г. Санкт-Петербург
05 марта 2009 г. |
Дело N А56-39986/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, Л.А. Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1461/2009) ООО "Талер" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2008 по делу N А56-39986/2008 (судья Е.В. Синицына), принятое
по иску (заявлению) ООО "Талер"
к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
при участии:
от истца (заявителя): генерального директора М.М. Погосова (протокол от 29.12.06 N 10), представителя М.Г. Решетникова (доверенность от 23.07.08 б/н)
от ответчика (должника): представителя В.О. Овчинникова (доверенность от 05.12.08 N 15-14-1382/08)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Талер" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Предписания от 30.09.2008 N 15-03-1041/08 Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет, ответчик) о демонтаже рекламной конструкции, установленной по адресу: Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д.1/Декабристов ул.
Решением от 26.12.2008 суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт по делу.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитетом в адрес Общества 30.09.2008 года направлено Предписание N 15-03-1041/08 о демонтаже рекламной конструкции (щита), установленной по адресу: Лермонтовский пр., д.1/Декабристов ул., без разрешения на установку рекламной конструкции. Демонтаж осуществить до 25.11.2008 года (л.д. 7).
Считая указанное Предписание недействительным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае срок действия аттестации рекламоносителя истек, в связи с чем с 23.12.2006 рекламная конструкция считается установленной без разрешения (самовольно) и подлежит демонтажу.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 08.08.2002 между Обществом и открытым акционерным обществом "Услуга" заключен договор N 1654-р, в соответствии с которым Общество размещает рекламные щиты (4 шт.) на стенах здания ДБУ по Лермонтовскому пр., д.1/44, находящемуся в собственности ОАО "Услуга" (л.д.9-11).
Подпунктом 2.2.1 договора установлено, что Общество обязуется установить и эксплуатировать рекламоносители в соответствии с договором и установленным порядком. Согласно пункту 1.1 предметом договора является размещение, установка и эксплуатация объектов рекламы в соответствии с "Правилами размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге", "Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Санкт-Петербурге и на территориях, подчиненных Санкт-Петербургу". Срок действия договора - до 31.12.2005, впоследствии продлен на неопределенный срок дополнительным соглашением N 1 от 29.12.2005 к нему (л.д.13).
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - закон N 108-ФЗ), действовавшего в период установки рекламного щита, установлены положения об особенностях наружной рекламы, в частности, распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления поселения или городского округа, согласованного с соответствующими органами милиции, управления автомобильных дорог, железными дорогами.
Распространение наружной рекламы путем установки на обусловленном объекте, а также определение размера и порядка внесения платы за распространение указанной рекламы осуществляются на основании договора с собственником либо с лицом, обладающим вещными правами на имущество, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лица, обладающего вещными правами на имущество, и при наличии разрешения, предусмотренного пунктом 2 статьи 14 закона N 108-ФЗ (пункт 3).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.1996 года N 6 утверждены Правила размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге (далее - Правила).
Правила регулируют порядок распространения, установки, размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации любыми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, в том числе иностранными (в дальнейшем - предприятиями и гражданами), в Санкт-Петербурге и на подчиненных ему территориях (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 2.3 Правил в Санкт-Петербурге разрешается использовать только аттестованное рекламное оборудование. Аттестация производится специальной Комиссией по наблюдению за качеством рекламоносителей (далее - Комиссия), действующей на основании Положения, разрабатываемого Центром и утверждаемого Комитетом по печати и связям с общественностью. Состав и порядок деятельности Комиссии был утвержден распоряжением Комитета по печати и связям с общественностью от 05.09.2003 N 170 "Об аттестации рекламоносителей". Аттестованному рекламному оборудованию присваивается категория, дающая право использовать такое оборудование в городских зонах соответствующих категорий, определенных приложением к Правилам.
В соответствии с подпунктом 3.1.4 Правил размещение рекламоносителей в Санкт-Петербурге, а также разработка их проектов производится в соответствии с архитектурно-планировочными заданиями Управления эстетики городской среды (в дальнейшем - УЭГС) или иными формами согласований, выдаваемыми Комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга и устанавливающими архитектурно-художественный облик объекта рекламы и его местонахождение в городской среде.
Как установлено судом, установка рекламоносителя по адресу: Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д.1/Декабристов ул., была осуществлена Обществом при наличии архитектурно-планировочного задания от 27.05.2002 N 0-2931/э, паспорта рекламоносителя от 18.04.2002 N 17814219, действующего до 11.09.2005 (л.д.16), и аттестации данного вида рекламоносителя (протокол заседания Комиссии от 11.09.2002 N 325с - л.д.17).
Согласно Выписке из протокола заседания Комиссии от 22.12.2005 N 325с аттестация серии изготавливаемых ООО "Талер" рекламоносителей - щитов настенных размером 6х3 м - для размещения в городских зонах второй категории архитектурно-исторической значимости продлена до 22.12.2006 (л.д. 18).
В соответствии с пунктом 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - закон N 38-ФЗ) рекламная конструкция устанавливается при наличии разрешения.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она в силу пункта 10 статьи 19 закона N 38-ФЗ подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 года N 904 "О выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в Санкт-Петербурге" утверждены Положение о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций и Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при реализации Федерального закона "О рекламе".
Согласно пункту 1 данного Постановления Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление функций по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в Санкт-Петербурге и иных полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 19 закона N 38-ФЗ.
Поскольку в рассматриваемом случае срок действия аттестации рекламоносителя истек, такая рекламная конструкция с 23.12.2006 считается установленной без разрешения (самовольно) и подлежит демонтажу.
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств того, что указанная рекламная конструкция с 23.12.2006 размещена с разрешения соответствующего органа. Судом первой инстанции правомерно не принят в качестве доказательства законности размещения рекламоносителей Протокол от 22.12.2006 N 325с, которым аттестация рекламоносителей продлена до 22.12.2011 (л.д.19), поскольку распоряжением от 06.09.2006 N 84-р Комитета распоряжение от 05.09.2003 N 170 Комитета по печати и связям с общественностью утратило силу, в связи с чем прекращены полномочия Комиссии (л.д.51).
Довод заявителя о том, что требование получения разрешения на установку рекламоносителя действует только в отношении рекламных конструкций, устанавливаемых после 01.07.2006 года, то есть вновь устанавливаемых рекламоносителей, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку на дату вынесения оспариваемого Предписания и после вступления в силу закона N 38-ФЗ у Общества истек срок действия разрешительных документов (аттестации), предусмотренных пунктами 2.3, 3.1.4 Правил, применимых в силу пункта 1.4 Правил для размещения наружной рекламы на всей территории Санкт-Петербурга, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности зданий, сооружений, на которых размещается реклама. Следовательно, с 23.12.2006 года у Общества возникла обязанность по получению разрешения на установку рекламной конструкции.
Суд апелляционной инстанции считает подлежащим отклонению довод апелляционной жалобы о том, что в силу статьи 4 Гражданского кодекса РФ закон N 38-ФЗ не может быть применен к возникшим до его вступления в силу правоотношениям. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 ГК РФ к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой нормы гражданского законодательства не применяются. Ссылка Общества на положения Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе" также отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанный Закон не освобождает владельцев рекламных конструкций от получения разрешения уполномоченного административного органа в случае заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламоносителей до вступления в силу Закона "О рекламе".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом при вынесении решения правильно применены нормы материального и процессуального права, в полном объеме исследованы фактические обстоятельства дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 декабря 2008 года по делу N А56-39986/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Талер" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-39986/2008
Истец: ООО "ТАЛЕР"
Ответчик: Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга