г. Санкт-Петербург
06 февраля 2009 г. |
Дело N А21-6701/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-167/2009) Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Калининграде (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Калининградской области
от 11.11.2008 по делу N А21-6701/2008 (судья Гурьева И.Л.),
принятое по заявлению Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Калининграде (межрайонное) к ИП Никитину О.Н.
о взыскания с ИП Никитина О.Н. 185 рублей финансовых санкций
при участии:
от заявителя: не явились, извещены
от ответчика: не явились извещены
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Никитина Олега Николаевича штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в размере 185 рублей.
Решением суда первой инстанции от 11.11.2008 в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Никитин О.Н. и Управление о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, камеральной проверкой установлен факт непредставления предпринимателем Никитиным О.Н. сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, о чем Управлением составлен акт от 13.03.2008 N 48 (л.д.5).
По результатам проверки Управлением принято решение от 10.04.2008 N135 о привлечении Никитина О.Н. к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ), в виде штрафа в сумме 185 рублей (л.д.8).
Поскольку требование от 10.04.2008 N135 об уплате штрафа добровольно предпринимателем не исполнено, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что Управлением допущены существенные нарушения процедуры привлечения к ответственности, в результате чего ответчик был лишен гарантий, предоставленных ему нормами статей 88, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 11 Закона N27-ФЗ, статьи 6 и пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ) предприниматель Никитин О.Н., являясь страхователем, обязан один раз в год, но не позднее 1 марта, представлять в Управление сведения о страховых взносах и страховом стаже, которые необходимы для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ за непредставление таких сведений в установленные сроки к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Закона N167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Из материалов дела видно, что акт камеральной проверки от 13.03.2008 N48 составлен без участия предпринимателя или его представителя. Для представления возражений по акту установлен десятидневный срок со дня получения настоящего акта.
Письмо от 14.03.2008 б/н о рассмотрении 10.04.2008 акта проверки и материалов к нему, Управление направило Никитину О.Н. по адресу: г.Калининград, ул.Мариупольская, д.6, кв.40 (л.д.6), а сам акт камеральной проверки N 48 от 13.03.2008, решение и требование N 135 от 10.04.2008 по адресу: г.Калининград, Ленинский проспект, д.21 А, кв.9 (л.д.7,10), в то время как согласно ответу на запрос Управления в отдел адресно-справочной службы УФМС России по Калининградской области от 19.08.2008 ответчик с 13.02.2003 зарегистрирован по адресу: г.Калининград, Ленинский проспект, д. 210, кв.9 (л.д.17).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что предприниматель не был извещен в установленном порядке о дате и времени рассмотрения материалов проверки, что является существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности.
При названных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы Управления фонда и отмены принятого по данному делу судебного акта у апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьи 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционной суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 11 ноября 2008 г. по делу N А21-6701/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6701/2008
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Калининграде (межрайонное)
Ответчик: Индивидуальный предприниматель Никитин Олег Николаевич