г. Санкт-Петербург
20 марта 2009 г. |
Дело N А56-40540/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей И.Б. Лопато, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1956/2009) ФАС России на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2008 по делу N А56-40540/2008 (судья Т.А. Пилипенко), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Газпром нефть"
к ФАС России
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
при участии:
от истца (заявителя): представителя А.В. Радченко (доверенность от 29.12.07 N НК-618)
от ответчика (должника): представителей С.А. Пузыревского (доверенность от 18.12.08 N ИА/34420), В.В. Мультановской (доверенность от 24.10.08 N ИА/27538)
установил:
Открытое акционерное общество "Газпром нефть" (Далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Федеральной антимонопольной службы (Далее - ФАС, антимонопольный орган) от 14.08.2008 N 1 25/348-08 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением от 01.12.2008 суд признал незаконным и отменил оспариваемое постановление антимонопольного органа, придя к выводу об отсутствии события инкриминируемого правонарушения в действиях заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, антимонопольный орган обжаловал его в апелляционном порядке. По мнению подателя жалобы, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны в результате неправильного применения норм материального права и ненадлежащей оценки материалов дела и доказательств.
В судебном заседании представители антимонопольного органа доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным.
Законность обжалуемого решения суда первой инстанции проверена в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 21.07.2008 антимонопольный орган направил в адрес Общества определение (запрос) N АГ/18121 о предоставлении информации в связи с рассмотрением дела N 1 10/63-08 о нарушении антимонопольного законодательства (т.1 л.д.12-14). В соответствии с данным запросом Обществу в срок до 01.08.2008 было необходимо предоставить информацию (сведения) по 16 пунктам:
1) схема поставки нефти, а также авиакеросина, мазута, дизельного топлива, автомобильного бензина марки Аи-92 (93), автомобильного бензина марки Аи-95 (96), автомобильного бензина марки Аи-76 (80) (далее - нефтепродукты) на экспорт и внутренний рынок Российской Федерации от первого собственника нефти и нефтепродуктов (произведенных на НПЗ), входящего в группу лиц ОАО "Газпром нефть", до продажи нефти и нефтепродуктов хозяйствующим субъектам, не входящим в группу лиц ОАО "Газпром нефть";
2) копии учредительных документов по состоянию на 01.01.2007 с приложением всех изменений за период с 01.01.2007 по 01.07.2008;
3) копии бухгалтерской отчетности, включая все приложения, пояснительные записки и учетную политику предприятия, за периоды:
- 2007 г. - 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев, годовая,
- 2008 г. - 1-й квартал, полугодие;
4) данные управленческого учета о прибылях и убытках, включая сверку данных управленческого и бухгалтерского учетов и, при наличии, объяснения расхождений поквартально за 2007 и 2008 годы;
5) информацию о порядке ценообразования при осуществлении реализации нефти, а также нефтепродуктов, копии внутренних документов, регламентирующие порядок ценообразования по нефти и по всем видам нефтепродуктов;
6) расчет себестоимости на нефть и по каждому виду реализованных нефтепродуктов с разбивкой по элементам затрат за 2007 год и за первое полугодие 2008 года;
7) калькуляцию расчета цен, устанавливаемых при реализации нефти и каждого вида нефтепродуктов в период 2007 года и за первое полугодие 2008 года;
8) реестры всех сделок ОАО "Газпром нефть" по реализации нефти и нефтепродуктов за первое полугодие 2008 года (отдельный реестр по каждому пункту):
а) в адрес компаний, осуществляющих деятельности на территории Российской Федерации,
б) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Реестр должен включать в себя:
- наименование хозяйствующего субъекта - покупателя нефтепродукта, его место нахождения, информацию о вхождении в группу лиц ОАО "Газпром
- объем, цену и дату поставки нефтепродуктов с указанием реквизитов договоров (соглашений) и дополнительных соглашений (приложений) к ним на основании которых, осуществлялась поставка нефтепродуктов.
9) размер выручки от реализации нефти и нефтепродуктов за 2007 год, а также за первое полугодие 2008 года с выделением экспортных поставок и поставок на внутренний рынок с указанием объемов нефти и нефтепродуктов, цен их реализации;
10) объяснения по факту различия контрактных цен на нефть, поставляемую на внутренний и внешний рынок;
11) объяснения по факту различия контрактных цен на нефтепродукты, поставляемые на внутренний и внешний рынок;
12) объяснения по факту не соблюдения принципа равноэффективности поставки нефти на внутренний и внешний рынок (внешняя цена за вычетом
таможенной пошлины и расходов на транспортировку) с приведением данных по котировкам внешнего и внутреннего рынка и контрактных цен ОАО "Газпром нефть";
13) объяснения по факту не соблюдения принципа равноэффективности от поставки нефтепродуктов на внутренний и внешний рынок (внешняя цена за вычетом таможенной пошлины и расходов на транспортировку) с приведением данных по котировкам внешнего и внутреннего рынка и контрактных цен ОАО "Газпром нефть";
14) объяснения по факту различия цен на нефть, поставляемую в рамках группы лиц ОАО "Газпром нефть" и поставляемую организациям, не входящим в группу лиц ОАО "Газпром нефть";
15) объяснения по факту различия цен на нефтепродукты, поставляемые в рамках группы лиц ОАО "Газпром нефть" и поставляемые организациям, не входящим в группу лиц ОАО "Газпром нефть";
16) если сделки, указанные в п. 8 осуществляли хозяйствующие субъекты, входящие в группу лиц ОАО "Газпром нефть", ОАО "Газпром нефть" обеспечить представление каждым из них полной информации согласно пунктам 2-15.
Определение было получено Обществом 23.07.2008.
Общество не представило в антимонопольный орган в полном объеме информацию (сведения), указанные в определении, в установленный срок.
Запрошенные документы и материалы были предоставлены в ФАС России частично. Так, в установленный срок (до 01.08.2008) была представлена информация (сведения), указанная в пунктах 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.6 (только по нефти), 2.8 определения.
В связи с тем, что в установленный определением срок информация (сведения) не была представлена, ФАС было проведено контрольное мероприятие, имеющее цель получить непредставленную информацию (сведения), и 04.08.2008 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ (т.1 л.д.20-23).
14.08.2008 антимонопольным органом было вынесено постановление N 1 25/348-08 о привлечении заявителя к административной ответственности в соответствии с данной квалификацией в виде наложения административного штрафа в размере 500000 руб. (т.1 л.д.6-11).
Полагая, что данное постановление является незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции без достаточных оснований признал незаконным и отменил оспариваемое постановление антимонопольного органа.
Согласно части 1 статьи 23 Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона.
В соответствии с пунктами 1, 11 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В силу части 1 статьи 25 Закона N 135-ФЗ коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с
возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.
Согласно части 5 статьи 19.8 КоАП РФ за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) предусмотрена административная ответственность.
Объективной стороной названного правонарушения является непредставление в федеральный антимонопольный орган сведений (информации) либо представление заведомо недостоверных сведений.
Согласно тексту оспариваемого постановления антимонопольным органом вменяется в вину Обществу не предоставление в антимонопольный орган информации, указанной в определении от 21.07.2008, в полном объеме.
Из материалов дела следует, что заявителем информация (сведения), указанная в следующих пунктах определения: 2.6, 2.10 (объяснения по факту различия контрактных цен на нефть, поставляемую на внутренний и внешний рынок) и 2.11 (объяснения по факту различия контрактных цен на нефтепродукты, поставляемые на внутренний и внешний рынок), была предоставлена должностным лицам ФАС в ходе проведения контрольного мероприятия, после вручения представителю Общества протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.24-32).
Данные обстоятельства нашли свое отражение в акте N 23 от 05.08.2008 по результатам контрольных мероприятий, представленном Обществом в материалы дела (т.1 л.д.83-89).
Согласно объяснениям исполняющего обязанности генерального директора Общества В.В.Яковлева к протоколу об административном правонарушении, у дочерних компаний Общества были запрошены документы, необходимые для предоставления ФАС России в соответствии с пунктом 2.16 определения (т.1
л.д.108). Вместе с тем, доказательства направления соответствующих запросов в адрес дочерних компаний в материалах дела отсутствуют.
Информация по пункту 2.16 определения была дополнительно направлена Обществом в антимонопольный орган 11.08.2008, получена ФАС 25.08.2008 (т.1 л.д.135-140).
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что в действиях заявителя имеется состав инкриминируемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, поскольку заявителем в срок, установленный антимонопольным органом, не предоставлены запрошенные документы и сведения в полном объеме.
Антимонопольным органом не допущено нарушений срока и процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя Общества - и.о. генерального директора В.В. Яковлева. Данный протокол содержит сведения о времени и месте рассмотрения административного дела.
Оспариваемое постановление вынесено в соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ в отсутствие законного представителя Общества при наличии данных о его надлежащем извещении.
У суда первой инстанции отсутствовали основания для признания недействительным оспариваемого постановления антимонопольного органа, в связи с чем принятый по делу судебный акт подлежит отмене в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, поскольку изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 декабря 2008 года по делу N А56-40540/2008 отменить.
В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Газпром нефть" о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы от 14.08.2008 N 1 25/348-08 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-40540/2008
Истец: ОАО"Газпром нефть"
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба, Управление ФАС по Санкт-Петербургу