г. Санкт-Петербург
28 января 2009 г. |
Дело N А56-30556/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12699/2008) ООО "Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 ноября 2008 года по делу N А56-30556/2008 (судья Королева Т.В.), принятое
по заявлению ООО "Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Кравец Н.В., доверенность от 25.08.2008.
от ответчика: Моисеева О.М., доверенность N 02/48747 от 25.11.2008, Софронова Е.П., доверенность N 02/48760 от 25.11.2008.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 27.08.2008 N 770 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 25.11.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение от 25.11.2008 отменить. По мнению подателя жалобы, в действиях заявителя отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Налоговый орган представил письменный отзыв с изложением своей позиции, доводы которого поддержаны представителем Инспекции в судебном заседании.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, 05.08.2008 государственными налоговыми инспекторами Межрайонной ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу Кротовым В.Н. и Сафроновой Е.П. на основании поручения от 05.08.2008 N 19/781 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в принадлежащем Обществу кафе ООО "Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар", расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Пражская ул., д. 48/50.
В ходе проверки выявлено, что наличные денежные расчеты с покупателями в момент оплаты заказа на общую сумму 877 рублей (сок по цене 159 руб., салат "Цезарь" по цене 199 руб., кофе по цене 119 руб., мороженое по цене 225 руб., коньяк "Арарат" 50 мл. по цене 175 руб.) осуществлялись без применения контрольно-кассовой техники. Указанный факт оценен проверяющими как неприменение контрольно-кассовой техники при расчете за оказание услуг, что является нарушением статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
По результатам проверки 05.08.2008 составлен акт N 024952 (л.д. 67-70) и вынесено определение N 024952 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 90-91).
13.08.2008 в присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 770 (л.д.92-93) и 27.08.2008 и.о. начальника Инспекции вынесено постановление N 770 , которым ООО "Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар" привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 6).
Считая данное постановление незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, не дал оценки всем обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр, при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 5 этого Закона организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), выдавать в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что проверка кафе осуществлялась налоговыми инспекторами Софроновой Е.П. и Кротовым В.Н. на основании поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу от 05.08.2008 N 19/781 (л.д.66).
Как следует из Акта N 024952, в ходе проверки установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты за сок, салат, мороженое и коньяк на общую сумму 877 рублей расчеты произведены без применения контрольно-кассовой машины (ККМ).
Таким образом, осуществление заказа в кафе и окончательный расчет произведен проверяющими инспекторами в ходе проверки.
О том, что заказ в кафе и последующая оплата произведены в ходе проверки законодательства о применении контрольно-кассовой техники, свидетельствует и письменные пояснения проверяющих налоговых инспекторов к акту проверки (л.д.87-88).
В пояснениях к акту инспекторы описывают процедуру расчета, в ходе которого им была дана сдача вместе с предварительным нефискальным чеком. Фискальный чек ККТ на сумму 877 руб. с указанием всех необходимых реквизитов в момент оплаты им выдан не был. После осуществления расчета "Предъявив документы, мы объявили о проверке".
Таким образом, осуществление заказа и расчет за него произведены налоговыми инспекторами в ходе проверки негласно, без предъявления документов.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что основанием для составления акта проверки и протокола об административном правонарушении послужило негласное мероприятие в виде проверочной закупки, которое в соответствии пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" является оперативно-розыскным мероприятием, проводимым уполномоченным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 Закона N 144-ФЗ налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Поскольку действующим законодательством сотрудникам налоговым органов право проведения проверочных закупок не предоставлено, данная закупка проведена должностными лицами Инспекции за пределами предоставленных им полномочий.
Следовательно, составленные на основании проверочной закупки акт проверки N 024952 от 05.08.2008, протокол об административном правонарушении от 13.08.2008 N 770 допустимыми доказательствами факта осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники не являются и необоснованно приняты судом в качестве надлежащих доказательств по делу в нарушение статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не является допустимым доказательством и представленная в материалы дела Контрольная лента смены N 916 (л.д.78-81), поскольку из материалов дела не видно, каким образом указанная лента была получена проверяющими должностными лицами. Изъятие указанного документа в порядке статьи 27.10 КоАП РФ в ходе проверки не осуществлялось.
Поскольку представленные налоговым органом доказательства совершения Обществом вмененного административного правонарушения получены с нарушением федеральных законов и в силу части 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могли быть использованы арбитражным судом, вывод суда первой инстанции о подтверждении Инспекцией факта административного правонарушения не соответствует материалам дела.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба Общества - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 ноября 2008 года по делу N А56-30556/2008 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу от 27.08.2008 N 770 о назначении административного наказания ООО "Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар", зарегистрированного в ЕГРЮЛ за ОГРН 2087746555170, юридический адрес: г. Москва, ул. Ижорская, дом 8, стр. 1
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-30556/2008
Истец: ООО "Кафе Хаус,Эспрессо и Капучино Бар"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-30556/2008
28.01.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12699/2008
25.11.2008 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-30556/08