г. Санкт-Петербург
02 февраля 2009 г. |
Дело N А56-18218/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12702/2008) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2008 по делу N А56-18218/2008 (судья Захаров В.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Джон Нурминен Терминал"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Динека В.И. по доверенности от 10.06.2008 N 25
от ответчика: Шошина Е.Е. по доверенности от 13.01.2009 N 03/00111
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Джон Нурминен Терминал" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит суд признать недействительными Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, Инспекция, Ответчик) N 397 от 19.05.2008 и Решение N 150 от 19.05.2008 в части отказа в предоставлении вычета по НДС в сумме 59 654 руб.
Решением суда от 27.10.2008 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемое решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, заключенные обществом договоры относятся к транспортно-экспедиционным и предъявление налоговых вычетов по НДС является неправомерным. Расходы по оказываемым обществом экспедиторским услугам в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ), подлежат возмещению клиентом. Включение обществом в налоговую базу по НДС стоимости услуг, оказанных поставщиками и, соответственно, применение транспортного вычета по данным работам (услугам) является неправомерным. Начисленный на них НДС должен перевыставляться заказчику соответствующих услуг и не может быть принят к вычету Обществом.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении. Представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы Инспекции, считая обжалуемое решение суда правильным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 21.01.2008 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за декабрь 2007 года, с приложением документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В декларации им заявлено к возмещению из бюджета по итогам налогового периода - 1 898 680 руб. налога, предъявленного и уплаченного им при приобретении услуг, оказанных ООО "Мантсинен" (перевалка лесоматериалов) на основании договора от 01.01.2007 N 02-01/2007 и ООО "Хуолинтакескус" (транспортно-экспедиторские услуги) на основании договора от 26.01.2007 N 43.
Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу проведена камеральная проверка налоговой декларации по НДС за декабрь 2007 года, в которой ООО "Джон Нурминен Терминал" заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 898 680 руб.
По результатам проверки составлен Акт камеральной налоговой проверки от 16.04.2008 N 252, вынесены Решение N 150 от 19.05.2008 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и Решение N 397 от 19.05.2008 о возмещении частично сумма налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Решением N 397 от 19.05.2008 Инспекция возместила Обществу НДС в сумме 1 839 026 руб. и отказала в возмещении НДС в сумме 59 654 руб.
Решением N 150 от 19.05.2008 Инспекция отказала в привлечении Общества к налоговой ответственности на основании ст.109 НК РФ и уменьшила заявленную к возмещению сумму НДС на 59 654 руб.
ООО "Джон Нурминен Терминал" с коммерческими предприятиями были заключены два вида договоров: одни внешнеторговые - по вывозу грузов (лесоматериалы) из России, другие - с поставщиками услуг (работ), связанные с организацией доставки грузов в Ленинградскую область, включая приемку вагонов с грузами, их выгрузку, сортировочные работы, ведение учета грузов на хранении и т.п.
Предметом внешнеторговых контрактов является организация транспортировки лесоматериалов железнодорожным транспортом от места их складирования (лесные терминалы, расположенные в Ленинградской области) с вывозом за пределы территории РФ получателям в Финляндию в режиме экспорта. Заказчиками по внешнеторговым договорам были дочерние подразделения финских получателей - ООО "Стора Энсо Форест Вест", ООО "Свинт Пойнт", ООО "Метсялиитто Санкт-Петербург", ОАО "Светогорск", ООО "Метсялиитто Осуускунта" (Финляндия). В рамках указанных договоров заявитель выполнял роль экспедитора. За оказанные им услуги, выполненные работы по вывозу грузов за пределы территории РФ (таможенный режим экспорта), заявитель выставил в адрес указанных выше заказчиков счета, с применением ставки НДС 0% в порядке ст.164 п.1 п.п.2 НК РФ. Пункт отправления грузов находился на территории РФ, а пункт назначения в Финляндии.
По результатам камеральной проверки по налоговой декларации за декабрь 2007 года ответчик в пункте 1 Решения N 397 от 19.05.2008 подтвердил правомерность применения Обществом налоговой ставки 0% по операциям по реализации работ, услуг.
Наряду с указанными выше внешнеторговыми сделками, заявитель заключил два внутриторговых контракта с поставщиками услуг (работ) - ООО "Мантсинен" и ООО "Хуолинтакескус" (далее - Поставщики), которые, исходя из их технических и иных возможностей, выполняли работы, оказывали услуги, связанные с операциями по доставке грузов по территории России. Каждый из них выполнял конкретные работы: ООО "Мантсинен" - погрузочно-разгрузочные операции, ООО "Хуолинтакескус" предоставлял железнодорожный подвижной состав (вагоны, платформы, лесовозы).
В рамках указанных договоров грузы (лесоматериалы) доставлялись железнодорожным транспортом по территории России от отправителей (лесозаготовители) до складских терминалов, расположенных в Ленинградской области, на которые они выгружались, подвергались сортировке, определенное время хранились. Организатором (заказчиком) процесса доставки грузов на терминалы выступал заявитель (ООО "Джон Нурминен Терминал"), который за оказанные Поставщиками услуги (работы) оплатил счета, выставленные ему в декабре 2007 года, в том числе НДС по ставке 18%
Уплаченную общую сумму НДС по ставке 18% в размере 59 654 руб. заявитель предъявил к вычету в порядке ст. 171 - 172 НК РФ.
Предметом договора N 02-01/2007 от 01.01.2007, заключенного с ООО "Мантсинен", является выполнение погрузочно-разгрузочных работ, складские операции на терминале в г. Старая Русса, Новгородская область. ООО "Мантсинен" выставил счет-фактуру N 467 от 31.12.2007 на сумму 14 360 руб. В подтверждение выполненной работы (услуги) был составлен Акт N 467 от 31.12.2007.
Предметом договора N 43 от 26.01.2007, заключенного с ООО "Хуолинтакескус", является экспедирование процесса перевозок грузов на территории Российской Федерации (перевозка в ж/д вагонах от отправителей (места отправления - регионы РФ, место выгрузки - терминалы (склады), расположенные в Ленинградской области). ООО "Хуолинтакескус" выставил счет-фактуру N 217 от 31.12.2007 на сумму 45 294 руб. и составил Акт N 203 от 26.01.2007.
По мнению Инспекции, указанные выше договоры относятся к договорам транспортной экспедиции и связаны с транспортировкой грузов в экспортном направлении и потому НДС, уплаченный по ставке 18%, в составе работ (услуг) выполненных подрядчиками заявителя, не подлежит вычету в порядке ст. 171 НК РФ и должен быть возмещен заказчиком (клиентом) в составе произведенных в его интересах расходов (затрат). В этой связи Инспекция считает, что сумма уплаченного поставщикам НДС по ставке 18% должна компенсироваться заказчиком (клиентом). Следовательно, у общества не имелось оснований для включения в налоговую базу по НДС, стоимости оказанных названными поставщиками услуг и, соответственно, не имелось оснований для применения налогового вычета в сумме 59 654 руб.
Общество, частично не согласилось с принятыми налоговым органом решениями и оспорило их в арбитражном суде.
Удовлетворяя требование Общества, суд первой инстанции, указал на несоответствие обжалуемых решений инспекции нормам законодательства о налогах и сборах.
Апелляционный суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы не находит правовых оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из решения 19.05.2008 N 150, налоговый орган признал необоснованным включение в состав налоговых вычетов ООО "Мантсинен" в сумме 14 360 руб.2007 за перевалку лесоматериалов; ООО "Хуолинтакескус" в сумме 45 294 руб. за транспортно-экспедиторские услуги.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложению НДС по ставке 0 процентов подлежат операции по реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
При этом в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ речь идет об операциях реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2005 N 41-О подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ определяют, что порядок обложения НДС по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ и услуг напрямую увязывается с фактом применения к реализации товаров, в отношении которых произведены эти работы или услуги, такой же ставки - 0 процентов. Это связано с тем, что в условиях использования принципа страны назначения налогообложение добавленной стоимости, образуемой при производстве и реализации товаров, происходит на территории страны-импортера.
Таким образом, приведенный в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ перечень работ (услуг), облагаемых по ставке 0 процентов, касается только тех работ (услуг), которые непосредственно связаны с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, облагаемых в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ по ставке 0 процентов.
Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде общество оказывало услуги по организации и экспедированию перевозок внешнеторговых и внутренних грузов на основании договоров:
- от 01.06.2006 б/н с ООО "Стора Энсо Форест Вест",
- от 28.03.2006 б/н с ООО "Свит Поинт",
- от 29.12.2006 N 1/1/07 с ООО "Метсялиитто Санкт-Петербург".
Инспекция пришла к выводу, что поскольку общество реализует эти транспортно-экспедиционные услуги, за которые получает вознаграждение, оно должно определять базу по НДС как сумму дохода, полученную в виде чистого вознаграждения, то есть без учета сумм, перечисленных клиентом в качестве возмещения понесенных ООО "Джон Нурминен Терминал" расходов.
По мнению налогового органа, сумма НДС, уплаченная ООО "Джон Нурминен Терминал" поставщикам (ООО "Минтсинен", ООО "Хуолинтакескус",) в составе платы за оказание услуг, должна компенсироваться заказчиком (клиентом) в составе сумм возмещаемых расходов, понесенных в интересах последнего и, соответственно, у общества не имелось оснований для включения в налоговую базу по НДС стоимости оказанных названными поставщиками услуг и, соответственно, не имелось оснований для применения налогового вычета в сумме 59 654 руб.
Из материалов дела следует, что Обществу оказывались услуги по договорам:
- от 01.01.2007 N 02-01/2007 ООО "Мантсинен" (перевалка лесоматериалов);
- от 26.01.2007 N 43 ООО "Хуолинтакескус" (транспортно-экспедиторские услуги);
Оплату оказанных услуг заявитель производил на основании выставленных контрагентами счетов-фактур, в которых был выделен НДС по ставке 18 процентов.
Инспекцией не представлено доказательств того, что оказанные ООО "Минтсинен", ООО "Хуолинтакескус", услуги непосредственно связаны с исполнением Обществом договоров по экспедированию внешнеторговых (экспортных) грузов с ООО "Стора Энсо Форест Вест", ООО "Свит Поинт", ООО "Метсялиитто Санкт-Петербург".
Договор, заключенный Обществом с ООО "Мантсинен" не является договором транспортной экспедиции. Договор с ООО "Мантсинен" не содержит положений, связанных с выполнением экспедиторских функций, в том числе с организацией процесса транспортировки (работы, услуги) по экспорту грузов, в том числе получением требуемых для экспорта документов, выполнением таможенных и иных формальностей, проверкой количества и состояния груза, уплатой пошлин, сборов и других расходов и т.п. Заявитель оплатил комплекс работ, выполненных данным Поставщиком, в том числе НДС по ставке 18%, в составе согласованной сторонами цены. Основанием для выставления счетов-фактур за работы, выполненные ООО "Мантсинен" является: работа фронтального погрузчика, работа универсального экскаватора (перемещение древесины, т.е. расчистка площадки от остатков древесины, как один из видов работ согласно предмета договора: выгрузка, хранение, сортировка лесоматериалов, погрузочно-разгрузочным работы, очистка вагонов от коры, работа экскаватора на складских терминалах, расположенных на территории РФ).
Указанные счета-фактуры были выставлены за работы, услуги, выполненные ООО "Мантсинен" с грузами, не связанных с их транспортировкой за пределы территории РФ, что является одним из важных условий применения положений п.1 пп.2 ст.164 НК РФ.
Согласно п.3 ст.164 НК РФ заявитель обязан был в составе стоимости выполненных Поставщиками работ, услуг, оплатить НДС по ставке 18% процентов.
Договор с ООО "Хуолинтакескус" является договором транспортной экспедиции, но в его предмет включены работы, не связанные с экспортом груза из России. Счет-фактура N 217 от 31.12.2007 выставлена ООО "Хуолинтакескус" по основанию: предоставление вагонов для доставки грузов на терминалы (маршрут перевозки станция отправление ст. Лесогорск (экс.) и станция назначения ст. Старая Русса, Новгородская область), без вывоза грузов в режиме экспорта.
Порядок определения налогооблагаемой базы по ставке 0% и 18% НДС определяется не положениями ст.801 ГК РФ, а нормами налогового законодательства. И в частности особенностями, указанными в главе 21 НК РФ. Применительно к рассматриваемому предмету спора, ст. 164 НК РФ установила виды налоговых ставок: пункт 1 - 0% НДС, пункт 3 - 18% НДС. Каких-либо иных особенностей уплаты НДС по указанным ставкам налоговый закон не предусматривает.
Подпункт 2 п.1 ст.164 Кодекса касается работ, услуг, осуществляемых в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, в том числе не содержит особенностей, связанных с отнесением уплаченного НДС по ставке 18% на счет договорного заказчика (клиента).
Обязанность Общества по уплате НДС 18% по внутренним оборотам на работы, услуги, приобретаемых на территории РФ, следует из положений ст.146 НК РФ. При оплате Обществом приобретаемых у договорных подрядчиков услуг, работ, Общество обязано было уплачивать налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 18% в составе согласованной договорной цены. Уплаченный поставщикам НДС, согласно ст.171 НК РФ подлежит вычету. Положения ст.164 НК РФ не содержат требований об обратном.
Заявитель при оплате счетов с поставщиками вправе по соглашению сторон определять не только цену на выполняемые работы (услуги), но и на основе самостоятельно установленных им способов и методов признания доходов и расходов, вести учетную политику предприятия (ст.11 НК РФ), определять объект налогообложения в порядке, установленном главой 21 НК РФ, в том числе в силу ст.171 и 172 НК РФ, уменьшать уплаченную сумму налога на добавленную стоимость при приобретении работ, услуг на территории РФ, на установленные налоговые вычеты.
Таким образом, доводы налогового органа в указанной части правомерно отклонены судом первой инстанции.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем в установленном порядке были предоставлены все документы, подтверждающие правомерность предъявления к вычету сумм налога на добавленную стоимость.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального права.
При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 октября 2008 года по делу N А56-18218/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18218/2008
Истец: ООО "Джон Нурминен Терминал"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N13 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12702/2008