г. Санкт-Петербург
27 марта 2009 г. |
Дело N А56-28621/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Марченко Л.Н.
судей Герасимовой М.М., Лариной Т.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матюхиной Н.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-350/2009) ОАО "Морской порт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2008г. по делу N А56-28621/2008 (судья Адаев О.С.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
о взыскании 153 000 руб. 00 коп.
при участии:
от истца: Шарунова О.А. - ведущий юрисконсульт, доверенность от 24.12.2008г. N 11/2-84;
от ответчика: Кенцис Е.Г. - юрисконсульт, доверенность от 13.11.2008г. N 113;
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - ОАО "Морской порт Санкт-Петербург") о взыскании 153 000 рублей штрафа за неочистку вагонов от остатков ранее перевозимого груза.
Решением суда от 17.11.2008г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" просит решение суда отменить, в иске отказать, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, и нарушение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "РЖД" возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая ее доводы необоснованными, а обжалуемы судебный акт - соответствующим нормам законодательства.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" в период с 21.03.2008г. по 24.03.2008г. подавало на подъездной путь ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" вагоны под выгрузку. На станции Новый порт Октябрьской железной дороги в 34 вагонах были обнаружены остатки ранее перевозимых грузов, что подтверждается записями в памятках приемосдатчика и актах общей формы, копии которых представлены в материалах дела (л.д.8-27).
В связи с отказом ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" произвести очистку и промывку вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, ОАО "РЖД" обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 44 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа.
Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003г. N 46 (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов. Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В данном случае грузополучатель составляет акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.
Пунктом 2 настоящих Правил предусмотрено, что очищенными признаются вагоны и контейнеры (кроме вагонов-цистерн, бункерных полувагонов), из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования вагонов, которые не выдаются вместе с грузом.
Таким образом, из указанных норм следует, что грузополучатель, осуществляющий выгрузку своими средствами, обязан очистить вагоны не только от остатков перевозимого в его адрес груза, но и от остатков ранее перевозимых грузов.
Статьей 103 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что в случае нарушения грузополучателем требований, установленных статьей 44 настоящего Устава, грузополучатель уплачивает перевозчику штраф в размере сорока пяти и пятнадцати размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.
Согласно расчету ОАО " РЖД", не оспоренному ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", общая сумма штрафа за неочистку вагонов составляет 153 000 рублей.
Ссылка ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" на пункт 6.10. Правил перевозок экспортных и импортных грузов не может быть принята апелляционным судом во внимание, поскольку указанная норма не подлежит применению в силу статьи 129 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что акты общей формы не могут служить доказательством неочистки вагонов после выгрузки, так как часть из них не подписаны представителем ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", а часть подписаны с оговоркой, не основаны на нормах действующего законодательства и не принимаются апелляционным судом во внимание в связи со следующим.
По смыслу пункта 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 N 45, одним из условий для того, чтобы считать акт общей формы составленным надлежащим образом, является условие о том, что акт общей формы должен быть подписан не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта. Действующее законодательство не содержит условия о том, что акт общей формы должен содержать две подписи представителей перевозчика и подпись грузоотправителя или грузополучателя, участвующего в составлении акта. Наличие двух подписей представителей перевозчика необходимо в отношении актов общей формы, которые вообще не были подписаны представителем грузоотправителя, грузополучателя или для подписания актов данный представитель другой стороны не явился. В данном случае акты общей формы были подписаны двумя представителями ОАО "РЖД" (приемосдатчиками) и одним представителем со стороны ОАО "Морской порт Санкт-Петербург".
Принимая во внимание положения вышеназванных норм материального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2008г. по делу N А56-28621/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.Н. Марченко |
Судьи |
М.М. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28621/2008
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"