г. Санкт-Петербург
16 февраля 2009 г. |
Дело N А21-4238/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-594/2009) ООО "Тикон" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.11.2008 по делу N А21-4238/2008 (судья Мялкина А.В.), принятое
по заявлению ООО "Тикон"
к Контрольно-ревизионной службе Калининградской области
о признании недействительным предписания
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: С.А. Радковский, дов. N 172 от 04.02.2009
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тикон" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Контрольно-ревизионной службы Калининградской области (далее - Служба, административный орган) от 20.05.2008 N 1017 и обязании взыскать с административного органа судебный расходы в общей сумме 7000 руб., из них 2000 руб. - расходы по госпошлине, а 5000 руб. - оплата услуг представителя. Заявление принято к производству, делу присвоен номер А21-4238/2008.
Общество с ограниченной ответственностью "Тикон" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Контрольно-ревизионной службы Калининградской области (далее - Служба, административный орган) от 26.06.2008 N 1293 и обязании взыскать с административного органа судебный расходы в общей сумме 7000 руб., из них 2000 руб. - расходы по госпошлине, а 5000 руб. - оплата услуг представителя. Заявление принято к производству, делу присвоен номер А21-4980/2008.
Определением от 20.11.2008 указанные дела объединены в одно производство с присвоением номера N А21-4238/2008.
Решением суда от 27.11.2008 заявление Общества удовлетворено частично. Суд признал недействительными пункты 1,2 абзац 1 пункта 3 в части требования "В срок до 03 июня 2008 года представить в Контрольно-ревизионную службу Калининградской области проектные декларации", пункт 4 в части требования "В составе отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 2 квартал 2008 года представить следующие бухгалтерские справки:
- расчет норматива целевого использования средств (Н2) в соответствии с пунктом 2.2. Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30.11.2006 года N 06-137/пз-н, с указанием показателей (внеоборотные активы, незавершенное строительство, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, в том числе покупатели и заказчики), дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, в том числе покупатели и заказчики), краткосрочные финансовые вложения, долгосрочные и краткосрочные обязательства);
- расшифровку строк бухгалтерского баланса (130, 230, 240, 250, 520) предписания N 1017 от 20.05.2008, предписание N 1293 от 26.06.2008.
Решением суда с административного органа в пользу Общества взысканы 3200 рублей расходов по уплате госпошлины и 2500 рублей расходов на представителя.
Общество не согласилось с решением суда и направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 27.11.2008 изменить и признать предписание от 20.05.2008 N 1017 недействительным в полном объеме. Податель жалобы указал, что изложенные в мотивировочной части решения суда выводы о признании недействительным предписания от 20.05.2008 N 1017 в части требования в срок до 03 июня 2008 года представить в Контрольно-ревизионную службу Калининградской области проектные декларации, изменения в проектные декларации, нашли отражение в резолютивной части решения только в отношении требования о представлении проектных деклараций. Изложенное свидетельствует о том, что резолютивная часть решения не соответствует его мотивировочной части.
Общество не согласно с решением суда об отказе в признании незаконным требования административного органа о представлении справки о месте и дате публикации изменений в проектные декларации (пункт 3 предписания), поскольку, по мнению суда, данное требование в рассматриваемой конкретной ситуации не нарушило прав и законных интересов Общества. При этом суд подтвердил, что такое требование не основано на законе.
Заявитель также оспаривает решение в части отказа в признании недействительным пункта 5 предписания от 20.05.2008 N 1017.
ООО "Тикон" не согласно и с выводом суда о законности пункта 4 предписания от 20.05.2008 N 1017 в части требования о приведении в соответствие норматива целевого использования средств. Общество считает, что в данной части предписание не исполнимо, так как отсутствует указание на то, какие конкретные действия должно совершить Общество, указание о приведении в соответствие норматива абстрактно.
По мнению подателя жалобы, судом не дана оценка доводам Общества о превышении административным органом своих полномочий.
Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие Общества, поскольку материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть жалобу в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Службы подтвердил, что с решением суда в части удовлетворения требований Общества административный орган согласен.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке по правилам пункта 5 статьи 268 АПК РФ - в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Контрольно-ревизионной службой Калининградской области проведена проверка представленной Обществом отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 4 квартал 2007 года и 1 квартал 2008 года. В ходе проверки установлено нарушение Обществом пунктов 4, 6, 9 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 года N 65 (далее - Правила), пункта 3.10 Методических указаний по заполнению форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.01.2006 N 06-2/пз-н (далее - Методические указания), частей 5,6 статьи 19, статьи 18 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 N 233 "О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика" (далее - Постановление N 233).
По результатам проверки Службой 20.05.2008 вынесено предписание N 1017, которым Обществу предписано устранить допущенные нарушения законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости:
1. в срок до 03.06.2008 представить в Службу отчетность за 4 квартал 2007 года, 1 квартал 2008 года, оформленную в соответствии с требованиями Закона N 214- ФЗ, Методических указаний и Правил;
2. в срок до 03.06.2008 внести и опубликовать в средствах массовой информации (разместить в сети "Интернет") изменения в проектные декларации в порядке, установленном статьями 19-21 Закона N 214-ФЗ;
3. в срок до 03.06.2008 представить в Службу проектные декларации, изменения в проектные декларации, а также справку о месте и дате их публикации (размещения);
4. в срок до 30.06.2008 привести в соответствие норматив целевого использования средств, утвержденный Постановлением N 233. В составе отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 2 квартал 2008 года представить следующие бухгалтерские справки:
- расчет норматива целевого использования средств (Н2) в соответствии с пунктом 2.2. Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30.11.2006 года N 06-137/пз-н, с указанием показателей (внеоборотные активы, незавершенное строительство, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, в том числе покупатели и заказчики), дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, в том числе покупатели и заказчики), краткосрочные финансовые вложения, долгосрочные и краткосрочные обязательства);
- расшифровку строк бухгалтерского баланса (130, 230, 240, 250, 520);
5. принять меры к недопущению указанных нарушений впредь.
26 марта 2008 года в связи с неисполнением пункта 3 предписания от 20.05.2008 N 1017 административным органом вынесено предписание N 1293, которым Обществу предписано в срок до 02.07.2008 представить в Службу справку о месте и дате публикации (размещения) проектных деклараций, изменений в проектные декларации и копии публикаций и (или) размещений проектных деклараций и изменений к ним с указанием дат и источников опубликования и (или) размещения и дат внесения изменений; ежеквартально не позднее 15 календарных дней по окончании сроков, установленных пунктом 4 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, представлять в административный орган копии изменений в проектные декларации и копии публикаций и (или) размещений изменений в проектные декларации с указанием дат и источников опубликования и (или) размещения, дат внесения изменений.
Общество не согласилось с вынесенными предписаниями и обжаловало их в Арбитражный суд Калининградской области, который решением от 27.11.2008 заявленные требования удовлетворил частично. На решение суда в части отказа в удовлетворении требований Обществом подана апелляционная жалоба, которая подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ (в редакции от 16.10.2006) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости возложен на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Согласно подпункту 11 пункта 8 Положения о контрольно-ревизионной службе Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 29.11.2005 N 71 (в редакции постановления от 25.05.2007 N 289), уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в Калининградской области, является Контрольно-ревизионная служба.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе направлять застройщикам предписания об устранении нарушений настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
Суд первой инстанции признал недействительными пункты 1, 2 предписания от 20.05.2008. Административный орган решение суда в этой части не оспаривает.
Пункт 3 означенного предписания признан судом недействительным лишь в части требования в срок до 03 июня 2008 года представить в Контрольно-ревизионную службу Калининградской области проектные декларации, в то время как в мотивировочной части решения судом сделан вывод о недействительности пункта 3 предписания и в части представления в административный орган изменений в проектные декларации.
Как правильно указал суд первой инстанции, положениями пунктов 4 и 5 статьи 19 Закона 214-ФЗ предусмотрена обязанность застройщика опубликовать или разместить в сети Интернет изменения в проектную декларацию. Обязанность представлять изменения в проектную декларацию административному органу Законом N 214-ФЗ не предусмотрена, в связи с чем данный вывод ошибочно не нашел отражения в резолютивной части.
Вывод суда первой инстанции о том, что требование административного органа в части представления справки о месте и дате их публикации (размещения) правомерно, апелляционная коллегия считает ошибочным.
Пунктом 3 части 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ установлено, что застройщики обязаны представлять в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости ежеквартальную отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Обязанность застройщика предоставлять в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложены контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства установлена Правилами предоставления застройщиками отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 г. N 645.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 Закона N 214-ФЗ проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства.
Согласно частям 4 и 5 статьи 19 Закона N 214-ФЗ застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений. Ежеквартально застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 данного Закона.
Изменения, указанные в частях 4 и 5 данной нормы, подлежат опубликованию в порядке, установленном для опубликования проектной декларации, в течение десяти дней со дня внесения изменений в проектную декларацию (часть 6 статьи 19 Закона N 214-ФЗ).
Как установлено судом и не оспаривается Службой, Общество исполняло обязанность по ежеквартальному внесению и опубликования изменений, предусмотренных частью 5 статьи 19 Закона N 214-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3.4. Методических указаний по заполнению форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.01.2006 N 06-2/пз-н, данные об опубликовании или размещении проектной декларации отражаются в отчете о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства, на основании договора о размещении проектной декларации в средствах массовой информации или в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования. В случае опубликования или размещения изменений в проектную декларацию застройщик обязан отразить соответствующую информацию в отчете о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Общество, опубликовав изменения, в нарушение абзаца 2 пункта 3.4 Методических указаний не отразило информацию об опубликовании или размещении изменений в проектных декларациях в отчете по форме согласно приложению N 2 к Правилам.
Указав, что допущенное Обществом нарушение лишило административный орган возможности проконтролировать обязанность по опубликованию и размещению изменений, суд посчитал, что требование Службы о представлении не предусмотренной Законом справки о месте публикации изменений, не нарушает прав и законных интересов Общества.
Такой вывод суда ошибочен, ибо требование государственного органа, наделенного властными полномочиями по отношению к подконтрольной организации о представлении не предусмотренных законодательством документов, нарушает права и законные интересы лица, которому такое требование адресовано, поскольку возлагает на него дополнительную обязанность.
На основании изложенного, требование о представлении в срок до 03.06.2008 в Контрольно-ревизионную службу Калининградской области справки о месте и дате публикации (размещения) проектной декларации и изменений в проектные декларации незаконно, в связи с чем пункт 3 предписания от 20.05.2008 N 1017 следует признать недействительным.
Пунктом 4 предписания N 1017 Обществу предписано в срок до 30 июня 2008 года привести в соответствие норматив целевого использования средств, утвержденный постановлением N 233.
Решение суда в части отказа Обществу в признании недействительным указанного пункта предписания апелляционная инстанция считает не подлежащим отмене.
Пунктом 4 статьи 23 Закона N 214-ФЗ определено, что нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 N 233 "О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика" установлены следующие нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика: норматив обеспеченности обязательств - не менее 1; норматив целевого использования средств - не более 1; норматив безубыточности - не менее 1.
Приказом от 30.11.2006 N 06-137/пз-н Федеральной службой по финансовым рынкам утверждена Инструкция о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика (далее - Инструкция).
Согласно пункту 1.2. Инструкции информация, необходимая для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, формируется на основании данных его бухгалтерского учета и раскрывается в бухгалтерской отчетности (внеоборотные активы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения.
По результатам проверки административным органом установлено, что за 1 квартал 2008 норматив целевого использования средств, рассчитанный в порядке, установленном Положением и Инструкцией, составил 1,74, что Общество не оспаривает.
В соответствии со статьей 18 Закона N 214-ФЗ застройщик использует денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, исключительно для строительства (создания) им многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с проектной документацией.
Пунктом 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ определено, что контролирующий орган вправе: осуществлять контроль за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с настоящим Федеральным законом (подпункт 1); направлять застройщикам предписания об устранении нарушений настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений (подпункт 6). А согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 23 Закона N 214-ФЗ несоблюдение застройщиком нормативов финансовой устойчивости его деятельности, установленных Правительством Российской Федерации, является основанием для обращения контролирующего органа в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Изложенное означает законность и обоснованность пункта 4 предписания от 20.05.2008 N 1017 о приведении Обществом норматива целевого использования средств в соответствие с установленным постановлением Правительства N 233 и свидетельствует о том, что Общество должно совершить действия, направленные на выполнении застройщиком требований статьи 18 Закона N 214-ФЗ.
Наличие нарушений в деятельности застройщика свидетельствует об обоснованности требований контролирующего органа о принятии застройщиком мер к недопущению указанных нарушений впредь (пункт 5 предписания N 1017). Такое требование контролирующего органа соответствует подпункту 6 пункта 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.11.2008 по делу N А21-4238/2008 отменить в части отказа в признании незаконным пункта 3 предписания Контрольно-ревизионной службы Калининградской области от 20.05.2008 N 1017 в отношении требования о представлении изменений в проектные декларации и справки о месте, дате их публикации (размещения). Требования ООО "Тикон" в этой части удовлетворить.
В остальной обжалованной части решение суда оставить без изменения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Тикон" из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4238/2008
Истец: ООО "Тикон"
Ответчик: Контрольно-ревизионная служба Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-594/2009