г. Санкт-Петербург
16 марта 2009 г. |
Дело N А21-8111/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Н. О. Третьяковой
судей И. А. Дмитриевой, Н. И. Протас
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1734/2009) (заявление) ИП Ляховец Т. В. на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2008 по делу N А21-8111/2008 (судья Н. А. Можегова), принятое
по иску (заявлению) Индивидуального предпринимателя Ляховец Татьяны Васильевны
к Межрайонной ИФНС России N 8 по Калининграду
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: Малахов Д. Г. (доверенность от 10.03.2009 N 2.04/8878)
установил:
Индивидуальный предприниматель Ляховец Татьяна Васильевна (далее - предприниматель Ляховец Т.В., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по городу Калининграду (далее - инспекция, налоговый орган) от 17.07.2008 N 128 в части взыскания штрафа в размере 46 550руб.
Решением суда от 19.12.2008 заявление предпринимателя Ляховец Т.В. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе предприниматель Ляховец Т.В., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, истребованные налоговым органом инвойсы, не являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, в связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для истребования указанных документов. Кроме того, у предпринимателя отсутствовала возможность предоставления данных инвойсов, поскольку они в ходе процедуры таможенного оформления остаются в оригинале в таможенном органе.
Предприниматель Ляховец Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть жалобу без участия заявителя.
Представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, 21.04.2008 налоговая инспекция приняла решение N 247 о проведении выездной налоговой проверки предпринимателя Ляховец Т.В. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов за 2006 год - налога на доходы физических лиц, единого социального налога, иных налогов и сборов и налога на добавленную стоимость за период с октября по декабрь 2006 года.
В соответствии со статьей 93 НК РФ Инспекция направила предпринимателю требование о представлении документов, необходимых для проведения выездной проверки (лист дела 11), которое получено представителем предпринимателя 21.04.2008. Как следует из требования, предпринимателю Ляховец Т.В. надлежало представить в налоговый орган в десятидневный срок документы, перечисленные в данном требовании, в том числе: первичные учетные документы: накладные, купчие, счета-фактуры, счета на оплату, справки - счет, документы, связанные с перемещением товаров через таможенную границу РФ, банковские, платежные документы, ведомости по выплате заработной платы, акты выполненных работ и так далее за период с 01.01.2006 по 31.12.2006.
02.06.2008 представителем предпринимателя получено требование N 2 о представлении документов, в соответствии с которым предприниматель Ляховец Т.В. в течение десяти дней с момента вручения требования должна была представить в налоговый орган, в том числе купчие (инвойсы), подтверждающие приобретение и ввоз товаров из иностранных государств в количестве 931 документа. Указанные документы предпринимателем Ляховец Т.В. в налоговый орган представлены не были.
В связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении предпринимателем налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ, а именно: непредставление в установленный в пункте 4 статьи 93 НК РФ срок необходимых для проведения выездной проверки документов, Инспекция составила акт от 20.06.2008 N 3 (листы дела 49 - 57), в котором указала на непредставление налогоплательщиком 939 документов, в том числе, накладные (купчие, инвойсы), прилагаемые к ГТД - 931 документ; договора, платежное поручение - 8 документов.
Решением налоговой инспекции от 17.07.2008 N 128 (листы дела 7-9), принятым на основании акта, предприниматель Ляховец Т.В. привлечена к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания 46 950 руб. штрафа (939 х 50 руб.).
Считая принятое налоговым органом решение недействительным в оспариваемой части, предприниматель Ляховец Т.В. обжаловала его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку предпринимательская деятельность налогоплательщика связана с приобретением автотранспортных средств по внешнеторговым контрактам, ввозом этих товаров на таможенную территорию РФ и их реализацией, а внешнеторговые контракты не содержат сведений о стоимости каждого транспортного средства, то налоговый орган правомерно запросил у предпринимателя купчие или счета (инвойсы), в которых содержатся сведения о стоимости приобретенных товаров.
Выслушав мнение представителя налогового органа, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба предпринимателя Ляховец Т.В. подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять налоговому органу документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно статье 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
Как указано в пункте 1 статьи 126 НК РФ, непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Из содержания норм статей 93 и 126 НК РФ следует, что для привлечения налогоплательщика к ответственности за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 НК РФ, необходимо, чтобы он располагал истребованными налоговым органом документами (документы должны быть у последнего в наличии) и уклонялся от их представления для проверки.
Апелляционная инстанция считает, что привлечение предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, является незаконным.
Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ только при непредставлении документов, которые имеются у него в наличии.
В данном случае, инвойсы, накладные, представляемые таможенным органам при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, остаются в оригинале в таможенном органе, следовательно, данные документы у предпринимателя отсутствовали и не могли быть им представлены.
Кроме того, как правильно указал податель жалобы, указанные инвойсы не могут являться первичными бухгалтерскими документами, подтверждающими фактический размер и период произведенных затрат на основании следующего.
В соответствии с пунктом 29 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации инвойс определен как счет-фактура, то есть является платежным документом и не подтверждает факт принятия выполненных работ в определенном объеме.
Согласно пункту 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (далее - ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии трех условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Таким образом, оценка затрат складывается не в момент их оплаты либо выставления счета, а в момент, когда предприятие располагает достаточными данными для ее определения.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в этой статье.
Инвойс является одним из коммерческих документов и представляет собой счет-фактуру, который выставляется продавцом покупателю для осуществления расчетов по поставкам товаров. В инвойсе содержатся сведения об отправителе и получателе товаров, номере контракта и дополнениях к нему, условиях поставки, товарах, цене, весе, габаритах грузовых мест и ряд других. Инвойс в числе других документов представляется декларантом таможенным органам при декларировании товаров для подтверждения условий совершенной внешнеторговой сделки и сведений о таможенной стоимости товаров. Для того чтобы счет-фактура был принят таможенным органом в качестве документа о таможенной стоимости, он должен содержать сведения о наименовании товаров, ассортименте, модели, цене за единицу товара и должен быть подписан продавцом.
Счет-фактура, сопровождающий отгрузку товаров, и счет-фактура, используемый в налоговом законодательстве, имеют разную природу, что вытекает из содержания подп. 29 п. 1 ст. 11 ТК РФ.
Таможенные документы, в том числе инвойсы являются документами, составляемыми исключительно для таможенных целей. Таким образом, истребуемые налоговым органом документы не могут быть признаны первичными учетными документами.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Инспекция не представила в суд доказательств и не привела доводов о том, что не представленные предпринимателем Ляховец Т.В. документы являлись необходимыми для проведения выездной налоговой проверки и принятия по ее результатам законного и обоснованного решения.
На основании изложенного решение налогового органа от 17.07.2008 N 128 о привлечении предпринимателя Ляховец Т.В. к налоговой ответственности в части взыскания штрафа в размере 46 550руб. является недействительным, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2008 по делу N А21-8111/2008 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции ФНС России N 8 по городу Калининграду от 17.07.2008 N 128 в части взыскания штрафа в размере 46 550 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Ляховец Татьяне Васильевне из федерального бюджета госпошлину в размере 4 000 руб. за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанцией.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8111/2008
Истец: Индивидуальный предприниматель Ляховец Татьяна Васильевна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Калининграду