г. Санкт-Петербург
18 марта 2009 г. |
Дело N А26-7798/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Борисовой
судей Е.А. Фокиной, Л.А. Шульга
при ведении протокола судебного заседания: Л.Н. Мацур
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер13АП-590/2009) ООО "ТОР-Карелия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.11.2008г. по делу N А26-7798/2007 (судья Васильева Л.А.)
по заявлению заместителя прокурора Республики Карелия
к Министерству сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия;
Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия;
и Управлению Республики Карелия по охотничьему хозяйству
3-и лица: ООО "ТОР-Карелия" и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия
о признании незаконными распоряжения и действий органа исполнительной власти
при участии:
от заявителя: Кузнецовой Я.В. удостоверение
от ответчиков: не явились-извещены ( уведомленияN N 93705-93707)
от 3-их лиц: не явились -извещены ( уведомление N 93708, 93709)
установил:
Заместитель прокурора Республики Карелия обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными распоряжения Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия N 57-р от 01.08.2007г. о предоставлении ООО "ТОР-Карелия" территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия по выдаче ООО "ТОР-Карелия" долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира.
Свои требования заявитель обосновывал тем, что при издании оспариваемого распоряжения не были применены положения ст. 20 Федерального закона "О животном мире" и ст.11 - 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", согласно которым в пользование предоставляются объекты животного мира, прошедшие государственную экологическую экспертизу, чем нарушены права и законные интересы Российской Федерации в сфере экономической деятельности как собственника объектов животного мира, права Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия как органа, уполномоченного в области экологической экспертизы.
По ходатайству Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия в качестве ответчика привлечено Управление Республики Карелия по охотничьему хозяйству. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, по заявлению прокурора привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия и ООО "ТОР-Карелия".
Решением суда первой инстанции заявление заместителя прокурора Республики Карелия удовлетворено в полном объеме. Признано недействительным распоряжение Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия N 57-р от 01.08.2007г. о предоставлении ООО "ТОР-Карелия" территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и признаны незаконными действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия по выдаче ООО "ТОР-Карелия" долгосрочной лицензии N 0000960 на передачу в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты сроком действия с 01.08.2007г. по 01.08.2017г. в связи с отсутствием положительного заключения государственной экологической экспертизы. Суд обязал Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия и Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения закона.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ТОР-Карелия" направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления по тем основаниям, что лицензия была получена обществом на законном основании, все необходимые документы были представлены в полном объеме, все согласования получены, поэтому не имелось оснований для признания действий органа, выдавшего лицензию незаконными.
В судебное заседание представители ответчиков и третьих лиц не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Свои позиции стороны изложили в отзывах на жалобу.
Представитель прокурора Республики Карелия в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия распоряжением от 01.08.2007г. N 57-р предоставило ООО "ТОР-Карелия" территорию (акватория) площадью 30,278 тыс.га, необходимую для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, сроком на 10 лет в границах согласно приложению к названному распоряжению.
На основании названного распоряжения Управление Россельхознадзора по Республике Карелия выдало обществу долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира N 0000960 сроком действия с 01.08.2007г. до 01.08.2017г.
По мнению заместителя прокурора Республики Карелия, издание распоряжения Министерством сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия о предоставлении территории (акватории) для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, а также выдача лицензии без предварительной государственной экологической экспертизы, предусмотренной ст.12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и ст.20 Федерального закона "О животном мире", незаконны, указанные обстоятельства явились основанием для направления заявления в суд.
Суд первой инстанции, признавая недействительным оспариваемое распоряжение Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия и незаконными действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия по выдаче ООО "ТОР-Карелия" долгосрочной лицензии, оценил обстоятельства дела и признал обоснованными доводы прокурора, что для издания оспариваемого распоряжения и выдачи лицензии на пользование объектами животного мира требуется положительное заключение государственной, экологической экспертизы.
Согласно ст.3 Федерального закона "О животном мире" законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
В силу ст.20 названного Закона обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания. Этой же статьей предусмотрено, что порядок проведения государственной и общественной экологических экспертиз устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996г. N 698, государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы (документация и материалы), определенные в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) установлено, что объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в том числе, материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст.3 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Аналогичный принцип закреплен и ст.3 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Поскольку охота, как вид природопользования, оказывает воздействие на окружающую природную среду путем изъятия из этой среды объектов животного мира, поэтому может быть опасной для окружающей природной среды, пока иное не будет установлено в рамках, предусмотренных законом процедур, в данном случае - государственной экологической экспертизой, то в связи с этим вывод суда первой инстанции об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, предшествующей принятию хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания следует признать обоснованным.
Таким образом, у Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия не имелось правовых оснований для издания распоряжения от 01.08.2007г. N 57-р о предоставлении ООО "ТОР-Карелия" территории (акватории), необходимой для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, предоставляющего возможность возникновения права пользования объектами животного мира на такой территории (акватории), в отсутствие заключения государственной экологической экспертизы.
Следовательно, на основании указанного распоряжения не могла быть выдана и лицензия на пользование объектами животного мира N 0000960 сроком действия с 01.08.2007г. до 01.08.2017г.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную оценку обстоятельствам дела с соблюдением единообразия судебной практики, оснований для его отмены не имеется. Данная позиция изложена в постановлении ФАС СЗО от 11.09.2008г. по делу А26-7805/2007.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.11.2008г. по делу N А26-7798/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ТОР-Карелия" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7798/2007
Истец: Прокуратура Республики Карелия
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК, Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управление Республики Карелия по охотничьему хозяйству, Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия
Третье лицо: ООО "Тор-Карелия"
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-590/2009