Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
от 13 февраля 2009 г. N 13АП-714/2009
г. Санкт-Петербург |
|
13 февраля 2009 г. |
Дело N А56-42198/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-714/2009) Муниципального предприятия муниципального образования Сланцевского городского поселения "Жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2008 по делу N А56-42198/2008 (судья Рыбакова С.П.), принятое
по заявлению ГУ - УПФ РФ в Сланцевском районе Ленинградской области
к Муниципальному предприятию муниципального образования Сланцевского городского поселения "Жилищно-коммунальное хозяйство"
о взыскании 3 712 337,24 руб.
при участии:
от истца (заявителя):не явился, извещен.
от ответчика (должника): не явился, извещен.
установил:
Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сланцевском районе Ленинградской области (далее - заявитель, Управление) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Муниципального предприятия муниципального образования Сланцевское городское поселение "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - МУП, ответчик) 3 480 941 руб. 75 коп. задолженности по страховым взносам за 2007 год и 231 395 руб. 49 коп. пени, начисленных за период с 01.01.2007 по 09.06.2008.
Решением суда первой инстанции от 02.12.2008 заявленные требования Управления удовлетворены. С Муниципального предприятия муниципального образования Сланцевское городское поселение "Жилищно-коммунальное хозяйство" в пользу ПФ РФ взыскано 3 480 941, 75 руб. задолженности по страховым взносам и 231 395, 49 руб. пени.
В апелляционной жалобе МУП МО "МП ЖКХ", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, прекратить производство по делу. По мнению подателя жалобы, производство по настоящему делу подлежит прекращению, поскольку Определением арбитражного суда от 17.10.2008 введена процедура наблюдения в отношении МУП в связи с чем, задолженность по уплате страховых взносов, возникшая до 17.10.2008 подлежит взысканию в рамках дела о банкротстве.
В судебное заседание представители сторон, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не явились. Направлены ходатайства о рассмотрении жалобы без участия представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, МУП МО Сланцевское городское поселение "Жилищно-коммунальное хозяйство" в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Управлением ПФР проведена проверка реестра поступления платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в ходе которой установлено, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год, в том числе в период с 01.10.2007 по 31.12.2007 срок уплаты которых наступил - 21.04.2008 страхователем не исполнена.
Страхователем страховые взносы за период с 01.10.2007 по 31.12.2007 уплачены частично. Размер непогашенной задолженности составляет - 3 480 941 руб. 75 коп.
В связи с тем, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страхователем не исполнена, в соответствии со статьей 26 Закона Управлением поквартально начислены пени в сумме 231 395.49 руб. за период с 01.01.2007 по 09.06.2008.
09.06.2008 Управлением оформлено и направлено в адрес МУП требование N 292 об уплате задолженности на общую сумму 3 712 337руб. 24 коп.
Поскольку в добровольном порядке указанная задолженность в установленный в требовании срок - 30.06.2008, не погашена, Управление в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона N 167-ФЗ обратилось с заявлением в арбитражный суд о взыскании сумм недоимки по страховым взносам и пени.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что страхователем не исполнена обязанность, предусмотренная п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ, наличие задолженности подтверждается декларацией на обязательное пенсионное страхование за 2007 год, протоколом к ведомости уплаты страховых взносов, реестром поступления платежей от страхователя, расчет пени произведен в соответствии с законом.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению, а обжалуемое решение суда отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ за застрахованных лиц и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Пунктом 2 ст.24 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15 числа месяца, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Из материалов дела следует, что Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2008 возбуждено дело N А56-40174/2008 о признании заявителя несостоятельным (банкротом) в отношении МУП введена процедура наблюдения.
Положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) устанавливают различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства и обязательства по уплате обязательных платежей.
В силу статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
При решении вопроса о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням в период процедуры банкротства суд, рассматривающий дело, должен выяснить обстоятельства, в зависимости от которых данные требования по обязательным платежам могут быть квалифицированы в качестве текущих или не являющихся таковыми.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 8 и 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление Пленума N 25), датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.
При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), судам надлежит исходить из следующего.
Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) также не является основанием для признания указанного авансового платежа в качестве текущего. В данном случае налоговый орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является текущим.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
В связи с этим положения пунктов 8 и 9 Постановления Пленума N 25 применимы к правоотношениям, связанным с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней.
В соответствии со статьями 23 и 24 Закона о пенсионном страховании для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Из изложенного следует: поскольку расчетный период (календарный год) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование состоит из отчетных периодов, орган пенсионного фонда может обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании со страхователя задолженности по страховым взносам по окончании как отчетных, так и расчетного периодов.
Материалами дела подтверждается, что Управление обратилось в арбитражный суд о взыскании задолженности образовавшейся в связи с неисполнением страхователем обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год, в том числе в период с 01.10.2007 по 31.12.2007 по сроку уплаты - 21.04.2008.
Таким образом, обязанность уплатить страховые взносы за спорный период в соответствии с положениями статьи 24 Закона о пенсионном страховании возникла у МУП до принятия заявления о признании должника банкротом (17.10.2008).
При таких обстоятельствах спорная задолженность по страховым взносам не является текущим платежом и подлежит установлению в рамках дела о банкротстве. Требование об уплате пеней, начисленных на указанную задолженность, также не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
В силу пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявление Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сланцевском районе Ленинградской области о взыскании с Муниципального предприятия муниципального образования Сланцевское городское поселение "Жилищно-коммунальное хозяйство" 3 480 941 руб. 75 коп. задолженности по страховым взносам и 231 395 руб. 49 коп. пени - оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь ст. 148, п.2 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 2 декабря 2008 г. по делу N А56- 42198/2008 отменить.
Заявление Управления Пенсионного Фонда РФ в Сланцевском районе Ленинградской области оставить без рассмотрения.
Возвратить МП "ЖКХ" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42198/2008
Истец: ГУ - УПФ РФ в Сланцевском районе Ленинградской области
Ответчик: Муниципальное предприятие муниципального образования Сланцевское городское поселение "Жилищно-коммунальное хозяйство"
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-714/2009