г. Санкт-Петербург
23 марта 2009 г. |
Дело N А56-18306/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2436/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2009 по делу N А56-18306/2008 (судья Глумов Д.А.), принятое
по заявлению ООО "Хост Рейл"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области
3-е лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя): Липатникова Я.Б. по доверенности от 20.08.2008
от ответчика (должника): Шевченко А.А. по доверенности от 18.02.2009 N 04-23/6133
от 3-го лица: Афанасьева С.В. по доверенности от 24.12.2008 N 02/53544
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Хост Рейл" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 19.12.2007 N 1715 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции решения Управления ФНС по Ленинградской области от 25.03.2007 N20-09-02/03607) в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за июнь 2007 года в размере 191 913 руб., привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 181 958 руб., начисления пени в размере 18731 руб., в связи с отказом в применении налоговой ставки 0 процентов по счетам-фактурам NNСНR093.07 от 15.05.2007 и CHR115.07 от 28.06.2007.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу (далее - третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 16.01.2009 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить и отказать Обществу в удовлетворении требований. В обоснование жалобы налоговый орган указывает на то обстоятельство, что налогоплательщиком в инспекцию представлены железнодорожные накладные без отметок таможенного органа о вывозе товара в режиме экспорта, в связи с чем правомерно отказано в применении ставки 0 процентов. Кроме того, инспекция ссылается на представление по отдельным контейнерам вместо железнодорожных накладных - копий квитанций о принятии контейнеров, что также является основанием для отказа в применении ставки 0 процентов.
В судебном заседании представитель инспекции требования по жалобе поддержал, настаивает на ее удовлетворении. Представитель третьего лица поддержал жалобу налогового органа.
Представитель Общества с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по НДС за июнь 2007 года, согласно которой сумма НДС, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 709 671 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка декларации по НДС, результаты которой оформлены актом от 14.11.2007 N 913.
На акт проверки обществом представлены возражения. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика налоговым органом принято решение от 19.12.2007 N 1715 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 775 435 руб. Кроме того, обществу начислены НДС в сумме 4 595 055 руб., пени в сумме 26 814 руб. 80 коп.
Общество обратилось с апелляционной жалобой на решение Инспекции в Управление ФНС России по Ленинградской области, по результатам рассмотрения которой вышестоящим налоговым органом было принято решение от 25.03.2007 N 20-09-02/03607 о частичной отмене решения Инспекции. В части операций, по которым применение нулевой ставки подтверждено производство по делу прекращено. В остальной части решение инспекции оставлено без изменений.
В соответствии с указанным решением Управления ФНС России по Ленинградской области налоговым органом был произведен перерасчет доначисленных сумм НДС, пени и санкций, оформленный письмом от 18.04.2008 N 11-07/10267. В результате перерасчета обществу начислены НДС в сумме 191 913 руб., пени по НДС в сумме 18 731 рублей, налоговые санкции в сумме 181 958 руб. Основанием для доначисления указанных сумм НДС, пени и привлечения к налоговой ответственности явился вывод инспекции о необоснованном применении ставки 0 процентов по счетам-фактурам N N СНR093.07 от 15.05.2007 и CHR115.07 от 28.06.2007.
Общество, считая, что решение налогового органа противоречит требованиям НК РФ, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал, что Общество выполнило требования ст. 165 НК РФ представив в инспекцию все документы установленные НК РФ, подтвердив обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов.
Апелляционный суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Материалами дела подтверждено, что общество является транспортно-экспедиторской компанией, специализирующейся на контейнерных перевозках в экспортно-импортном сообщении. Для перевозок используются крупнотоннажные контейнеры собственности ОАО "РЖД" и морских контейнерных линий.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что обществом представлен не полный пакет документов в подтверждение налоговой ставки по НДС 0 процентов (по счетам-фактурам от 15.05.2007 N CHR093.07 и от 28.06.2007 N CHR115.07, поскольку в нарушение подпунктов 2-4 пункта 4 статьи 165 НК РФ в части представленных обществом перевозочных документах (ксерокопии оригиналов железнодорожных накладных) отсутствуют штампы (отметки о выпуске товаров) таможенных органов, проставляемые при таможенном оформлении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и вывозимых по железнодорожным накладным внутреннего сообщения для дальнейшей международной перевозки морским транспортом.
Отсутствие данных отметок, по мнению налогового органа, свидетельствует об оказании услуг по организации перевозок на территории Российской Федерации до момента помещения товаров под таможенный режим экспорта, а, следовательно, в соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК РФ они подлежат налогообложению по ставке 18 процентов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 этой статьи.
Действие положений подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
В силу пункта 4 статьи 165 НК РФ при реализации названных работ (услуг) для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг); выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке; таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта и транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Подпунктом 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ установлено, что он применяется с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 этой же статьи, то есть при вывозе товара судами через морские порты в налоговый орган предоставляются копии поручений на отгрузку и коносаментов, представление и надлежащее оформление которых Инспекция не оспаривает.
Вместе с тем операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения этих операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод налогового органа об оказании Обществом услуг по организации перевозок на территории Российской Федерации до момента помещения товаров под таможенный режим экспорта, в обоснование которого Инспекция ссылается на отсутствие соответствующих отметок таможенных органов на некоторых копиях железнодорожных накладных.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который его принял.
Оригиналы железнодорожных накладных налоговый орган в ходе проверки не истребовал. Судом первой инстанции также установлено, что слабая просматриваемость отметок таможенных органов на некоторых копиях железнодорожных накладных объясняется слабой просматриваемостью соответствующих отметок на оригиналах. Кроме того, на всех железнодорожных накладных имеются отметки отправителя о том, что груз предназначен для дальнейшей отправки на экспорт водным транспортом в Италию. Материалами дела также подтверждается, что на всех поручениях на отгрузку экспортных грузов имеются необходимые отметки таможенных органов более ранней датой, чем выставлены спорные счета-фактуры.
Принимая во внимание указанное, позиция Инспекции об оказании Обществом услуг по организации перевозок на территории Российской Федерации до момента помещения товаров под таможенный режим экспорта не подтверждена в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 АПК РФ.
Следовательно, Общество выполнило все условия, необходимые для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего изучения представленных сторонами доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены и у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы Инспекции.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно указано на необоснованное исчисление налоговых санкций от суммы НДС в размере 909 792 рубля, исчисленного налоговым органом по ставке 18% со спорных операций. Материалами дела подтверждено, что по решению инспекции сумма НДС, исчисленная к уплате составляет 191 913 рублей. Согласно пункту 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", при применении статьи 122 НК РФ судам необходимо иметь в виду, что "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия). Поскольку задолженность перед бюджетом по результатам проверки была установлена в размере 191 913 рублей, то при применении п. 1 ст. 122 НК РФ, штраф подлежит исчислению именно из указанной суммы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской областиот 16 января 2009 по делу N А56-18306/20088 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18306/2008
Истец: ООО "Хост Рейл"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу