г. Санкт-Петербург
18 марта 2009 г. |
Дело N А56-40241/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. И. Протас, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2325/2009) (заявление) УФНС России по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2008 по делу N А56-40241/2008 (судья Т. А. Пилипенко), принятое
по иску (заявлению) ООО "Вега"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Кондрашов А. А. (доверенность от 24.03.2008 б/н)
от ответчика: Никулин А. В. (доверенность от 15.10.2008 N 15-06/12717)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее - Управление) от 10.10.2008 N 08-16/21 о привлечении Общества к административной ответственности на основании статьи 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в сумме 70 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 04.12.2008 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, вывод суда об отсутствии события вмененного Обществу нарушения не соответствует обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал, а представитель Общества просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции на основании лицензии от 23.06.2008 N 0323, выданной Управлением.
В соответствии с поручением заместителя руководителя Управления от 04.09.2008 N 105 в период с 11.09.2008 по 01.10.2008 Управление провело проверку Общества на соответствие требованиям, предъявляемым к организациям, по соблюдению законодательства Российской Федерации при закупке, хранении и поставке алкогольной продукции.
В ходе проверки Управлением установлено, что Общество не фиксировало в единой государственной автоматизированной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) поставки (оборот) импортной алкогольной продукции в адрес ОО "Торал" в общем количестве 4 044,75 дал по следующим товарно-транспортным накладным:
- N 4684 от 11.02.2008, отгружена 11.02.2008;
- N 5508 от 14.02.2008, отгружена 14.02.2008;
- N 9322 от 11.03.2008, отгружена 11.03.2008;
- N 8335 от 05.03.2008, отгружена 05.03.2008;
- N 9326 от 11.03.2008, отгружена 11.03.2008;
- N 13139 от 08.04.2008, отгружена 08.04.2008;
- N 13147 от 10.04.2008, отгружена 10.04.2008;
- N 13191 от 08.05.2008, отгружена 08.05.2008;
- N 13210 от 23.05.2008, отгружена 23.05.2008;
- N 13246 от 11.06.2008, отгружена 11.06.2008.
По результатам проверки Управлением составлены акт от 01.10.2008 N 08-18/31 и протокол от 01.10.2008 N 08-16/21 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 10.10.2008 N 08-16/21 Общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 14.19 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 70 000 руб.
Не согласившись с законностью данного постановления, Общество обратилось с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление, суд указал, что Обществом 25.09.2008 (до составления протокола об административном правонарушении) получено подтверждение Управления о фиксации в ЕГАИС объема оборота ввезенной алкогольной продукции по вышеперечисленным накладным. Суд сделал вывод о том, что при таких обстоятельствах основания для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении по статье 14.19 КоАП РФ и составления протокола об административном правонарушении у Управления отсутствовали. При этом суд указал, что срок фиксации сведений в ЕГАИС нормативно не установлен. Учитывая изложенное, суд сделал вывывод о том, что наличие события административного правонарушения Управлением не доказано, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение Общества к административной ответственности.
Апелляционная инстанция не может согласиться с указанными выводами суда.
Статьей 14.19 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте в виде наложения штрафа от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч руб.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
Порядок учета и декларирования объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен статьей 14 Закона N 171-ФЗ. Пунктом 2 статьи 14 этого Закона установлено, что учет оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона N 171-ФЗ. Согласно пункту 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
Порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определяется Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522.
В соответствии с пунктом 7 Правил организация, осуществляющая производство и (или) оборот (за исключением импорта и розничной продажи) продукции, представляет по телекоммуникационным каналам связи заявку о фиксации в управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации по месту нахождения организации или по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации, указанного в лицензии, или в межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, в случае если эта организация состоит на учете в указанном налоговом органе.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещен оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 данного Закона.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что до оборота конкретной партии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информация о таком обороте должна быть зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС. При этом фиксация и передача информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС в силу статьи 14 Закона N 171-ФЗ охватывается понятием "учет объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Несостоятельным является вывод суда об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности со ссылкой на то, что сроки внесения сведений в ЕГАИС не установлены, а 25.09.2008 (до составления протокола об административном правонарушении) осуществлена фиксация поставок алкогольной продукции по вышеперечисленным товарно-транспортным накладным, поскольку пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен прямой запрет на оборот алкогольной продукции без фиксации в ЕГАИС.
При таких обстоятельства событие административного правонарушения имелось в момент каждой поставки Обществом алкогольной продукции в адрес ООО "Торал" по вышеперечисленным товарно-транспортным накладным без фиксации и передачи данных о такой поставке в ЕГАИС.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В рассматриваемом случае Управлением применена ответственность за нарушение Обществом порядка учета алкогольной продукции при ее обороте.
Указанное нарушение не является длящимся и совершено в момент поставки Обществом в адрес ООО "Торал" алкогольной продукции.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории правонарушений установлен двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.
Материалами дела подтверждено, что нарушения, ответственность за которые установлена статьей 14.19 КоАП РФ, совершены Обществом в период с 11.02.2008 по 11.06.2008.
Оспариваемое постановление вынесено Управлением 10.10.2008, то есть по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к налоговой ответственности по статье 14.19 КоАП РФ, в связи с чем, основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы Управления у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2008 по делу N А56-40241/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-40241/2008
Истец: ООО "Вега"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области