г. Санкт-Петербург
17 марта 2009 г. |
Дело N А21-9075/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1735/2009) Администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 декабря 2008 года по делу N А21-9075/2008 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "Анюта-Тур"
к Администрации городского округа "Город Калининград"
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: Боброва О.А., доверенность от 09.08.2007.
от ответчика: не явился, извещен.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Анюта - Тур" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация), выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка площадью 39 617 кв.м. с кадастровым номером 39:15:110651:70, расположенного по Балтийскому шоссе в Октябрьском районе г. Калининграда для строительства автосервисного комплекса по обслуживанию грузового транспорта, автобусов с ремонтными боксами, мойкой, автономной котельной и административно-бытовыми помещениями и обязании Администрацию принять соответствующее решение о предоставлении на праве аренды указанного земельного участка.
Решением от 23.12.2008 суд удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной жалобе Администрация Городского округа "Город Калининград", ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда от 23.12.2008 отменить. По мнению подателя жалобы, предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использованию земельных участков санитарным правилам, подпись на акте выбора не свидетельствует о принятии решения о возможности предоставления участка, поскольку такое заключение должно приниматься в отношении предварительно согласованного земельного участка. Кроме того, решение о предоставлении земельного участка может быть принято только при наличии действующего постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, в то время как суд первой инстанции принял решение о представлении участка, когда постановление о предварительном согласовании места размещения объекта утратило силу; также не представляется возможным обеспечить проезд к запрашиваемому земельному участку.
Администрация городского округа "Город Калининград" надлежащим образом уведомлена о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.09.2003 ООО "Анюта - Тур" выдан акт выбора земельного участка N 4594-03 для предварительного согласования места размещения автосервисного комплекса для обслуживания собственного автопарка туристической фирмы по Балтийскому шоссе (пос. Космодемьянского) в Октябрьском районе, подписанный комиссией по выбору, давшей положительное заключение о пригодности выбранного места для проектирования указанного объекта (л.д. 79-80).
Постановлением мэра города Калининграда от 01.09.2004 N 2397 Обществу предварительно согласовано место размещения автосервисного комплекса для обслуживания собственного автопарка туристической фирмы по Балтийскому шоссе (пос. Космодемьянского) в Октябрьском районе (л.д. 48-49).
Постановлением мэра города Калининграда от 30.10.2007 N 2471 срок действия постановления от 01.09.2003 N 2397 продлен до 01.09.2008 (л.д. 45).
01.02.2005 между Мэрией и Обществом заключен договор N 006671-в предварительного согласованного места размещения объекта, срок действия которого установлен до 01.09.2008 (л.д. 39-41).
В связи с тем, что решение о предоставлении земельного участка принимается только в отношении земельного участка, поставленного на кадастровый учет, Общество 29 сентября 2007 года обратилось с соответствующим заявлением в Комитет архитектуры и градостроительства.
Испрашиваемый земельный участок 2.07.2008 поставлен на государственный кадастровый учет под номером 39:15: 11 06 51:79 с разрешенным использованием под строительство автосервисного комплекса по обслуживанию грузового транспорта, автобусов с ремонтными боксами, мойкой, автономной котельной и административно-бытовыми помещениями.
07.07.2008 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды под строительство автосервисного комплекса по обслуживанию грузового транспорта, автобусов с ремонтными боксами, мойкой, автономной котельной и административно-бытовыми помещениями (л.д. 43-44).
Администрация в письме от 29.08.2008 N 091/722ж разъяснила Обществу, что его заявление будет рассматриваться комиссией, созданной в соответствии с Постановлением N 1288 Главы администрации городского округа "Город Калининград" от 14.08.2008.
Однако на комиссии вопрос о предоставлении заявителю земельного участка под строительство решен не был, что и послужило основанием для обращения ООО "Анюта - Тур" с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил, что заявителем соблюдена процедура выбора земельного участка, регламентированная статьей 31 ЗК РФ, проведены работы по формированию и государственному кадастровому учету земельного участка, к заявлению о предоставлении земельного участка приложены необходимые документы, из чего сделал вывод о том, что законных оснований для непринятия Администрацией решения о предоставлении Обществу земельного участка не имелось, поэтому бездействие Администрации противоречит положениям действующего законодательства и нарушает права заявителя.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Общества, считает апелляционную жалобу Администрации Городского округа "Город Калининград" не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен статьей 30 ЗК РФ. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи предоставление земельного участка осуществляется с выполнением определенных работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов (подпункт 1), либо с предварительным согласованием мест размещения объектов (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- проведение работ по формированию земельного участка;
- государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 31 Кодекса, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта принимается в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Кодекса исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренным статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 указанной статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Аналогичный порядок предоставления земельных участков под строительство предусматривают подпункты 3.5-3.7 Положения "О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Калининграда", утвержденное решением Окружного Совета депутатов города Калининграда N 349 от 07.11.2007.
В соответствии со статьей 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункту 2 указанной статьи Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как установлено судом, Постановлением мэра города Калининграда от 30.10.2007 N 2471 срок действия постановления от 01.09.2004 N 2397, которым Обществу предварительно согласовано место размещения автосервисного комплекса для обслуживания собственного автопарка туристической фирмы по Балтийскому шоссе (пос. Космодемьянского) в Октябрьском районе, продлен до 01.09.2008.
07.07.2008 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства автосервисного комплекса по обслуживанию грузового транспорта, автобусов с ремонтными боксами, мойкой, автономной котельной и административно-бытовыми помещениями по Балтийскому шоссе в Октябрьском районе города Калининграда (л.д. 43-44).
Довод подателя жалобы о невозможности проезда к испрашиваемому земельному участку исследовался судом первой инстанции и правомерно отклонен.
Положение "О порядке установления границ землепользователей в застройке городов и других поседений", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 105 регулирует порядок закрепления границ и предоставление земельных участков независимо от наличия или отсутствия на них объектов недвижимости.
Абзацем 3 пункта 4 данного Положения при установлении границ должно быть предусмотрено обеспечение прав других лиц на пользование необходимыми для них объектами в границах земельного участка: частями подземного и надземного пространства, занятыми или предназначенными для размещения магистральных инженерных коммуникаций, пешеходными проходами и проездами к объектам, расположенным за пределами участка, если иной доступ к ним невозможен, а также к необходимым объектам общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами и правилами землепользования и застройки, действовавшими в период строительства.
Как следует из эскиза генерального плана производственной базы, имеющегося в материалах дела, к испрашиваемому Обществу земельного участка возможно два проезда - главный (N 1) и запасной пожарный выезд (N 20).
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
Согласно санитарно-эпидемиологического заключения N 39.КС.14.000.М.001012.08.07 от 23.08.2007, имеющемуся в материалах дела, предполагаемое использование земельного участка для строительства автосервисного комплекса по обслуживанию грузового транспорта, автобусов с ремонтными боксами, мойкой, автономной котельной и административно-бытовыми помещениями ООО "Анюта - Тур" соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 35-36).
Довод подателя жалобы о том, что к заявлению о предоставлении земельного участка не было приложено заключение Управления Роспотребнадзора по Калининградской области противоречит материалам дела, поскольку в приложении к письме от 07.07.2008 указаны копии санитарно-эпидемиологического заключения N 39.КС.14.000.М.001012.08.07 от 23.08.2007 и санитарно-эпидемиологическое заключение N 39.КС.12.000.Т.000272.07.07 от 30.07.2007.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем соблюдена процедура выбора земельного участка, проведены работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет, в связи с чем бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ООО "Анюта-Тур" в аренду земельного участка является незаконным.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом фактических обстоятельств дела, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 декабря 2008 года по делу N А21-9075/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа "Город Калининграда" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9075/2008
Истец: ООО "Анюта-Тур"
Ответчик: Администрация городского округа "Город Калининград"
Кредитор: ООО "Балтавтомаш"
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5991/10
30.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5991/10
15.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5069/2009
26.06.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А21-9075/2008
17.03.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1735/2009