г. Санкт-Петербург
05 марта 2009 г. |
Дело N А56-19474/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Я.В. Баркановой,
судей И.А. Сериковой, И.А. Тимухиной,
при ведении протокола судебного заседания: Я.Ю. Олехнович,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12509/2008) ООО "Новые инвестиционные технологии"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.08г. по делу N А56-19474/2008 (судья А.Е.Филиппов), принятое
по заявлению ООО "Новые инвестиционные технологии"
заинтересованные лица: 1 - Правительство Санкт-Петербурга,
2 - ООО "Невзоров От Эколь",
3 - Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-етербурга,
4 - Санкт-Петербургское государственное учреждение "Управление инвестиций"
о признании недействительным нормативного акта,
при участии:
от заявителя: представителя Горленко Е.В. по доверенности от 23.06.08г.,
от ответчиков: 1 - представителя Сергеева А.В. по доверенности от 11.01.09г.,
2 - представителя Филатовой Н.Н., Никулиной Е.Ю. по доверенности от 17.10.08г.,
3 - представителя Близняк А.В. по доверенности от 15.12.08г.,
4 - представителя Ким А.Е. по доверенности от 31.12.08г.,
установил:
ООО "Новые инвестиционные технологии" (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 01.04.08г. N 345 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: Курортный район, г. Сестрорецк, Приморское шоссе, участок 1 (севернее пересечения с Заречной дор.) (далее - Постановление).
При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Санкт-Петербурга (далее - Правительство), ООО "Невзоров От Эколь" (далее - Общество), Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - Комитет) и Санкт-Петербургское государственное учреждение "Управление инвестиций" (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.08г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Заявитель просит решение суда от 29.10.08г. отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что принятие оспариваемого Постановления без проведения торгов противоречит распоряжению Администрации Санкт-Петербурга от 20.05.02г. N 792-ра. Кроме того, Заявитель ссылается на то, что Обществом был нарушен порядок обращения с заявкой о предоставлении земельного участка, а также полагает, что документально подтверждённое наличие у Заявителя намерений на осуществление инвестиционной деятельности на земельном участке свидетельствует о заинтересованности Заявителя в данном споре.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Правительства в судебном заседании апелляционного суда против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на то, что вопреки доводам Заявителя действующим законодательством не предусмотрено проведение торгов при предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для проведения проектно-изыскательских работ.
Представитель Общества доводы Правительства поддержал, пояснив, что Постановление, в соответствии с которым Обществу был предоставлен спорный земельный участок, принято в установленном законом порядке.
Представители Комитета и Учреждения, согласившись с доводами Правительства, указали на отсутствие оснований для возникновения у Заявителя преимущественного права на приобретение прав в отношении спорного земельного участка.
Исследовав материалы дела и заслушав мнения представителей сторон, апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 17.08.07г. Заявитель обратился в Учреждение с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 64 000 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Курортный район, г. Сестрорецк, 38-й км. Приморского ш., на въезде к санаторию "Белые ночи" (далее - земельный участок), для проектирования и строительства медицинского комплекса.
05.10.07г. в Учреждение также поступило заявление Общества о предоставлении спорного земельного участка для строительства досугово-развлекательного и учебно-методического центра конной школы с гостиницей.
На основании полученных Учреждением заключений ГУ ФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27.12.07г., Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству от 02.11.07г., Невско-Ладожского бассейнового водного управления от 26.11.07г., КЗРиЗ Санкт-Петербурга от 28.09.07г., КУГИ Санкт-Петербурга от 15.10.07г., а также ввиду согласования проекта Постановления на совещании, проводимом вице-губернатором Санкт-Петербурга Вахмистровым А.И., что подтверждается выпиской из протокола совещания от 13.03.08г., 01.04.08г. Правительство вынесло Постановление, в соответствии с которым Обществу разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 57 984 кв.м. с кадастровым номером 78:38:11405:16, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Курортный район, г. Сестрорецк, Приморское ш., участок 1 (севернее пересечения с Заречной дор.), в целях определения возможности проектирования и строительства учебно-методологического центра.
В соответствии с п. 2.1. Постановления КУГИ Санкт-Петербурга поручено в месячный срок заключить с Обществом договор аренды земельного участка для проведения изыскательских работ сроком на 11 месяцев.
Полагая неправомерным отказ в предоставлении земельного участка Заявителю, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным названного Постановления.
Апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований законным и обоснованным ввиду следующего.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридических лиц, может быть признан судом недействительным.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт, решение могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемым актом прав заявителя.
Апелляционный суд не усматривает несоответствия оспариваемого Постановления положениям действующего законодательства.
В обоснование апелляционной жалобы Заявитель ссылается на то, что судом неправомерно не было применено распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 20.05.02 г. N 792-ра (далее - Распоряжение N 792-ра), устанавливающее порядок предоставления земельных участков путём проведения торгов.
Вопреки доводам Заявителя в настоящее время на территории Санкт-Петербурга действует постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.04 г. N 1592 "Об утверждении Положения о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции", принятое во исполнение Закона Санкт-Петербурга "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции".
Исходя из принципа действия права во времени, апелляционный суд, соглашаясь с доводами Правительства, считает подлежащим применению указанное Положение, утверждённое постановлением N 1592, в соответствии с п. 3.5.1.1. которого предоставление земельного участка для проведения изыскательских работ осуществляется в результате рассмотрения заявления заинтересованного лица о предоставлении объекта недвижимости для строительства. Принятие решения о предоставлении земельного участка для проведения изыскательских работ осуществляется Правительством Санкт-Петербурга.
Кроме того, учитывая то, что Распоряжением N 792-ра предусматривалось предоставление объектов недвижимости целевым назначением либо путем проведения торгов, основанием для проведения последних являлось принятие Инвестиционно-тендерной комиссией решения о предоставлении конкретных земельных участков для проведения изыскательских работ. Сведений о включении земельного участка в перечни объектов недвижимости, предполагаемых для проведения торгов, утверждённые решением Инвестиционно-тендерной комиссии, а также распоряжениями Администрации Санкт-Петербурга N 1982-ра от 24.10.02г. и N 1043-ра от 01.07.02 г., суду не представлено.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого Постановления Правительство правомерно не применило положения Распоряжения N 792-ра.
В соответствии же с положениями ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством, в том числе Земельным кодексом РФ. Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд, либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год.
Земельный кодекс РФ специально не регламентирует порядок предоставления в аренду земельных участков для проведения изыскательских работ и не содержит положений, предписывающих обязательное проведение торгов на право заключения договоров аренды для этих целей.
При этом апелляционный суд согласен с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что для предоставления земельного участка под изыскательские работы не требовалось соблюдения процедуры предоставления земельного участка для целей строительства, поскольку изыскательские работы не идентичны строительным и их проведение не регламентируется правовыми нормами, регулирующими проведение строительных работ.
Кроме того, представляются необоснованными доводы Заявителя о прохождении им в полном объеме в установленном порядке процедуры рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, а также о том, что соответствующее заявление Заявителя о предоставлении земельного участка рассмотрено не было.
Указанные доводы не могут служить основанием для вывода о незаконности оспариваемого Постановления, вынесенного в отношении иного лица. В свою очередь, если, по мнению Заявителя, со стороны Правительства имело место незаконное бездействие в отношении рассмотрения его заявления, Заявитель имел возможность оспорить его в установленном порядке.
Также не основаны на праве ссылки Заявителя на реестровый номер инвестиционного проекта 492-ННН-05 в качестве номера, присвоенного его проекту, так как последний присваивается инвестиционному проекту для осуществления технического учета инвестиционных предложений в отношении определенного земельного участка. При этом факт присвоения реестрового номера не закрепляет испрашиваемый земельный участок за каким-либо из потенциальных инвесторов, а также не лишает иных лиц, заинтересованных в предоставлении объектов недвижимости, права обращаться в Учреждение с заявлением о предоставлении объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах апелляционный суд, соглашаясь с выводом арбитражного суда первой инстанции, не усматривает оснований для признания Постановления не соответствующим закону.
Кроме того, апелляционный суд не усматривает нарушения принятым Постановлением прав и законных интересов Заявителя.
Заявителем не доказано наличие у него каких-либо прав в отношении земельного участка, являющихся безусловным основанием для предоставления последнего Заявителю для проектирования и строительства медицинского комплекса. Также суду не представлено доказательств наличия у Заявителя преимущественного права перед другими потенциальными заявителями на получение земельного участка.
Вместе с тем, апелляционный суд считает обоснованным довод арбитражного суда первой инстанции о том, что издание Постановления само по себе не свидетельствует о нарушении прав Заявителя на предоставление земельного участка для целей строительства.
Таким образом, апелляционным судом не установлено и материалами дела не подтверждается, что оспариваемое Постановление не соответствует нормам гражданского законодательства или нарушает права и законные интересы Заявителя, в связи с чем, по мнению апелляционного суда, заявленное в рамках настоящего дела требование о признании указанного Постановления недействительным удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.08г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19474/2008
Истец: ООО "Новые инвестиционные технологии"
Ответчик: Правительство Санкт-Петербурга, ООО "Невзоров От Эколь"
Третье лицо: Санкт-Петербургское государственное учреждение "Управление инвестиций", Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-етербурга