г. Санкт-Петербург
11 марта 2009 г. |
Дело N А26-6455/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульга Л.А.
судей Борисова Г.В., Фокина Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-58/2009) Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.11.2008 по делу N А26-6455/2008 (судья Зинькуева И.А.), принятое
по заявлению ООО "Инжтехстрой-Инвест"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Краснова Е.В., дов. от 11.01.2009 N 04-12/3
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Инжтехстрой-Инвест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением и признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление, административный орган) от 08.10.2008 N 06-08/107-1/2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 28.11.2008 суд удовлетворил требования заявителя.
Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.11.2008 по делу N А26-6455/2008, отказав ООО "Инжтехстрой-Инвест" в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда о малозначительности правонарушения в порядке статьи 2.9 КоАП РФ и как следствие, признание оспариваемого постановления незаконным и подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Общество против доводов апелляционной жалобы возражало по мотивам, изложенным в отзыве, ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что Управлением на основании приказа от 08.09.2008 N 04-4/115П проведена выездная проверка по исполнению ООО "Инжтехстрой-Инвест" требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ). Результаты проверки отражены в акте от 17.09.2008 N 113.
В ходе проверки установлено, что Общество зарегистрировано 24.02.2004, в проверяемом периоде осуществляло деятельность по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок с недвижимым имуществом, а именно услуги по сопровождению двух сделок по купле-продаже квартир:
- приобретение квартиры Вороновой А.П. у Мишина С.М. (дата операции 10.07.2008, на сумму 3 000 000 руб.);
- приобретение квартиры Семьиным А.Г. у Бессмертного В.П. и Бессмертной Н.А. (дала операции - 18.07.2008, на сумму 3 000 000 руб.).
При этом выявлено, что Общество в нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ не представило в Росфинмониторинг сведения об указанных сделках по установленной форме 3-СПД.
Также в акте проверки указано, что Общество письмом от 21.07.2008 N 43ЗИ-ИТС сообщило в МРУ Росифинмониторинг по СЗФЛ о совершенных операциях (дата направления письма - 22.08.2008).
По выявленному в ходе проверки факту нарушения в присутствии законного представителя Общества 17.09.2008 составлен протокол N 06-08/107-1/2 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ.
Постановлением от 08.10.2008 N 06-08/107-1/2 Управление привлекло Общество к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Общество оспорило постановление в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, признал факт непредставления Обществом в уполномоченный орган сведений по установленной форме, подлежащих обязательному контролю по операциям с денежными средствами или иным недвижимым имуществом, однако, объективно оценив обстоятельства дела, признал незаконным и отменил постановление Управления полностью, применив положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Управления, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция признала жалобу Управления не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ, образует неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма как в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, так и в части организации внутреннего контроля.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, в, частности, вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.
Согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ операциями с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими обязательному контролю, являются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Как указано в подпункте 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество на основании договоров поручения, заключенными с физическими лицами, оказало посреднические услуги по сопровождению двух сделок по купле-продаже недвижимого имущества (квартир) на общую сумму 6 000 000 руб. (по 3 000 000 руб. каждая) и подлежащие обязательному контролю в соответствии с Законом N 115-ФЗ. Факт оказания услуг по сопровождению сделок подтверждается актами выполненных работ от 10.07.2008 и 18.07.2008 (л.д. 47-48) и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 21, 30).
Общество 21.07.2008 направило в адрес МРУ Росфинмониторинг по СЗФО (территориальный орган) уведомление N 43, которым сообщило о сопровождении двух сделок (купля-продажа двух квартир) на сумму свыше 3 000 000 руб.
Таким образом, факт допущенных заявителем нарушений, ответственность за которые установлена ст. 15.27 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Вместе с тем статьей 2.9 КоАП РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения лица от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Суд первой инстанции на основе анализа материалов дела, применив положения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" пришел к обоснованному выводу, что совершенное ООО "Инжтехстрой-Инвест" административное правонарушение, выразившееся в непредставлении сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, отвечает признакам малозначительности, и в силу статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и правомерно освободил Общество от административной ответственности.
При этом, суд не установил пренебрежительного отношения Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, а именно: Обществом предпринимались меры по осуществлению своих обязанностей по предоставлению информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, что подтверждается направлением уведомления от 21.07.2008 N 43И-ИТС в адрес территориального органа, следовательно, у Общества отсутствовали намерения по сокрытию данной информации. На момент рассмотрения дела обязанность по предоставлению сведений в уполномоченной орган (Росфинмониторинг) и по установленной форме (3-СПД), Обществом исполнена. Также суд учел, что Общество в течение года не привлекалось к административной ответственности.
Доводы жалобы о том, что у Управления до настоящего времени отсутствуют сведения о надлежащем исполнении Обществом своих обязанностей по направлению в Росифинмониторинг сведений в надлежащем виде, не принимаются судом апелляционной инстанции. В материалах дела имеется копия сопроводительного письма от 03.10.2008 N 64 И-ИТС, из которого следует, что Общество направило в адрес Росфинмониторинг сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом по форме 3-СПД (по каждой спорной сделке), с приложением копии почтового уведомления о получении Росфинмониторингом указанных сведений 06.10.2008.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28 ноября 2008 года по делу N А26-6455/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6455/2008
Истец: ООО "Инжтехстрой-Инвест"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу