г. Санкт-Петербург
18 марта 2009 г. |
Дело N А42-2937/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1599/2009) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24 декабря 2009 года по делу N А42-2937/2008 (судья Соломонко Л.П.), принятое
по заявлению ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Балыч О.В., доверенность N 43-2009 от 01.01.2009, Родионов С.А., доверенность N 47-2009 от 01.01.2009.
от ответчика: не явился, извещен.
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - Общество, ОАО "ТГК N 1") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области (далее - Управление) от 21.05.2008 о назначении административного наказания по делу N 14-1/08.
Решением от 24.12.2008 суд удовлетворил заявленное требование.
Не согласившись с решением суда, Управление направило апелляционную жалобу, в котором просила решение от 24.12.2008 отменить. По мнению подателя жалобы, ОАО "ТГК N 1" не приняла все необходимые меры, направленные на оформление прав на используемый земельный участок; заявление от 13.03.2008, направленное в адрес Администрации, не соответствует установленным требования, носит формальный характер и не является доказательством отсутствия вины заявителя в совершении вмененного ему правонарушения.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области надлежащим образом уведомлено о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представители ОАО "ТГК N 1", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 17.08.2008 N 10-р сотрудниками Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области проведена плановая проверка ОАО "ГТК N 1" по вопросу соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 51:01:0501004:0003, расположенном по адресу: Мурманская область, Кольский район, пгт. Туманный, ул. Энергетиков, дом 57, ориентировочной площадью 0,3 га (т.1, л.д. 112-114).
В ходе проверки, оформленной актом от 15.05.2008, установлено, что земельный участок используется Обществом под здание гаража на 10 машин без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (т.1, л.д. 76).
По данному факту 15.05.2008 Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области составлен протокол об административном правонарушении (т.1, л.д. 75) и 21.05.2008 вынесено постановление по делу N 14-1/08 о назначении административного наказания.
Постановлением Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области от 21.05.2008 N 14-1/08 ОАО "ТГК N 1" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей (т.1, л.д. 7-10).
Считая данное постановление незаконным, ОАО "ТГК N 1"обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив событие административного правонарушения, пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества вины в его совершении, в связи с чем на основании статьи 24.5 КоАП РФ признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает выводы суда правильными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случаях необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа.
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
К таким документам статья 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе, относит и договоры в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимости на момент совершения сделки.
Управлением установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.12.2006 Управлением Федеральной регистрационной службы по Мурманской области 19.12.2006 зарегистрировано право собственности Общества на часть здание гаража на 20 автомашин общей площадью 594,1 кв.м, расположенного в пос. Туманный Кольского района Мурманской области, ул. Энергетиков, д. 57 и переданного Обществу ОАО "Кольская генерирующая компания" по передаточному акту от 28.07.2006. Правоустанавливающие документы на земельный участок, находящийся под данным объектом недвижимости, у Общества отсутствуют.
Довод Общества о том, что у него, как у правопреемника ОАО "Кольская генерирующая компания", сохранилось право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, которое в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", подлежит переоформлению до 01.01.2010, исследовался судом первой инстанции и обоснованно отклонен.
Пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, следовательно, в порядке правопреемства право постоянного (бессрочного) пользования может перейти только к государственным и муниципальным предприятиям и к федеральным казенным предприятиям.
При преобразовании юридического лица путем изменения его организационно-правовой формы, не подпадающей под указанные выше, право постоянного (бессрочного) пользования на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" подлежит переоформлению на право аренды, либо земельный участок может быть приобретен в собственность по желанию нового юридического лица.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации поселка Туманный Кольского района Мурманской области от 29.12.1992 N 36 утверждены границы земельных участков в черте пос. Туманный общей площадью 6,9 га, предоставленных в бессрочное пользование Каскаду Серебрянских ГЭС производственного объединения "Колэнерго". На право постоянного (бессрочного) пользования Каскаду Серебрянских ГЭС выдан государственный акт (т.1, л.д. 82).
В результате приватизации ПО "Колэнерго" образовано ОАО "Колэнерго", которое в силу пункта 2.4 статьи 2 Устава, зарегистрированного постановлением Администрации Кольского района от 10.02.1993г. N 62, является правопреемником ПО "Колэнерго" (т.1, л.д. 151).
В соответствии с пунктом 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Во всех указанных случаях составление передаточного, разделительного балансов не требуется. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.
В результате реорганизации ОАО "Колэнерго" путем выделения из состава названного общества, образовано ОАО "Кольская генерирующая компания" (т.1, л.д. 12-19), в дальнейшем ОАО "Кольская генерирующая компания" реорганизована в форме присоединения к ОАО "ТКГ N 1" (т.1, л.д. 22-23).
По акту приема-передачи от Каскада Серебрянских ГЭС - филиал ОАО "Колэнерго" к ОАО "Кольская генерирующая компания" произведена передача прав на земельные участки, в том числе право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, находящийся под зданием деревянно-металлического гаража, расположенный в поселке Туманный Кольского района Мурманской области (т.1, л.д. 136-139).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.12.2006 ОАО "Кольская генерирующая компания" передана часть здания гаража на 20 машин, расположенного по адресу: поселок Туманный Кольского района Мурманской области, улица Энергетиков, дом 57 (т.1, л.д. 77).
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что поскольку право постоянного (бессрочного) пользования (как до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001, так и после введения его в действие) не было оформлено надлежащим образом правопреемниками Каскада Серебрянских ГЭС производственного объединения "Колэнерго", и обоснованно усмотрел в действии (бездействии) Общества событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, законодательством не установлен срок для оформления прав на такие земельные участки.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из материалов дела, Общество 13.03.2008 обратилось к главе муниципального образования Кольский район Мурманской области с заявлением N 3-18-01/1021 об издании постановления о предоставлении заявителю с 01 января 2008 года сроком на 49 лет на условиях аренды земельного участка, находящегося под частью здания гаража на 20 автомашин, расположенного по адресу: п. Туманный Кольского района Мурманской области, ул. Энергетиков, д. 57, а также подготовки проекта договора аренды (т.1, л.д. 66).
В письме от 21.11.2008 N 02-18/2160-27 Администрация предложила Обществу обратиться с указанным заявлением о предоставлении земельных участков совместно с собственниками других частей зданий гаража либо подтвердить свое право собственности на данные части зданий (т.2, л.д. 10).
Таким образом, на момент выявления административного правонарушения, Общество уже предпринимало необходимые действия по оформлению прав на используемый земельный участок.
Отсутствие состава административного правонарушения, согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Ссылка Управления в апелляционной жалобе на не вступившие в законную силу судебные акты апелляционным судом отклоняется на основании статей 16, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 24 декабря 2008 года по делу N А42-2937/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2937/2008
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1", ОАО "ТГК-1"
Ответчик: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости