г. Санкт-Петербург
22 февраля 2009 г. |
Дело N А21-5489/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Какушкиной Д.Ц.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1321/2009) ОАО "Советский целлюлозно-бумажный завод" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.12.2008 года по делу N А21-5489/2008 (судья Педченко О.М.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ОАО "Советский целлюлозно-бумажный завод"
о взыскании 56 600 руб.
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
В Арбитражный суд Калининградской области обратилось ОАО "Российские железные дороги" с иском к ОАО "Советский целлюлозно-бумажный завод" о взыскании штрафа в сумме 56 600 руб. за время сверхнормативной задержки вагонов.
В обоснование иска было указано, что в соответствии со статьями 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта РФ, за задержку вагонов под погрузку (выгрузку), предусмотрена ответственность перед перевозчиком в виде штрафных санкций. Согласно пункту 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 года N 43, основанием для начисления сумм штрафов является ведомость подачи и уборки вагонов.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 04.12.2008 года требования иска были удовлетворены. При этом суд исходил из следующего.
Между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор N 73 от 02.05.2007 года на эксплуатацию железнодорожного пути не общего пользования ОАО "Советский целлюлозно-бумажный завод" при станции Советск Калининградской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", срок действия которого по 30.04.2011 года включительно.
В п. 14 "в" договора предусмотрено, что Владелец уплачивает Перевозчику штраф согласно УЖТ РФ.
Истец начислил ответчику штраф за задержку вагонов, согласно статей 62, 99, 100 УЖТ, в общей сумме 56 600 руб., на основании ведомостей подачи и уборки вагонов N 074186 за период 11.07.-15.07.2008г., N 074188 за период с 15.07-18.07.2008г., N076193 за период 24.07.-27.07.2008г, N076194 за период 25.07-27.07.2008г., N076195 за период 25.07.-31.07.2008г. В судебном заседании проверены расчет и обоснованность заявленной суммы иска. Обоснованных возражений, что данные этих документов не соответствуют действительности суду не представлено. Сам факт превышения сроков и расчет штрафа ответчиком не оспаривается.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Советский целлюлозно-бумажный завод" подало апелляционную жалобу, в которой указано, что расчет штрафа произведен не верно, как в соответствии с пунктом 4.2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 года, по вине истца произошел простой вагонов, в результате подачи вагонов на подъездные пути ответчика в количестве, превышающем вместимость мест погрузки, выгрузки.
Исходя из представленных истцом документов, обосновывающих начисление штрафов, и положений п. 4.2. Правил эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2008 года, в ряде случаев, время нахождения вагонов на подъездных путях ОАО "Советский ЦБЗ", а соответственно и размер штрафов, исчислены не верно.
Для разгрузки поданного сверх вместимости подъездных путей вагона, необходимо разгрузить первый вагон, а также осуществить его перестановку. Поэтому, учет времени нахождения второго вагона, превышающего вместимость железнодорожных путей, должен был осуществляться с момента исчисления технологических норм по выгрузке и перестановку вагона, одновременно помещенного на место выгрузки.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили. Дело рассматривается в их отсутствие на основании статей 123, 156 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 02.05.2007 года между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) был заключен договор N 73 от 02.05.2007 года, на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Советский целлюлозно-бумажный завод", при станции Советск Калининградской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", которым урегулированы основные правила эксплуатации пути, примыкающего к станции Советск Калининградской железной дороги через стрелку N 13.
Указывая на имевшие место в июле 2008 г., на станции Советск Калининградской железной дороги, задержки вагонов под погрузкой (выгрузкой) с превышением сроков, установленных частью 6 статьи 62 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", и неоплату штрафов по каждой ведомости подачи и уборки вагонов на основании уведомлений перевозчика об уплате штрафов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с положениями статьи 21 УЖТ РФ погрузка грузов в вагоны должна обеспечиваться грузоотправителями.
Статьей 62 УЖТ РФ предусмотрено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего УЖТ.
Статьей 99 УЖТ РФ предусмотрено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьей 100 УЖТ, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно пункту 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 года N 43, основанием для начисления в соответствии со статьей 99 УЖТ РФ за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой грузов, сумм штрафов, установленных статьями 100, 101 УЖТ РФ, является ведомость подачи и уборки вагонов.
Пунктом 13 договора от 02.05.2007 г. N 73 технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования установлен в размере 7,6 часа, что составляет 7 час. 36 мин.
Вагоны, указанные в спорных ведомостях подачи-уборки, были задержаны ответчиком сверх 24 часов после истечения технологического срока оборота вагонов (7 час. 36 мин.), что подтверждается представленными в материалы дела ведомостями подачи-уборки вагонов, в которых указаны время подачи, уборки и нахождения вагонов под грузовой операцией на основании памяток приемосдатчиков. Указанные ведомости подписаны уполномоченными представителями ответчика без замечаний.
Статьей 100 УЖТ размер штрафа за каждый час простоя установлен в размере 0,2 МРОТ. С учетом положений названной нормы, а также статьи 99 УЖТ, истцом был правомерно рассчитан штраф за задержку вагонов под погрузкой (выгрузкой) в общей сумме 56 600 руб., то есть по 200 руб. за каждый час превышения времени нахождения вагона под погрузкой (выгрузкой).
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что нарушение сроков нахождения вагонов под погрузкой (выгрузкой) произошло по вине перевозчика, в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ, не подтверждены материалами дела.
В пункте 7 договора от 02.05.2007г. N 73 согласовано, что количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Владельцу железнодорожного пути необщего пользования, не должно превышать 16-ти вагонов.
Исходя из положений пункта 4.1. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 26, подача вагонов под погрузку, выгрузку оформляется, в том числе, памяткой приемосдатчика.
Между тем, в ведомостях подачи-уборки вагонов, представленных в материалы дела, сведений о наличии таких памяток на группы, включающие более 16-ти вагонов, не имеется.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о наличии вины перевозчика в задержке осуществления грузовых операций необоснованны, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.12.2008 года по делу N А21-5489/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5489/2008
Истец: ОАО "Российские железные дороги" - филиал "Калининградская железная дорога"
Ответчик: ОАО "Советский целлюлозно-бумажный завод"
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1321/2009