г. Санкт-Петербург
11 февраля 2009 г. |
Дело N А26-3965/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12549/2008) Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.11.2008 по делу N А26-3965/2008 (судья Романова О.Я.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Петропассаж"
к Администрации Петрозаводского городского округа
о признании недействительным постановления
при участии:
от истца (заявителя): предст. Фильков В.В. - доверенность от 28.04.2008
от ответчика (должника): предст. Гришкова А.Ф. - доверенность N 1.3-17/133 от 30.12.2008
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петропассаж" (далее - общество, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация, ответчик) о признании недействительным Постановления Главы Петрозаводского городского округа Республики Карелия от 31.03.2008 года N 811 об отказе в продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка по ул. Фурманова, дом 20 в городе Петрозаводске.
Решением суда от 05 ноября 2008 года заявление ООО "Петропассаж" удовлетворено. Суд признал недействительным как противоречащее Федеральному закону от 30.12.2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" постановление Главы Петрозаводского городского округа Республики Карелия от 31.03.2008 года N 811 об отказе в продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка по ул. Фурманова, дом 20 в городе Петрозаводске и обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Петропассаж".
В апелляционной жалобе Администрация Петрозаводского городского округа, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда от 05.11.2008 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом при вынесении обжалуемого решения не было учтено то обстоятельство, что решением Петрозаводского городского Совета от 26.12.2007 года "Об утверждении Корректировки Генерального плана г. Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа" на территории, занимаемой обществом, не предполагается размещение розничного рынка, а предусматривается размещение железнодорожного вокзала и магистралей городского значения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.04.2004 между Администрацией города Петрозаводска и Обществом с ограниченной ответственностью "Петропассаж" заключен договор N 6816 аренды земельного участка по ул. Фурманова, 20, кадастровый номер 10:01:11 01 48:002, общей площадью 4 526 кв. метров согласно плану земельного участка. Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что участок предоставляется для эксплуатации временного авторынка и платной автостоянки.
Постановлением Главы самоуправления г. Петрозаводска от 13.02.2007 N 349 срок аренды земельного участка по ул. Фурманова, 20 продлен ООО "Петропасаж" на один год.
Дополнительным соглашением N 394-п от 30.01.2008 года к договору от 06.04.2004 года N 6816 (л.д. 33) Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Карелия, действовавшее на основании Закона Республики Карелия от 28.02.2007 года N 1060-ЗРК "О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена", и ООО "Петропассаж" предусмотрели срок действия договора - до 12.02.2009 года.
09.06.2007 Администрацией города Петрозаводска выдано ООО "Петропассаж" разрешение на право организации розничного рынка (специализированного) со сроком действия - по 12.02.2008 года. Постановлением главы Петрозаводского городского округа от 18.02.2008 срок действия разрешения продлен до 01.04.2008 года.
Протоколом совещания комиссии по рассмотрению заявлений о продлении срока действия разрешений на право организации розничного рынка в г. Петрозаводске от 20.03.2008 года (л.д. 73) в продлении ООО "Петропассаж" срока действия разрешения N 6 от 09.06.2008 года было отказано по тому основанию, что в соответствии с утвержденным Генеральным планом города Петрозаводска размещение рынка на данной территории не предусматривается.
С учетом решения Комиссии Главой Петрозаводского городского округа 31.03.2008 года издано постановление N 811 "Об отказе в продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка" (л.д. 14), о чем в адрес ООО "Петропассаж" направлено уведомление (л.д. 16).
Заявитель не согласился с постановлением от 31.03.2008 года N 811 и оспорил его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества и признал недействительным оспариваемое постановление, посчитав, что отказ Администрации не соответствует Федеральному закону "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 271-ФЗ рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.
В силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона N 271-ФЗ рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Во исполнение Закона о розничных рынках Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 утверждены Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка" (далее - Правила).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 271-ФЗ и пунктом 3 Правил разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (пункт 1). К заявлению о предоставлении разрешения прилагаются: копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально); выписка из единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия; нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок (пункт 2). Заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 271-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 271-ФЗ срок действия разрешения по его окончании может быть продлен по заявлению юридического лица, при этом продление срока действия разрешения осуществляется в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона N 271-ФЗ.
Из приведенных норм следует, что продление срока действия разрешения на право организации розничного рынка осуществляется органом местного самоуправления на условиях, предъявляемых для получения такого разрешения.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа Обществу в продлении срока действия разрешения явилось то обстоятельство, что Генеральным планом города Петрозаводска размещение рынка по адресу ул. Фурманова, 20 не предусмотрено.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2 Закона Республики Карелия от 04.05.2007 года N 1068-ЗРК "О некоторых вопросах организации розничных рынков и деятельности ярмарок на территории Республики Карелия" план, предусматривающий организацию розничных рынков, утверждают уполномоченные Главой Республики Карелия органы исполнительной власти Республики Карелия.
Указом Главы Республики Карелия от 15.05.2007 года N 71 "О реализации Закона Республики Карелия "О некоторых вопросах организации розничных рынков и деятельности ярмарок на территории Республики Карелия" утверждение плана, предусматривающего организацию розничных рынков (далее - План), возложено на Министерство строительства Республики Карелия.
Планом, утвержденным Приказом Министерства строительства Республики Карелия от 17.05.2007 N 76, предусмотрено размещение на территории Петрозаводского городского округа (г. Петрозаводск) 7 универсальных и 1 специализированного рынков, при этом указания на конкретное место расположения данных рынков План не содержит. Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, данный План не соответствует пункту 2 статьи 4 Федерального закона N 271-ФЗ, которым установлено, что планом должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.
Доводы подателя жалобы о том, что Генеральным планом города Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа размещение рынка на данной территории не предусматривается, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как ни постановлением Главы Петрозаводского городского округа от 10.10.2008 N 2640 "Об утверждении плана реализации генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа", ни самим Генеральным планом города не установлены сроки строительства железнодорожного вокзала и магистралей городского значения на территории, занимаемой ООО "Петропассаж". Не представлено суду также доказательств, свидетельствующих об утверждении проекта строительства вокзала с установленными сроками и этапами строительства.
При таких обстоятельствах следует признать, что до истечения срока действия договора аренды от 06.04.2004 года N 6816 (12.02.2009) и при отсутствии иных оснований отказа в предоставлении разрешения, предусмотренных статьей 7 Закона N 271-ФЗ, у Администрации Петрозаводского городского округа отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого постановления об отказе ООО "Петропассаж" в продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка по улице Фурманова, дом 20.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы, имеющие значение для дела, сделаны правильные выводы со ссылкой на нормы материального права, в связи с чем оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обществом заявлено ходатайство о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 15000 рублей.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), статьей 106 АПК РФ отнесены к судебным издержкам. При этом право на возмещение таких расходов возникает при условии фактически понесенных стороной затрат, получателем которых является лицо (организация), оказывающее юридические услуги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В обоснование понесенных расходов в обществом представлен договор от 11.01.2009 с индивидуальным предпринимателем Фильковым В.В. (представитель, участвующий в деле по доверенности от общества) на оказание юридических услуг по представлению интересов ООО "Петропассаж" в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде по делу N А26-3965/2008, платежное поручение N 1 от 11.01.2009 на сумму 15000 руб. и выписка по счету от 12.01.2009, в которых указано, что выплата произведена за оказание юридических услуг по договору от 11.01.2009.
Таким образом, представленными документами подтверждается факт наличия расходов, подлежащих возмещению в порядке статьи 110 АПК РФ, в связи с чем с Администрации подлежит взысканию 15000 рублей расходов на оплату услуг представителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05 ноября 2008 года по делу N А26-3965/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Петропассаж" расходы на оплату услуг представителя в сумме 15000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3965/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Петропассаж"
Ответчик: Администрация Петрозаводского городского округа