г. Санкт-Петербург
20 марта 2009 г. |
Дело N А42-1062/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Марченковой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2012/2009) Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2008г. по делу N А42-1062/2008 (судья Тарасова А.Е.), принятое
по иску МУП г. Апатиты "Управление жилищно-коммунального хозяйства"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Мурманской области, Федеральная налоговая служба РФ в лице Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области
3-е лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Апатиты Мурманской области
о взыскании 79 549 руб. 15 коп.
при участии:
от истца: не явился
от ответчика: 1) не явился 2) Воронов В.В., доверенность от 20.01.09г. 3) Елисеева В.В., доверенность ВЕ-19-7/258 от 10.06.2008г.
от 3-го лица: не явился
установил:
Муниципальное унитарное предприятие г.Апатиты "Управление жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области 76 168 руб. 47 коп. долга по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и 3 380 руб. 68 коп. пеней.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: определением от 13.05.2008г. Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Мурманской области и Федеральная налоговая служба Российской Федерации в лице Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области, определением от 10.06.2008г. - Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Апатиты по Мурманской области
Определением от 30.09.2008г. Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Мурманской области и Федеральная налоговая служба Российской Федерации в лице Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
Определением от 06.11.2008г. произведена замена ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области на его правопреемника - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области.
Решением от 29.12.2008г. требования истца удовлетворены частично, с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов по Мурманской области в пользу истца за счет средств федерального бюджета взыскано 34 738 руб. 44 коп. долга и 1 260 руб. 50 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований и в иске к ТУ ФАУГИ по Мурманской области и ФНС РФ в лице УФНС по Мурманской области отказано.
В апелляционной жалобе Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов РФ, полагая, что изложенные в решении выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
По мнению подателя жалобы, нарушение судом норм материального права выразилось в том, что суд не учел то, что Управление Федерального казначейства выступало в суде по доверенности от имени Министерства финансов РФ по иску к казне Российской Федерации, следовательно, взыскание не может производиться с Управления, как с представителя Министерства финансов РФ.
Управление полагает, что Министерство финансов РФ в соответствии с п.7 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. N 329, не вправе осуществлять функции по контролю, надзору и управлению государственным имуществом, от имени Российской Федерации по данному делу должно выступать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, как распорядитель средств федерального бюджета и орган, осуществляющий полномочия собственника, следовательно, суд в нарушение ст.133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неверно разрешил вопрос о составе лиц, участвующих в деле, не привлек к участию в деле в качестве представителя Российской Федерации Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Истец в судебное заседание не явился, отзыва на апелляционную жалобу не представил.
ФНС по Мурманской области согласна с решением суда в части отказа в иске в отношении Федеральной налоговой службы, полагает, что надлежащим ответчиком по данному спору является Росимущество.
ТУ ФАУГИ, 3-е лицо в судебное заседание не явились, отзывов на жалобу не представили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации расположенная по адресу г.Апатиты, ул.Гайдара, д.1 квартира N 44 передана в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации как выморочное имущество (свидетельство о государственной регистрации права от 27.04.2007г. серия 51-АБ N 003791).
Как указывает истец, являющийся организацией, оказывающей коммунальные услуги, оплата за содержание и ремонт квартиры, коммунальные услуги (отопление) не производилась за период с марта 1998 г. по сентябрь 2007 г., наличие задолженности по оплате за указанный период в размере 76 168 руб. 47 коп. послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что настоящий иск подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации путем взыскания заявленных сумм с уполномоченного представлять интересы казны Российской Федерации органа - Минфина, в лице казначейства.
Указанный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с п.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
Полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации закреплены за Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) и его территориальными органами Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.08г. N 432.
Из приведенных норм следует, что надлежащим ответчиком по иску должно выступать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что взыскание денежных средств в случае удовлетворения иска к Министерству финансов РФ в любом случае не может быть произведено за счет Управления Федерального казначейства, являющегося территориальным органом Федерального казначейства, основная задача деятельности которого - кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ТУ ФАУГИ в дополнение к отзыву (т.1, л.д.126) заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено надлежащим ответчиком, в силу п.2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске в части суммы долга в размере 41 430 руб. 03 коп., образовавшегося до февраля 2005 года.
В удовлетворении требования о взыскании пени судом первой инстанции отказано правомерно, поскольку к спорным правоотношениям положения п.14 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации не применимы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2008г. по делу N А42-1062/2008 отменить.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области в пользу МУП города Апатиты "Управление жилищно-коммунального хозяйства" 34 738 руб. 44 коп. долга и 1 260 руб. 60 коп. расходов по госпошлине.
В остальной части иска и в иске к Министерству финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службе Российской Федерации в лице Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1062/2008
Истец: МУП г. Апатиты "Управление жилищно-коммунального хозяйства"
Ответчик: Федеральная налоговая служба РФ в лице Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Мурманской области
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Апатиты Мурманской области