г. Санкт-Петербург
05 марта 2009 г. |
Дело N А56-24698/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, Л.А. Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1276/2009) ОАО "Совавто-С.Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.08.2008 по делу N А56-24698/2008 (судья Т.В. Королева), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Совавто-С.Петербург"
к Санкт-Петербургской таможне
об оспаривании постановления
при участии:
от истца (заявителя): представителя А.В. Мещерякова (доверенность от 07.05.08 N 41/Д)
от ответчика (должника): представителя И.А. Алексеевой (доверенность от 13.01.09 N 06-21/172)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Совавто-С.Петербург" (Далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни (Далее - таможня, таможенный орган) от 01.07.2008 N 10210000-248/2008 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) за утрату средств идентификации, используемых таможенным органом.
Решением от 28.08.2008 суд отказал обществу в удовлетворении заявленного требования на том основании, что заявитель не исполнил возложенную на него таможенным законодательством обязанность, не обеспечил сохранность пломб и товара, вина водителя подтверждается материалами дела и его объяснениями.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 решение суда было отменено, оспариваемое постановление таможенного органа признано незаконным и подлежащим отмене.
Постановлением от 21.01.2009 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отменил постановление от 20.10.2008 суда апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение в тот же суд. В постановлении суд кассационной инстанции указал на то, что по делу требуется дополнительное исследование и повторная оценка доказательств, при новом рассмотрении апелляционному суду следует указать, какими исчерпывающими мерами обеспечивалось соблюдение обществом законодательства Российской Федерации при осуществлении доставки товаров, находящихся под таможенным контролем, в таможню назначения при отсутствии сведений об обстоятельствах утраты средств идентификации и произведенной остановки транспортного средства по пути следования.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель таможенного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции от 28.08.2008 законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 12.04.2008 общество, являясь перевозчиком, приняло к перевозке по процедуре внутренний таможенный транзит (ВТТ) товары: металлические решетки гриль, меха для розжига углей, щетки, наборы металлических шампуров, общим весом брутто 11766 кг., общей стоимостью 29415,36 долларов США. Указанный товар был помещен Выборгской таможней под процедуру ВТТ, срок доставки в Подольскую таможню таможенный пост "Московский" был определен до 14.04.2008.
Товар перемещался на автомашине гос.N В289YK/WKP729 по следующим товаросопроводительным документам (ТСД): книжка МДП N DX58662999, СМR N 289/1104 от 11.04.2008, инвойс N 07-9013 от 19.02.2008, фирма-отправитель "JOYOUS INDUSTRIAL CO., LTD" (Китай), получатель - ООО "ВИЭЛЬ" (г.Москва).
Согласно сведениям, указанным в ТСД, на грузовое отделение транспортного средства сотрудниками Выборгской таможни было наложено таможенное обеспечение - ЗПУ N 3799253.
12.04.2008 на таможенный пост "Южный" Санкт-Петербургской таможни обратился водитель вышеуказанного транспортного средства Филимонов В.С. с заявлением о наложении таможенного обеспечения на данное транспортное средство в связи с тем, что во время следования к месту назначения ранее наложенное таможенное обеспечение - пломба, было срезано, контейнер вскрыт, кроме того, водитель просил продлить срок доставки (л.д.29). Также 12.04.2008 по факту утраты таможенного обеспечения водитель Филимонов В.С. обратился в УВД по Пушкинскому району Санкт-Петербурга, где зарегистрирован материал КУСП N 3297 (л.д.38).
Факт утраты таможенного обеспечения - пломбы ЗПУ N 3790253 послужил таможенному органу основанием для составления 16.05.2008 в отношении общества протокола N 10210000-248/2008 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.11 КоАП РФ (л.д.68-70).
01.07.2008 таможней вынесено постановление N 10210000-248/2008 о привлечении общества к административной ответственности по статье 16.11 КоАП РФ за невыполнение требований части 2 статьи 88 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) и утрату средств идентификации, используемых таможенным органом, в виде наложения административного штрафа в размере 5500 рублей (л.д.8-11).
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленного требования, усмотрев в его действиях состав вмененного ему административного правонарушения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные в судебное заседание дополнительные доказательства, апелляционная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Согласно статье 88 ТК РФ при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан:
1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены;
2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;
3) не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 89 настоящего Кодекса.
Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения составляет уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрата таких средств идентификации (статья 16.11 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Обосновывая принятый по делу судебный акт, суд первой инстанции указал, что вина общества доказана материалами административного дела, из которых следует, что никто, кроме водителя не имел доступа к транспортному средству, которое нигде не останавливалось, а, следовательно, утрата пломбы произошла в результате действий водителя.
Суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте указал, что справка об исправности тахометра и пояснения представителя общества не могут быть приняты во внимание, поскольку "имеется причинная связь между действиями (бездействием) водителя и наступившими последствиями, перевозчик не обеспечил сохранность перевозки (средств идентификации)".
В абзаце 2 пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В то же время при решении вопроса о наличии правовых и фактических оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности арбитражный суд оценивает представленные участниками спора доказательства в их совокупности и взаимной связи, принимая во внимание относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства, а также достаточность доказательств (часть 2 статьи 71 АПК РФ).
Таким образом, вопросы о наличии события, состава правонарушения и виновности заявителя должны решаться судом исходя из совокупности имеющихся в деле документов, собранных в рамках административного расследования и представленных участниками спора в ходе судопроизводства.
Событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.11 КоАП РФ, выразившееся в утрате перевозчиком средств идентификации, наложенных таможенным органом, подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права для определения виновности юридического лица необходима оценка его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка. С учетом же объективной стороны вмененного обществу правонарушения его виновность в утрате средств таможенной идентификации может устанавливаться судом в связи с оценкой соответствующей деятельности как профессиональной и осуществляемой опытным субъектом правоотношений в тех или иных реальных условиях, о которых такому субъекту может и должно быть известно.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные по делу доказательства в их взаимной связи и совокупности, считает, что заявитель не принял всех зависящих от него мер для надлежащего исполнения обязанностей перевозчика товара, находящегося под таможенным контролем. Заявитель не обеспечил сохранность груза, не пытался реализовать право на таможенное сопровождение, в связи с чем, имея к тому реальные возможности, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от участника таможенных правоотношений.
Материалами дела подтверждается, что в качестве меры по обеспечению сохранности товара и средств идентификации перевозчиком был избран способ безостановочного движения транспорта. Данное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела копией тахограммы (диаграммного диска) движения транспортного средства 11-12.2008.
Согласно пункту 8 Правил установки тахографов, правил их использования и обязанностей владельцев транспортных средств, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 07.07.1998 N 86, водитель транспортного средства использует регистрационные листы каждый день, в течение которого водитель
управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки, имеет при себе и предъявляет для контроля сотрудникам инспектирующих органов заполненные регистрационные листы за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого водитель управлял транспортным средством.
Таким образом, непрерывная регистрация сведений о движении транспортного средства и времени работы и отдыха водителя осуществляется тахографом каждый день, когда водитель управлял транспортным средством.
Имеющаяся в деле копия тахограммы (диаграммного диска) содержит информацию о пройденном пути и скорости движения транспортного средства (л.д. 36-37).
В суд апелляционной инстанции таможенным органом представлен акт дешифровки тахограммы N 2 от 28.01.2009г., который действительно подтверждает факт безостановочного движения автотранспорта с 2 ч.35 мин. до 05ч. 50 мин. 12.04.2008 включительно.
Согласно произведенной дешифровки движения:
- тахограмма была установлена в тахограф 11.04.2008 в 10.15 в момент переезда транспортного средства с территории Российской Федерации на территорию Финляндии;
- с 10.30 автомобиль двигался по территории Финляндии в сторону места загрузки и с 13.25 после загрузки обратно в сторону российской границы;
-с 24.10 до 01.15 12.04.2008 автомобиль совершает кратковременные передвижения на приграничной территории и убывает с территории таможенного поста в 02.29;
- с 2.35 до 5.50 автомобиль действительно двигался на протяжении 230 км безостановочно по территории Российской Федерации;
Между тем, данной тахограммой подтверждается наличие большого временного промежутка остановки транспортного средства в гараже общества (12.04.2008 с 5.50 до 11.40) , при том, что талон уведомление выдан РУВД в 14.10 12.04.2008, а непосредственное отсутствие пломбы и части товара на т\п "Южный" зафиксировано в 16.32 12.04.2008. Данные факты обществом не опровергнуты.
Согласно показаниям водителя В.С. Филимонова от 16.04.2008 он следовал до остановки в поселке Шушары для отдыха в гараже, принадлежащем обществу, выйдя из машины, не обнаружил таможенной пломбы, о чем уведомил руководителя колонны (л.д.58-61). При этом водитель не дал объяснений, каким образом и когда произошла утрата нарушения пломбы. Указанное противоречит содержанию заявления водителя в Санкт-Петербургскую таможню от 12.04.2008, в котором он указал, что пломба была "срезана на ходу" автомашины.
В суд апелляционной инстанции обществом были представлены дополнительные документы, подтверждающие обстоятельства обнаружения утраты пломбы: копию акта от 12.04.2008, составленного водителем В.С. Филимоновом и мастером ОТК В.К. Байдуковым в 5 час.50 мин., в котором указано, что при осмотре транспортного средства на въезде в гараж, принадлежащий перевозчику, было установлено, что одна створка дверей прицепа не закрыта, пломба, наложенная финской таможенной службой, повреждена, пломба российской таможни отсутствует, о происшествии было доложено начальнику автоколонны, транспортное средство размещено в гараже до особых указаний. Кроме того, общество представило протокол осмотра места происшествия, составленный сотрудником СО при УВД по Пушкинскому району Санкт-Петербурга 12.04.2008 в 11 час.55 мин. и свидетельствующий об отсутствии пломбы во время осмотра.
Из представленных документов следует, что между остановкой транспортного средства в 5 час.50 мин. и обнаружением утраты пломбы в 11 час. 30 мин (согласно протоколу осмотра транспортного средства имеется значительный временной промежуток), при этом общество не представило сведений о мерах, предпринятых перевозчиком по обеспечению сохранности средств таможенной идентификации во время длительной стоянки. Данные документы не были представлены обществом в суд первой инстанции, в суд апелляционной инстанции при первоначальном рассмотрении дела, а также в таможенный орган в ходе производства по делу об административном правонарушении.
По мнению общества, им приняты все необходимые и достаточные меры для исполнения своих обязанностей перевозчика.
Однако, суд апелляционной инстанции считает, что общество должно было выполнить обязанность по недопущению утраты средств идентификации, но оно не предприняло все зависящие меры по их выполнению, обществом не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Обществом не оспаривается то обстоятельство, что доставка груза осуществлялась одним водителем без какого - либо сопровождения и охраны. Требуемую сохранность средств таможенной идентификации перевозчик мог обеспечить, заключив договор сопровождения или охраны груза, или применив дополнительные запорные устройства.
В ходе административного расследования водитель не дал удовлетворительных объяснений относительно места, времени и способа утраты средства идентификации. Согласно его объяснениям автомобиль все время находился в движении, по его мнению, пломба могла быть нарушена во время движения автомобиля. Однако, движение транспортного средства без остановки исключает причастность третьих лиц к повреждению средства таможенной идентификации. Кроме того, преступные действия неустановленных третьих лиц не могут быть отнесены к обстоятельствам непреодолимой силы. Никаких других доказательств существования реальной угрозы уничтожения или повреждения средств идентификации перевозчиком не представлено.
Таким образом, при отсутствии сведений об обстоятельствах нарушения целостности средств идентификации суд отклоняет довод общества о том, что перевозчиком были приняты исчерпывающие меры по соблюдению требований таможенного законодательства.
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд считает, что вина перевозчика доказана таможенным органом в полном объеме , ОАО "Совавто-С.Петербург" правомерно и обоснованно привлечено Санкт-Петербургской таможней к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.11 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности судом не обнаружено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 августа 2008 года по делу N А56-24698/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Совавто-С.Петербург" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-24698/2008
Истец: ОАО "Совавто-С.Петербург"
Ответчик: Санкт-Петербургская таможня
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-24698/2008
05.03.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9822/2008
21.01.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-24698/2008
20.10.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9822/2008