г. Санкт-Петербург
18 марта 2009 г. |
Дело N А42-4787/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1635/2009) Министерства финансов Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05 декабря 2008 года по делу N А42-4787/2008 (судья Посыпанко Е.Н.), принятое
по заявлению Администрации г. Кировска
к Министерству финансов Мурманской области
о признании недействительным предписания в части требования о возмещении в областной бюджет денежных средств
при участии:
от заявителя: Коптяева Ю.Н., доверенность N 20 от 11.07.2008, Британ Р.В., доверенность N 1 от 11.01.2009.
от ответчика: Алексеев А.А., доверенность N 01/1-08/03 от 24.02.2009, Юринова Е.Ю., доверенность N 01/1-08/01 от 31.12.2008.
установил:
Администрация города Кировска Мурманской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным Представления Департамента финансов Мурманской области от 23.07.2008 N 07-07/1315 в части требования о возмещении в областной бюджет денежных средств, израсходованных не по целевому назначению в сумме 43 250, 00 рублей, в том числе по подстатьям экономической классификации расходов - 211 "Заработная плата" в размере 42 000, 00 рублей и 310 "Увеличение стоимости основных средств" в размере 1 250, 00 рублей.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 01.11.2008 произведена замена ответчика на Министерство финансов Мурманской области.
Решением от 05.12.2008 суд удовлетворил заявленное требование.
Министерство финансов направило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просило решение суда от 05.12.2008 отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое Представление, содержащее предложение возместить в определенный срок в областной бюджет денежные средства, не нарушает прав и законных интересов администрации г. Кировска и не создает препятствий в осуществлении ею экономической деятельности; Представление является законным и соответствует требованиям бюджетного законодательства.
В судебном заседании представители Администрации г. Кировска поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании удостоверения от 09.04.2008 N 10/08, выданного Департаментом финансов Мурманской области, специалистами отдела контрольно-ревизионной работы проведена плановая проверка использования субвенции, выделенной Администрации города Кировска в 2006-2007 годах на выполнение полномочий по реализации Закона Мурманской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Мурманской области".
В результате проверки, оформленной актом от 06.05.2008 N 10/08, выявлено нецелевое использование средств субвенции, в том числе:
- 2 случая направления средств субвенции на оплату труда специалистов администрации города Кировска, не являющихся членами комиссии по делам несовершеннолетних;
- расходы на приобретение чайника VITEК VT стоимостью 1 250, 00 рублей (т.1, (л.д. 18-37).
23.07.2009 Департаментом выставлено в адрес Администрации Представление N 07-07/1315 "Об устранении нарушений, установленных проверкой использования субвенции, выделенной в 2006-2007 годах, на выполнение полномочий по реализации Закона Мурманской области "О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Мурманской области" (т.1, л.д. 14-17). Указанным Представлением Администрации предложено в срок до 11.08.2008 возместить в областной бюджет денежные средства, израсходованные не по целевому назначению в сумме 62 150, 00 рублей.
Не согласившись с данным Представлением, Администрация города Кировска обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, считает жалобу Министерства финансов Мурманской области не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5.1 Закона Мурманской области от 28.12.2004 N 571-01-ЗМО "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Мурманской области" (далее - Закон N 571-01-ЗМО) органы местного самоуправления муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией наделены государственными полномочиями по образованию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Согласно пункту 3 статьи 5.1 данного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из регионального фонда компенсации, образованного в составе областного бюджета.
Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственных полномочий, определяется на основании Методики расчета объема субвенции, предоставляемых местным бюджетам из регионального фонда компенсаций.
Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по муниципальным образованиям устанавливается Законом Мурманской области об областном бюджете.
Пунктом 9 данной статьи предусмотрено, что порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций утверждается Правительством Мурманской области; средства субвенций на реализацию государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Согласно пункту 11 статьи 5.1 Закона N 571-01-ЗМО, в случае использования средств субвенций не по целевому назначению исполнительный орган государственной власти Мурманской области, осуществляющий функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществлять взыскание указанных средств в порядке, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закона N 131-ФЗ) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Пунктом 1 статьи 21 Закона N 131-ФЗ органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средства.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 38 Закона Мурманской области от 28.12.2005 N 724-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2006 год" на реализацию Закона Мурманской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" утверждено распределение субвенций местным бюджетам, в том числе муниципальному образованию г. Кировск с подведомственной территорией в сумме 382 000, 00 рублей.
В соответствии с Положением о Департаменте финансов Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 12.02.2008 N 54-ПП, Департамент финансов Мурманской области является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции органа государственного финансового контроля, направляет представления главным распорядителям, распорядителям и получателям средств областного бюджета с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и осуществляет контроль за устранением этих нарушений.
Как следует из материалов дела, согласно уведомлению о бюджетных ассигнованиях на 2006 год от 23.01.2006 финансовому отделу администрации города Кировска в части средств субвенции на обеспечение деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав предусмотрено финансирование на сумму 382 000, 000 рублей (т.2, л.д. 39).
Смета доходов и расходов на 2006 год по состоянию на 31.12.2006 утверждена и.о. главы администрации в сумме 382 000, 00 рублей, в том числе по подстатьям экономической классификации расходов 211 "Заработная плата" - в сумме 251 701, 97 рублей; 310 "увеличение стоимости основных средств" - 26 510, 00 рублей.
Судом первой инстанции установлен и материалами дела подтверждается факт выплаты заработной платы платежными поручениями N 2122 от 19.01.2006 на сумму 27 000 руб. и N 2127 от 19.10.2006 на сумму 15 000 руб. работникам Администрации, не являющимся членами Комиссии по делам несовершеннолетних, за счет средств субвенции.
Вместе с тем оплата труда специалистов Комиссии по делам несовершеннолетних Вороновой Г.В. и Сметаниной О.В. в 2006 году, в нарушение пункта 5 статьи 99 Устава муниципального образования г.Кировск, производилась как за счет средств субвенции (209 791,97 руб.), так и за счет средств местного бюджета (152 528,86 руб.).
Необходимость выплаты заработной платы сотрудникам Комиссии по делам несовершеннолетних за счет средств местного бюджета Администрация объясняет несвоевременным перечислением средств субвенции на лицевой счет Администрации, что могло повлечь за собой задержку выплаты заработной платы, то есть серьезное нарушение трудового законодательства.
Указанные доводы Администрации подтверждаются соответствующими платежными поручениями (т.2 л.д.41-51), Приложением N 1 к Акту проверки (т.1 л.д.38-39). Так, денежные средства за январь 2006 года перечислены 24.01.2006, в марте, сентябре 2006 года перечисление средств субвенции не производилось, что не позволяло Администрации обеспечить выплату работникам Комиссии заработной платы в установленные дни - 5 и 17 числа каждого месяца.
При перечислении в конце 2006 года субвенции из областного бюджета Администрация восстановила в местном бюджете из полученных средств сумму, ранее израсходованную на заработную плату специалисту Комиссии по делам несовершеннолетних в размере 42 000 рублей, путем выплаты заработной платы работникам Администрации. Таким образом, Администрацией города Кировска формально допущено нецелевое использование средств субвенции в размере 42 000 рублей.
При этом судом правомерно отмечено, что в ходе проверки не установлено превышения нормативов при расчете объема предоставляемой местному бюджету субвенции.
Учитывая, что данное нарушение явилось следствием допущенного со стороны Министерства финансов Мурманской области нарушения в виде несвоевременного перечисления субвенции, не обеспечившего обязанность Администрации по выплате заработной платы членам Комиссии в установленные сроки, следует признать правомерным вывод суда о необоснованности предложения Администрации возместить в областной бюджет денежные средства в сумме 42 000 рублей.
Довод подателя жалобы о нецелевом расходовании средств областного бюджета на приобретение электрического чайника исследовался судом первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку приобретение чайника для обеспечения специалистов комиссии по делам несовершеннолетних кипяченой водой не противоречит условиям получения субвенции, предусмотренным Законом N 571-01-ЗМО.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии Представления Департамента финансов в части предложения возместить в областной бюджет денежные средства в сумме 43 250 рублей требованиям действующего законодательства.
Пунктом 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку направленное в адрес Администрации Представление от 23.07.2008 N 07-07/135 содержит обязательные для заявителя предложения о возврате денежных средств в областной бюджет, неисполнение которых может повлечь неблагоприятные для него последствия, в том числе в виде привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности оспаривания данного Представления в судебном порядке.
В судебном заседании апелляционного суда Администрация города Кировска заявила ходатайство о возмещении судебных расходов, понесенных заявителем в связи с обеспечением явки представителя для участия в судебном заседании апелляционного суда, в размере 16 490 рублей.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Главы администрации города Кировска от 18.02.2009 N 26к направлена в командировку в Санкт-Петербург для участия в судебных заседаниях заместитель начальника юридического отдела Британ Р.В.
В качестве доказательств понесенных расходов Администрация представила суду командировочное удостоверение, заявку на кассовый расход N 0000000298, копии авиабилета и квитанции гостиницы.
Участие Британ Р.В. в судебном заседании апелляционного суда подтверждается протоколом судебного заседания от 12.03.2009.
Оценив представленные документы в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности ходатайства Администрации города Кировска о возмещении судебных издержек в виде фактических понесенных расходов в связи с рассмотрением дела в апелляционном суде в размере 16 490 руб.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом фактических обстоятельств дела, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05 декабря 2008 года по делу N А42-4787/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Мурманской области - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Мурманской области в пользу Администрации города Кировска Мурманской области судебные издержки в размере 16 490 рублей, понесенные в связи с рассмотрением апелляционной жалобы в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4787/2008
Истец: Администрация г. Кировска
Ответчик: Министерство финансов Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1635/2009