г. Санкт-Петербург
05 марта 2009 г. |
Дело N А56-40791/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-62/2009) Волховского районного потребительского общества на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2008 по делу N А56-40791/2008 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению Волховского районного потребительского общества
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: И.И. Кузнецова, дов. N 10 от 12.01.2009
от ответчика: Т.В. Курносова, дов. N 03-05/03 от 11.09.2009
установил:
Волховское районное потребительское общество (далее - Волховское РАЙПО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.09.2008 N 1795/29, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 08.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить. Податель жалобы отмечает, что проверка проводилась сотрудниками Межрайонной ИФНС России N 4 по Ленинградской области, в то время как поручение N 21 выдано Межрайонной ИФНС России N 5 по Ленинградской области. Общество также указывает, что поручение на проверку в момент проведения проверки отсутствовало.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Инспекции просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.09.2008 налоговым органом в присутствии продавца Александровой Т.Н. проведена проверка выполнения требований Закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) объекта торговли - магазина Универмаг N1, распложенного по адресу: с. Паша, ул. Набережная, д. 62 Б, и принадлежащего Волховскому РАЙПО.
Результаты проверки отражены в акте от 08.09.2008 N 1795, согласно которому наличные денежные расчеты при оплате за товар - ручку, стоимостью 6,00 руб., осуществлены без применения контрольно-кассовой техники либо документов строгой отчетности (л.д. 22-25).
Установив в действиях Общества нарушение положений пункта 1 статьи 2, статьи 5 Закона N 54-ФЗ, Инспекция определением N 1795 от 08.09.2008 возбудила дело об административном правонарушении по статье 14.5 КоАП РФ.
10.09.2008 в присутствии руководителя Волховского РАЙПО Власова А.А. составлен протокол об административном правонарушении N 1795/30, а 12.09.2008 вынесено постановление о назначении административного наказания N 1795/29 по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Инспекции, Общество обратилось с заявлением в суд.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.03 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.04 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Инспекцией, что в ходе осуществленных проверочных мероприятий услуга по реализации продукции (продажа ручки), за оказание которой были получены денежные средства в размере 6,00 руб., но не была применена ККМ, оказана сотрудникам налогового органа, проводившими проверку. То есть, по сути, в целях выявления правонарушения инспекторами была проведена проверочная закупка.
В судебном заседании представитель Инспекции пояснил, что поручение на проверку предъявлено продавцу после совершения покупки.
Между тем проверочная закупка в силу Закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в том числе правом на приобретение товаров, работ и услуг в ходе таких мероприятий.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Данная правовая позиция также отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.08 N 3125/08.
Таким образом, Инспекцией не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих событие вменяемого Обществу правонарушения.
Объяснение продавца получено при проверке, проведенной с нарушением закона, а руководитель Общества при проверке не присутствовал.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности является неправомерным, что влечет удовлетворение заявленного Обществом требования.
Поскольку в силу положений пункта 5 статьи 30.2 КоАП РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы по делам об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, следовательно, уплаченная платежным поручением N 249 от 15.12.2008 при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1200 руб. подлежит возврату подателю жалобы, как излишне уплаченная.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2008 по делу N А56-40791/2008 отменить. Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области от 12.09.2008 N1795/29 о назначении административного наказания Волховскому районному потребительскому обществу.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-40791/2008
Истец: Волховское районное потребительское общество (Волховское Райпо)
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Ленинградской области