г. Санкт-Петербург
25 марта 2009 г. |
Дело N А56-25185/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2465/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.01.2009 по делу N А56-25185/2008 (судья Сайфуллиной А.Г.), принятое
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области
к ИП Дадыкину Н.Н.
о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени в сумме 13 122,89 рублей
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен.
от ответчика (должника): не явился, извещен.
установил:
Межрайонная инспекция ФНС России N 6 по Ленинградской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Дадыкина Николая Николаевича (далее - Предприниматель) задолженности по транспортному налогу в сумме 11 291,50 рублей и пени в сумме 1 831,39 рублей.
Решением суда первой инстанции от 12.01.2009 в удовлетворении заявленных требований Инспекции отказано.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом неправомерно отказано во взыскании транспортного налога с предпринимателя, поскольку уведомление с указанием размера налога, подлежащего уплате, расчета налоговой базы, а также срока уплаты было направлено в адрес налогоплательщика 19.04.2008, а в связи с его неисполнением предпринимателю было направлено требование об уплате налога и пени. Указанные обстоятельства, по мнению налогового органа, подтверждают соблюдение Инспекцией порядка направления уведомления, и как следствие порядка исчисления причитающегося к уплате налога. Инспекция в жалобе также указывает на то, что регистрация Дадыкина Н.Н. в качестве предпринимателя с 28.03.2007 не имеет правового значения для исчисления транспортного налога, поскольку обязанность по уплате транспортного налога не связана с наличием или отсутствием такого статуса у налогоплательщика как предпринимателя.
В судебное заседание представители сторон, уведомленные о времени и месте рассмотрения спора не явились. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
В судебном заседании 19.03.2009 объявлялся перерыв до 20.03.2009 до 13 часов 00 минут. После перерыва рассмотрение апелляционной жалобы продолжено.
Как следует из материалов дела, Дадыкин Н.Н. зарегистрирован в 2007 году в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании статьи 357 НК РФ Дадыкин Н.Н. является плательщиком транспортного налога, поскольку на него в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые статьей 358 НК РФ объектом налогообложения.
19.04.2008 Инспекция на основании имеющихся у нее сведений составила и направила Предпринимателю налоговое уведомление от 25.02.2008 N 92614 (л.д. 108-109) об уплате 11 291, 50 руб. транспортного налога за 2007 год.
Предприниматель, указанную в налоговом уведомлении сумму налога не уплатил, поэтому налоговый орган направил в его адрес предусмотренное статьей 69 НК РФ требование от 20.05.2008 N 8799 (л.д. 6) об уплате в срок до 09.06.2008 задолженности по транспортному налогу в сумме 11 291, 50 руб. и пеней в размере 1 831, 39 руб.
Неисполнение требования в установленный срок явилось основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт регистрации транспортных средств за предпринимателем, а также соблюдения порядка направления уведомления и требования об уплате налога.
Апелляционный суд, изучив материалы дела и дополнительно представленные доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению.
По общему правилу, установленному статьей 52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В то же время законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в ряде случае в обязанность по исчислению суммы налога возлагает на налоговый орган. Такая возможность предусмотрена статьей 52 НК РФ.
Один из таких случаев закреплен статьей 362 главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации. Названной статьей обязанность по исчислению транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками - физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями), возложена на налоговые органы.
В пункте 1 статьи 362 НК РФ указано, что налоговые органы исчисляют сумму транспортного налога, подлежащую уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.
Аналогичное правило изложено в подпунктах 4 и 5 статьи 362 НК РФ. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства. Сведения подлежат представлению в налоговый орган в течение 10 дней после регистрации транспортных средств или снятия их с регистрации.
Помимо этого на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложена обязанность направить до 1 февраля текущего календарного года в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Перечисленные сведения представляются органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
У налогоплательщиков - физических лиц обязанность по уплате транспортного налога возникает с момента получения от налогового органа уведомления на уплату налога.
Статья 32 НК РФ предусматривает обязанность налоговых органов направлять налогоплательщику в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Порядок и сроки направления налогового уведомления установлены законодательством о налогах и сборах. Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме транспортного налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода (пункт 3 статьи 363 НК РФ). Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В налоговом уведомлении указывается расчет налоговой базы, размер налога, подлежащего уплате, а также срок уплаты налога - не позднее 30 дней до наступления срока платежа (статья 52 НК РФ).
Срок уплаты транспортного налога, который должен быть указан в налоговом уведомлении, зависит от срока, установленного законом о транспортном налоге субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты.
Законом Ленинградской области "О транспортном налоге" от 22.11.2002 N 51-оз установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, должны осуществлять платежи транспортного налога не позднее 30 дней после получения налогового уведомления.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что момент возникновения у лица объекта обложения транспортным налогом связан с государственной регистрацией транспортного средства уполномоченным органом. Именно с этой даты лицо признается плательщиком данного налога. При этом обязанность по уплате транспортного налога возникает только после получения уведомления налогового органа.
Из материалов дела следует, что 19.04.2008 Инспекция на основании имеющихся у нее сведений составила и направила Предпринимателю налоговое уведомление от 25.02.2008 N 92614 (л.д. 108-109) об уплате 11 291, 50 руб. транспортного налога за 2007 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Требование об уплате налога согласно статье 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает иных правил направления налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу требования об уплате недоимки по транспортному налогу и пеней.
Следовательно, требование в рассматриваемом случае должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления установленного законодательством о транспортном налоге срока его уплаты, как указано в статье 70 НК РФ.
Из материалов дела следует, что требование N 8799 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2007 год выставлено 20.05.2008, т.е. в пределах срока установленного статьей 70 НК РФ.
При таких обстоятельствах следует, признать ошибочным вывод суда первой инстанции о нарушении налоговым органом порядка направления уведомления и требования об уплате налога.
В материалы дела налоговым органом представлены данные автоматизированной картотеки автотранспортных средств, в соответствии с которыми на Дадыкина Н.Н. зарегистрированы следующие транспортные средства:
- по состоянию на 31.12.2007 - ВАЗ 21213 регистрационный номер т/с Е 417 ОУ 47, дата регистрации - 07.07.1999; дата снятия с регистрации не указана;
-по состоянию на 29.10.2008 - УРАЛ 375 регистрационный номер т/с К 763 ВС 47, дата регистрации - 14.11.2001; дата снятия с регистрации - 03.10.2008;
- по состоянию на 31.12.2007 - ШЕВРОЛЕ НИВА регистрационный номер т/с Н 788 СХ 47, дата регистрации - 19.08.2006; дата снятия с регистрации не указана;
- по состоянию на 31.12.2007 - НИССАН ПАТРОЛ регистрационный номер т/с М 065 КЕ 47; дата регистрации - 02.10.2003; дата снятия с регистрации - 17.01.2007;
- по состоянию на 31.12.2007 - УВАЗТСН регистрационный номер т/с К 904 АО 47; дата регистрации - 20.02.2001; дата снятия с регистрации не указана.
Указанные данные подтверждают тот факт, что Дадыкин Н.Н. являлся плательщиком транспортного налога в течении 2007 года.
Доказательств опровергающих указанные данные предпринимателем в материалы дела не представлено.
Сумма транспортного налога, подлежащая взысканию с предпринимателя, рассчитана с применением ставок установленных Законом Ленинградской области "О транспортном налоге" от 22.11.2002 N 51-оз.
При таких обстоятельствах требования налогового органа о взыскании транспортного налога с предпринимателя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской областиот 12 января 2009 по делу N А56-25185/20088 отменить.
Взыскать с предпринимателя Дадыкина Николая Николаевича, ОГРН 307471508700051, проживающего по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский район, пгт Ефимовский, 5, 6, задолженность по транспортному налогу в сумме 11 291,50 рублей и пени в сумме 1 831,39 рублей.
Взыскать с предпринимателя Дадыкина Николая Николаевича, ОГРН 307471508700051, проживающего по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский район, пгт Ефимовский, 5, 6, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25185/2008
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Ленинградской области
Ответчик: Индивидуальный предприниматель Дадыкин Николай Николаевич
Кредитор: ГУ ФССП по СПб, ГУ ФССП по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2465/2009