оставление пней большей высоты при осуществлении заготовки древесины с применением многооперационной в соответствии с техническими условиями ее эксплуатации, а также в лесах, произрастающих в поймах рек.
Пунктом 61 Правил установлено, что очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины.
Пунктом 39 "б" "Правил Санитарной безопасности в лесах", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007г. N 414 предусмотрено, что при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательстве порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Пунктами 16, 17 "Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.07г. N 417, установлена обязанность по очистке мест рубок (лесосек) от порубочных остатков при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины и определен порядок проведения очистки мест рубок.
Суд первой инстанции правильно указал, что поскольку действие выданных Обществу лесорубочных билетов оканчивалось в декабре 2007 г., при заготовке по ним древесины Общество обязано было руководствоваться "Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" (далее - Правила отпуска древесины), утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.06.1998г.
Пунктом 72 Правил отпуска древесины лесонарушениями признаются: рубка или повреждение плюсовых, семенных деревьев и деревьев в семенных группах, куртинах и полосах (п.п. "а"); оставление недорубов (п.п. "к"); оставление невывезенной в установленный срок древесины (п.п. "л"); неудовлетворительная или несвоевременная очистка мест рубок от порубочных остатков (п.п. "н"); оставление завышенных пней (п.п. "с").
Согласно пункту 53 Правил отпуска древесины срок заготовки и вывозки древесины устанавливается 12 месяцев со дня выписки лесорубочного билета.
Пунктом 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 апреля 2007 г. N 74 определено, что лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду (Лесопользователь), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок, за один месяц до начала декларируемого календарного года.
Из изложенного следует, что выявленные Лесхозом действия и бездействие Общества составляют объективную сторону вменяемых Обществу административных правонарушений, как по законодательству, действовавшему в 2007 году, так и по законодательству, действовавшему в 2008 году.
Возражения по обстоятельствам нарушения изложенных выше норм права Обществом в материалы дела не представлены.
Апелляционная инстанция считает ошибочным вывод суда первой инстанции, признавшим ненадлежащими доказательствами по делу протоколы об административных правонарушениях в связи в отсутствием в них времени совершения административного правонарушения.
Согласно статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства РФ об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, срок действия лесорубочных билетов истек в декабре 2007 г., следовательно, оконченным административным правонарушением будет правонарушение, выявленное после истечения срока действия лесорубочных билетов.
По мнению апелляционной инстанции, выявленные Лесхозом правонарушения относятся к длящимся правонарушениям. Длящееся правонарушение представляет собой противоправное деяние (действие или бездействие), сопряженное с последующим длительным невыполнением лицом возложенных на него обязанностей. Характерной особенностью длящихся правонарушений является то, что противоправное деяние продолжается в момент его выявления. Данная особенность обусловливает иной порядок исчисления давностного срока, поскольку затруднительно определить момент совершения длящегося правонарушения.
Суд апелляционной инстанции признал не обоснованными доводы Общества о нарушении процедуры привлечения в административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и, если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из представленных доказательств, Лесничество направило в адрес Общества Извещение, в котором уведомило Общество о дате составления акта и протоколов - 22 мая в 8-00 час. (л.д. 136 т. 1). Данное Извещение было вручено Обществу в г. Петрозаводске 08.05.2008г. и второе уведомление, переадресованное в г. Петрозаводск из г. Сыктывкар - 22.05.2008г. (л.д.135 т.1). В Извещении на л.д. 33 т.2 Лесхоз предложил явиться Обществу 21 мая к 8-00 час., которое вручено Обществу в г. Петрозаводске 08.05.2008г. и второе уведомление, переадресованное из г. Сыктывкар - 22 мая 2008 г. (л.д.32 т.2). В извещении от 21.05.2008г. (л.д.47 т.2) Лесхоз уведомил Общество о составлении протокола 3 июня 2008 г. Данное извещение получено Обществом в г. Петрозаводске 28.05.2008г. (л.д.48 т.2) и второе уведомление, переадресованное из г. Сыктывкар - 09.06.2008г. (л.д.48 т.2).
Почтовый адрес в г. Петрозаводске Общество сообщило Лесничеству в письме N 255 КО от 29.2007г.(л.д.120 т.1). Суд апелляционной инстанции обозревал оригиналы почтовых уведомлений, направленных в адрес Общества в г. Сыктывкар, из которых видно, что почтовые уведомления переадресованы в г. Петрозаводск и получены представителем Общества в г. Петрозаводске.
Таким образом, протоколы N N 11У от 03 июня 2008 г., N 18 от 22 мая 2008 г., N 19 от 22 мая 2008 г., N 20 от 21 мая 2008 г., N 21 от 21 мая 2008 г. составлены Лесничеством при наличии сведений о надлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протоколов.
В материалы дела представлены Определения:
- N 18 от 5 июня 2008 г. (л.д. 109 т.1), в котором Общество уведомляется о рассмотрении дела об административном правонарушении N 18 от 22.05.2008г. 19 июня 2008 г. в 10 ч. 10 мин.,
- N 19 от 5 июня 2008 г. (л.д.129 т.1), в котором Общество уведомляется о рассмотрении дела об административном правонарушении N 19 от 22.05.2008г. 19 июня в 10ч. 30 мин.,
- N 20 от 5 июня 2008 г. (л.д.6 т.2), в котором Общество уведомляется о рассмотрении дела об административном правонарушении N 20 от 21.05.2008г. 19 июня 2008 г. в 10ч. 20 мин.,
- N 21 от 5 июня 2008 г. (л.д.26 т.2), в котором Обществом уведомляется о рассмотрении дела об административном правонарушении N 21 от 21.05.2008г. 19 июня 2008 г. в 10ч. 30 мин.
Указанные определения получены Обществом в г. Петрозаводске 09.06.2008г. (л.д.118 т.1).
Рассмотрение материалов по фактам нарушения лесного законодательства на основании протокола N 11У от 03 июня 2008 г. Лесхоз назначил на 17 июня 2008 г. в 10 часов. Указанный протокол получен Обществом в г. Петрозавоздске 11.06.2008г. (л.д. 45-46 т.2).
Таким образом, постановления о назначении административного наказания N 20 от 19 июня 2008 г., N 21 от 19 июня 2008 г., N 22 от 19 июня 2008 г., N 23 от 19 июня 2008 г., N 24 от 17 июня 2008 г. вынесены Лесничеством при наличии сведений о надлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении.
Из изложенного следует, что доводы Общества о нарушении Лесничеством процедуры привлечения к административной ответственности противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные в ходе судебного разбирательства факты свидетельствуют об отсутствии каких-либо обстоятельств, исключающих вину Общества в нарушении норм Лесного законодательства.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20 ноября 2008 года по делу N А26-4691/2008 отменить.
В удовлетворении заявления ЗАО "Комилесзаготпром" о признании незаконными и отмене постановлений государственного учреждения Республики Карелия "Питкярантское центральное лесничество" о назначении административного наказания от 17 июня 2008 г. N 24, от 19.06.2008г. N 21, от 19 июня 2008 г. N 20, от 19 июня 2008 г. N 23, от 19 июня 2008 г. N 22, вынесенные в отношении ЗАО "Комилесзаготпром", зарегистрированное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина д. 31, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4691/2008
Истец: закрытое акционерное общество "Комилесзаготпром"
Ответчик: Государственное учреждение Республики Карелия "Питкярантское центральное лесничество"
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12377/2008