г. Санкт-Петербург
19 марта 2009 г. |
Дело N А26-7801/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Карповой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-802/2009) (заявление) Карельской региональной общественной организации охотников и рыболовов на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.12.2008 по делу N А26-7801/2007 (судья Курчакова В.М.), принятое
по заявлению Прокурора Республики Карелия
к 1. Министерству сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия 2. Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу
3. Управлению Республики карелия по охотничьему хозяйству
3-е лицо: 1. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия
2. Карельская региональная общественная организация охотников и рыболовов
о признании незаконным распоряжения и признании незаконными действий
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен (извещение N 905150)
от ответчика (должника): не явился, извещен (уведомление N 905167, N 905174)
от 3-го лица: не явился, извещен (уведомление N 905198, 905204)
установил:
Заместитель прокурора Республики Карелия обратился в Арбитражный суд Республики Карелия о признании недействительным распоряжения Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) от 13.08.2007 N 62-р о предоставлении Карельской региональной общественной организации охотников и рыболовов (далее - Общественная организация) территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, а также о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия (далее - Управление Россельхознадзора) по выдаче Общественной организации долгосрочной лицензии серии О N 0000958 от 20.08.2007 на пользование объектами животного мира.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия (далее - Управление Росприроднадзора), Управление Республики Карелия по охотничьему хозяйству (далее - Управление по охотничьему хозяйству) и Карельская региональная общественная организация охотников и рыболовов.
Решением суда от 10.12.2008 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным, как не соответствующее Федеральным законам "О животном мире" и "Об экологической экспертизе" оспариваемое распоряжение Министерства и незаконными действия Управления Россельхознадзора по выдаче Карельской региональной общественной организации охотников и рыболовов лицензии N 0000958 на передачу в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты сроком действия с 20.08.2007 по 20.08.2017 в связи с отсутствием положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В апелляционной жалобе Общественная организация, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением от 13.08.2007 N 62-р Министерство предоставило Общественной организации территорию (акваторию) площадью 34, 4 тыс. га, необходимую для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, сроком на 10 лет в границах согласно приложению к названному распоряжению (том 1 л.д.19, 20).
На основании указанного распоряжения Управление Россельхознадзора выдало Общественной организации долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира серии О N 0000958 сроком действия с 20.08.2007 до 20.08.2017 (том 1 л.д. 21).
Посчитав, что издание распоряжения Министерства от 13.08.2007 N 62-р, а также выдача лицензии без предварительной государственной экологической экспертизы, предусмотренной статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и статьей 20 Федерального закона "О животном мире", незаконны, заместитель прокурора обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции поддержал правовую позицию заявителя о том, что для предоставления территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и выдачи лицензии на пользование объектами животного мира необходимо положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Апелляционная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а потому - не подлежащим отмене.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О животном мире" законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей природной среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
Необходимость проведения экологической экспертизы в данном случае обусловлена положениями статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", статьи 20 Федерального закона "О животном мире".
Статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) установлено, что объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в том числе, материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Статьей 20 Федерального закона "О животном мире" определено, что обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 698 утверждено Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы. Согласно пункту 2 названного Положения государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы (документация и материалы), определенные в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Негативным воздействием на окружающую среду, согласно статьи 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. При этом статьей 3 названного закона, а также статьей 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе" закреплена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Охота, как вид природопользования, оказывает воздействие на окружающую природную среду путем изъятия из этой среды объектов животного мира, поэтому может быть опасной для окружающей природной среды, пока иное не будет установлено в рамках, предусмотренных законом процедур, в данном случае - государственной экологической экспертизой, в связи с этим является обоснованным вывод суда первой инстанции об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, предшествующей принятию хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.
Таким образом, в отсутствие заключения государственной экологической экспертизы территория (акватория), необходимая для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, не могла быть предоставлена Общественной организации, а распоряжение Министерства от 13.08.2007 N 62-р, предоставляющее возможность возникновения права пользования объектами животного мира на такой территории (акватории), не могло быть издано. Следовательно, на основании указанного распоряжения не могла быть выдана и лицензия на пользование объектами животного мира.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое распоряжение Министерства и незаконными действия Управления Россельхознадзора по выдаче Обществу лицензии на передачу в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10 декабря 2008 года по делу N А26-7801/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Карельской региональной общественной организации охотников и рыболовов - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей отнести на подателя апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7801/2007
Истец: Прокурор Республики Карелия
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управление Республики карелия по охотничьему хозяйству, Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, Карельская региональная общественная организация охотников и рыболовов
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-802/2009