г. Санкт-Петербург
03 февраля 2009 г. |
Дело N А56-29770/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12929/2008) Межрайонной инспекции ФНС N 27 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 ноября 2008 года по делу N А56-29770/2008 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Баросо", генерального директора ООО "Баросо" Соломина К.В.
к Межрайонной инспекции ФНС N 27 по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановлений
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: Мосеева О.М., доверенность N 02/48747 от 25.11.2008
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Баросо" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, инспекция) от 20.08.2008 N 788 и N 789 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 14.11.2008 суд признал незаконным и отменил постановление инспекции от 20.08.2008 N 788, вынесенное в отношении общества, указав на малозначительность совершенного правонарушения, в части оспаривания постановления инспекции от 20.08.2008 N 789 о привлечении к административной ответственности генерального директора общества Соломина К.В. прекратил производство по делу.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции в части признания незаконным постановления инспекции от 20.08.2008 N 788. По мнению подателя жалобы, у суда отсутствовали правовые основания для признания данного постановления малозначительным, поскольку совершенное заявителем правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы.
ООО "Баросо" и генеральный директор общества надлежащим образом извещены о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, однако в судебное заседание не явились, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 14.08.2008 государственными налоговыми инспекторами Межрайонной ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу Васильевой Т.А., Сафроновой Е.П. и сотрудником ОБПСПР Золотаревым А.В. на основании поручения N 19/848 от 12.08.2008 проведена проверка соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью в принадлежащей обществу торговой секции, расположенной в магазине по адресу: Санкт-Петербург, ул. Будапештская, д. 44.
В ходе проверки установлено, что наличные денежные расчеты с покупателями в момент оплаты товара - двух ручек общей стоимостью 16 рублей, осуществлялись без применения контрольно-кассовой техники. Указанный факт оценен проверяющими как неприменение контрольно-кассовой техники при расчете за оказание услуг, что является нарушением статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
По результатам проверки 14.08.2008 составлен акт N 025022 (л.д. 18-21) и вынесено определение N 025022 о возбуждении дела об административном правонарушении (о проведении административного расследования) (л.д. 25-26). Действия заявителя квалифицированы по статье 14.5 КоАП РФ.
18.08.2008 в присутствии законного представителя Общества составлены протоколы N 788 (л.д. 27-28) и N 789 (л.д. 29-30) и 20.08.2008 и.о. начальника инспекции вынесены постановления N 788 и N 789 о привлечении ООО "Баросо" и генерального директора общества к административной ответственности по статье 14. 5 КоАП РФ соответственно.
Считая данные постановления незаконными, общество оспорило их в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр, при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 5 этого Закона организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), выдавать в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Полагая доказанным факт неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежные расчетов, суд сослался на акт проверки, протокол об административном правонарушении, объяснения продавца - кассира и генерального директора общества, признав названные документы надлежащими доказательствами вменяемого административного правонарушения.
Вместе с тем, проверка законности получения налоговым органом доказательств, подтверждающих событие правонарушения, судом не произведена.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что проверка торговой секции в магазине, принадлежащем ООО "Баросо", осуществлялась налоговыми инспекторами Васильевой Т.А., Софроновой Е.П. и сотрудником ОБПСПР Золотаревым А.В. на основании поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу от 12.08.2008 N 19/848 (л.д.15).
Как следует из Акта N 025022, в ходе проверки установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты товара - двух ручек на общую сумму 16 рублей расчеты произведены без применения контрольно-кассовой машины (ККМ).
Таким образом, покупка товара и окончательный расчет за него произведен проверяющими инспекторами в ходе проверки.
В судебном заседании апелляционного суда представитель налогового органа подтвердил, что после осуществления расчетов за приобретенный товар и не получения чека, проверяющие предъявили документы и объявили о проверке.
Таким образом, покупка товара и расчет за него произведены налоговыми инспекторами в ходе проверки негласно, без предъявления документов.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что основанием для составления акта проверки и протокола об административном правонарушении послужило негласное мероприятие в виде проверочной закупки, которое в соответствии пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" является оперативно-розыскным мероприятием, проводимым уполномоченным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 Закона N 144-ФЗ налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Поскольку действующим законодательством сотрудникам налоговым органов право проведения проверочных закупок не предоставлено, данная закупка проведена должностными лицами инспекции за пределами предоставленных им полномочий.
Следовательно, составленные на основании проверочной закупки акт проверки N 025022 от 14.08.2008, протокол об административном правонарушении допустимыми доказательствами факта осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники не являются.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции относительно доказанности совершенного обществом административного правонарушения апелляционный суд считает ошибочным. Вместе с тем, ошибочный вывод суда не привел к принятию неправильного решения.
На основании изложенного, решение суда от 14.11.2008 подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Межрайонной ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 ноября 2008 года по делу N А56-29770/2008 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29770/2008
Истец: ООО "Бароссо", ООО "Баросо", генеральному директору Соломину К.В., ООО " Баросо"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-29770/2008
03.02.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12929/2008
14.11.2008 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-29770/08