г. Санкт-Петербург
11 февраля 2009 г. |
Дело N А56-26730/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-682/2009) Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2008 по делу N А56-26730/2008 (судья Каменева А.Л.), принятое
по заявлению ЗАО "Едрово"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе
о признании недействительным приказа и обязании произвести государственную регистрацию выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг
при участии:
от заявителя: В.Т. Канн, дов. от 09.06.2008
от ответчика: Э.П. Толкмит, дов. N 58 от 02.12.2008
установил:
Закрытое акционерное общество "Едрово" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным приказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - Региональное отделение, ответчик) от 26.05.2008 719пзи об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг и обязании ответчика произвести государственную регистрацию выпуска ценных бумаг ЗАО "Едрово" и государственную регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг ЗАО "Едрово".
Решением суда от 21.11.2008 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе Региональное отделение просит отменить решение от 21.11.2008 в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, толкование статьи 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" позволяет сделать вывод о том, что любое нарушение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах является основанием к принятию регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации выпуска акций. То обстоятельство, что Обществом нарушены положения Федерального закона N 174-ФЗ, подтверждается материалами дела, а потому вывод суда об отсутствии у Регионального отделения оснований для отказа в государственной регистрации выпуска акций ЗАО "Едрово" является неправильным.
В судебном заседании представитель Регионального отделения поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества их отклонил, просил решение суда оставить без изменения. По ходатайству Общества к материалам дела приобщена копия решения Арбитражного суда Новгородской области от 28.04.2008 N А44-153/2008 об отказе Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Новгородской области в иске о ликвидации ЗАО "Едрово" в связи с нарушением положений Федерального закона N 174-ФЗ.
Законность и обоснованность решения суда от 21.11.2008 проверены в апелляционном порядке.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемым Обществом приказом Регионального отделения от 26.05.2008 N 719 пзи отказано в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Как следует из содержания приказа, в результате проведенной экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, выявлено нарушение эмитентом требований пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации", так как документы на государственную регистрацию выпуска акций представлены позднее одного года со дня вступления Закона в силу. Кроме того, в приказе указано на недостоверные сведения, содержащиеся в заявлении на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска, которым подтверждено соответствие текста документов на бумажном и электронном носителях - пункт 4 Решения о выпуске акций на электронном носителе не содержит сведений о номинальной стоимости каждой акции выпуска, в то время как на бумажном носителе указанная информация содержится (пункт 2 приказа).
Общество оспорило приказ об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг от 26.05.2008 N 719 пзи в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 и пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" выпуски акций, размещенные до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ, подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация выпусков акций проводится одновременно с государственной регистрацией отчетов об итогах выпуска этих акций. Документы для государственной регистрации указанных выпусков акций должны быть представлены не позднее одного года со дня вступления закона в силу (не позднее 28.10.2004г.). Акционерные общества, не представившие в указанны срок документы для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию.
Иные последствия пропуска срока представления документов для государственной регистрации выпуск акций Федеральным законом N 173-ФЗ не предусмотрены.
Как следует из решения Арбитражного суда Новгородской области от 28.04.2008 N А44-153/2008 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Новгородской области отказано в иске о ликвидации ЗАО "Едрово" в связи с нарушением положений Федерального закона N 174-ФЗ. При этом суд указал, что допущенные ЗАО "Едрово" нарушения носят устранимый характер и не могут быть расценены как грубые.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 174-ФЗ предусмотрена возможность принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации выпуска акций по основаниям, установленным Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Такие основания определены в статье 21 Федерального закона N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг":
- нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;
- несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
- непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;
- несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;
- внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Довод апелляционной жалобы о том, что любое нарушение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах является основанием к принятию регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации выпуска акций следует признать ошибочным, не соответствующим положениям приведенной нормы, которая содержит указание на виды нарушений законодательства о ценных бумагах (противоречие условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствие условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах), дающих основание для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
Нарушение законодательства о ценных бумагах в части запрета на размещение акций до государственной регистрации их выпуска, в силу положений пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 174-ФЗ, не является основанием отказа в государственной регистрации выпуска акций.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанное в пункте 1 приказа от 26.05.2008 N 719 пзи основание для отказа в государственной регистрации выпуска акций ЗАО "Едрово" не основано на законе.
Также не может являться законным основанием для отказа в государственной регистрации ценных бумаг Общества выявленное Региональным отделением несоответствие текста документов на бумажном и электронном носителях. В пункте 2 приказа указано, что пункт 4 Решения о выпуске акций на электронном носителе не содержит сведений о номинальной стоимости каждой акции выпуска, в то время как на бумажном носителе указанная информация содержится.
В соответствии с пунктом 2.4.21 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ РФ от 18.06.2003 N 03-30/ПС, в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных Стандартами, а также в случае наличия иных оснований для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг регистрирующий орган вправе, не отказывая в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, предоставить возможность эмитенту исправить допущенные нарушения. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление с указанием допущенных нарушений.
Кроме того, пунктом 7 статьи 44 Федерального закона N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" предусмотрено право федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Анализ приведенных норм свидетельствует об отсутствии у регистрирующего органа безусловного права отказать в государственной регистрации выпуска ценных бумаг до совершения действий, предусмотренных пунктом 7 статьи 44 Федерального закона N 39-ФЗ и получения доказательств не устранения эмитентом указанных регистрирующим органом нарушений.
Учитывая административный характер заявленных требований, бремя доказывания правомерности действий (законности ненормативного акта) государственного органа лежит на этом государственном органе (часть 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как пояснил в судебном заседании представитель Регионального отделения иных нарушений, кроме приведенных в обжалуемом приказе от 26.05.2008 N 719 пзи, Обществом не допущено.
При изложенных обстоятельствах апелляционная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2008 по делу N А56-26730/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине в сумме 1000 рублей отнести на Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26730/2008
Истец: ЗАО "Едрово"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-682/2009