г. Санкт-Петербург
27 марта 2009 г. |
Дело N А42-3983/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Медведевой И.Г., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Какушкиной Д.Ц.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12105/2008) Комитета по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.10.2008 года по делу N А42-3983/2008 (судья Попова Е.В.), принятое
по иску ГОУП "Мурманскводоканал"
к Комитету по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска
о взыскании 15 886 684,80 руб.
при участии:
от истца: Викульева Н.Л. по доверенности N 13/3742 от 14.11.08г.
от ответчика: Ходорич А.М. по доверенности от 12.01.09г. N 23-08-05/82
установил:
В Арбитражный суд Мурманской области обратилось ГОУП "Мурманскводоканал" с иском к Комитету по развитию городского хозяйства Администрации г. Мурманска о взыскании 15 886 684,80 руб. задолженности по муниципальному контракту N 2-444 на подачу питьевой воды и оказание услуг по приему сточных вод, отводимых в сеть канализации по объектам жилищного фонда г. Мурманска от 01.12.2005г.
В обоснование исковых требований было указано, что ГОУП "Мурманскводоканал" все свои договорные обязательства выполняет надлежащим образом - питьевая вода подается непрерывно, в определенном количестве и соответствующего качества, а также непрерывно идет прием сточных вод. Однако от Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска оплата за принятую питьевую воду и оказанные услуги по приему сточных вод за период с 01 июля 2007 года и по 31 мая 2008 года поступила не в полном объеме.
В соответствии с условиями п. 4.3. муниципального контракта N 2-444 от 01.12.2005 г., в редакции протокола разногласий, денежные средства от ответчика за принятую им питьевую воду и оказанные ему услуги по приему сточных вод в расчетном месяце должны поступать на расчетный счет организации ВКХ до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Свои договорные обязательства за указанный период Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска исполнил ненадлежащим образом. Задолженность Комитета за принятую питьевую воду и оказанные услуги по приему сточных вод за период с 01 июля 2007 года по 31 мая 2008 года составляет 15 866 684, 80 руб.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 14.10.2008 года требования иска были удовлетворены, в соответствии с уточнениями, совершенными представителем истца на основании сверки расчетов, с ответчика взыскано 14 053 187,67 руб. задолженности и 81 765,94 руб. судебных расходов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по развитию городского хозяйства г. Мурманска, подал апелляционную жалобу, в которой указано на нарушение судом положений статьи 270, п.1,3 АПК РФ, по следующим основаниям.
Являясь структурным подразделением органа местного самоуправления, КРГХ осуществляет свою деятельность на основании положения о комитете, утвержденного постановлением администрации города Мурманска от 14 мая 2005 г. N 427.
Организация водоснабжения и водоотведения сточных вод от муниципального жилищного фонда не входит в число функций, предусмотренных пунктом 4.1 положения, однако, руководствуясь законом, постановлением администрации города Мурманска от 25.07.2005г. N 690 "О заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями", с ГОУП "Мурманскводоканал" был заключен указанный муниципальный контракт.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ, в качестве абонента по оплате жилищно-коммунальных услуг выступает гражданин.
КРГХ не сторона такого договора, не сторона этих правоотношений. Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве стороны, третьих лиц (ч. 3 ст. 308 ГК РФ).
Практика, при которой фактическим исполнителем жилищно-коммунальных услуг является орган местного самоуправления является неправомерной, так как свидетельствует о совмещении органом власти функций хозяйствующего субъекта.
Действующее бюджетное законодательство Российской Федерации не предоставляет органу местного самоуправления право возмещать ресурсоснабжающим организациям затраты за счет средств местного бюджета, не покрытые поступающими денежными средствами населения от оплаты коммунальных услуг.
В статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации приводится перечень расходных обязательств органа местного самоуправления, среди которых возмещение затрат ресурсоснабжающим организациям не предусмотрено.
Обязательствами рассматриваемого муниципального контракта и дополнительного соглашения на КРГХ не возложена обязанность по сбору платежей с населения за предоставленные услуги, а также не возложена и обязанность по уплате долга населения при несвоевременной оплате ими этих платежей.
Следовательно, плательщиками (абонентами) по предоставленным коммунальным услугам являются граждане, а не орган местного самоуправления.
Выслушав в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, апелляционный суд не усматривает достаточных оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.12.2005 года истец (Организация ВКХ) и ответчик (Комитет) заключили муниципальный контракт N 2-444 на подачу питьевой воды и оказание услуг по приему сточных вод, отводимых в сеть канализации по объектам жилищного фонда г. Мурманска, в соответствии с пунктом 1.1 которого организация ВКХ обязалась подавать на объекты муниципального жилищного фонда города Мурманска через присоединенную сеть питьевую воду, а Комитет обязался оплачивать потребленную гражданами, проживающими в муниципальном жилищном фонде, питьевую воду, согласно адресной программы (приложение N 1) в размерах и сроки, предусмотренные договором; обеспечивать соблюдение режима потребления питьевой воды; обеспечивать организацию контроля за безопасностью эксплуатации внутридомовых сетей и исправностью используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением питьевой воды населением. Кроме того, в соответствии с п. 1.2 контракта организация ВКХ обязалась оказывать услуги по приему сточных вод, отводимых в сеть канализации (по объектам муниципального жилищного фонда города), а Комитет оплатить услуги на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим договором.
Согласно пункту 4.1 контракта Комитет оплачивает услуги на основании выставленных организацией ВКХ счетов-фактур по тарифам, утвержденным в соответствии с действующих законодательством РФ.
Согласно пункту 4.3 контракта оплата питьевой воды и услуг по приему сточных вод производится ежемесячно, путем перечисления денежных средств платежными поручениями на расчетный счет организации ВКХ.
В период с 01 июля 2007 года по 31 мая 2008 года истец отпустил населению питьевую воду, оказал услуги по приему сточных вод, что не оспаривается ответчиком и выставил на оплату счета-фактуры, на общую сумму 76 857 053 руб. 88 коп., задолженность по которым составила 14 053 187 руб. 67 коп.
В соответствии с частью второй статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения.
Правоотношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 11 Правил, отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В рассматриваемом случае сторонами заключен контракт на отпуск питьевой воды, прием сточных вод, а также определен порядок расчетов.
Согласно пункту 4.6 контракта Комитет гарантирует оплату потребленной гражданами, проживающими в муниципальном жилом фонде, воды и услуг по приему сточных вод, отводимых в сеть канализации, по объектам муниципального жилищного фонда города Мурманска.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что организация ВКХ надлежащим образом исполнила предусмотренные контрактом обязательства, а Комитет не представил доказательств оплаты оказанных услуг.
Факт оказания услуг и задолженность подтверждены материалами дела, в том числе актом сверки по состоянию 23.09.2008г., подписанным сторонами.
Доводы жалобы апелляционный суд находит необоснованными и подлежащими отклонению, в силу следующего.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Действительно, население, проживающее в жилищном фонде города Мурманска, является конечным потребителем услуг по водоснабжению и приему сточных вод, отводимых в сеть канализации, по объектам муниципального жилищного фонда города Мурманска.
Вместе с тем, стороной указанного контракта является непосредственно ответчик - Комитет. Согласно пункту 4.6 контракта, непосредственно Комитет гарантирует оплату потребленной гражданами, проживающими в муниципальном жилом фонде, воды и услуг по приему сточных вод, отводимых в сеть канализации, по объектам муниципального жилищного фонда города Мурманска.
Кроме того, согласно представленным ответчиком в материалы дела документам - Росписи расходов на 2008 год, сведениям о бюджетных ассигнованиях на 2007 года, Комитету были выделены в спорный период соответствующие денежные средства на содержание жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии со ст.2, 14 ЖК РФ и Положением о Комитете Городского хозяйства г. Мурманска обязанность обеспечения контроля использования и сохранности жилищного фонда, его надлежащей эксплуатации, контроль и обеспечение жилых помещений требованиям санитарных норм и техническим правилам возложена на Комитет.
Таким образом, совокупность указанных обстоятельств, положения заключенного между сторонами договора, позволяют придти к выводу об обоснованности требований заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.10.2008 года по делу N А42-3983/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3983/2008
Истец: Государственное областное унитарное предприятие "Мурманскводоканал"
Ответчик: Комитет по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска