г. Санкт-Петербург
30 марта 2009 г. |
Дело N А26-5280/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Баркановой Я.В., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Тихомировой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1201/2009) ЗАО "Поросозеро" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.12.2008 г. по делу N А26-5280/2008 (судья Мельник А.В.), принятое
по иску государственного учреждения Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество"
к ЗАО "Поросозеро"
3-е лицо Министерство лесного комплекса РК
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
установил:
Государственное учреждение Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество" (далее - истец, ГУ РК "Суоярвское центральное лесничество") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с Закрытого акционерного общества "Поросозеро" (далее - ответчик, ЗАО "Поросозеро") задолженности по арендной плате в сумме 4182744 руб.
Основание взимания платы - договор аренды участков лесного фонда от 30.09.2004 г. Сумма задолженности складывается из 3291354 руб. в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и 891390 руб. в части сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню. Истец в обоснование иска ссылался на статьи 452, 614, 619 ГК РФ, статьи 72, 73 Лесного кодекса РФ, статьи 51, 57 Бюджетного кодекса РФ.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Министерство лесного комплекса Республики Карелия
Решением суда первой инстанции от 09.12.2008 г. исковые требования удовлетворены.
Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что:
- 30.12.2004 г. между сторонами заключен договор (л.д. 12-23), согласно которому ответчику переданы в аренду участки лесного фонда на территории Поросозерского лесхоза общей площадью 290347 га с целью заготовки древесины по главному пользованию и проведения лесохозяйственных работ;
- пунктом 6.2.3 договора предусмотрено, что арендатор вносит арендную плату в размерах и сроки, установленные договором;
- размер арендной платы устанавливается с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования и повышающего конкурсного коэффициента 1.35 (пункт 7.2 договора). Сроки внесения арендных платежей определены в дополнительном соглашении к договору от 01.12.2006 г. (л.д. 27);
- по состоянию на 15.07.2008 г. имеется задолженность по арендной плате в размере 4182744 руб. и этот факт ответчиком не оспаривается.
Судом применены положения статей 606, 614 ГК РФ, статей 25, 73 Лесного кодекса РФ.
ЗАО "Поросозеро" обжаловало решение суда в апелляционном порядке.
По мнению подателя жалобы, судом допущено неправильное применение норм материального права, поскольку:
- с 01.01.2007 г. вступил в силу новый Лесной кодекс РФ, нормы которого не предусматривали создание и функционирование на территории Российской Федерации лесхозов. Статьей 11 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" предусматривалось обязательное преобразование лесхозов в соответствии с гражданским законодательством в срок до 01.08.2008 г. Согласно статье 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления стали лесничества и лесопарки. На основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 22.11.2007 г. N 417-р-П ГУ РК "Поросозерский лесхоз" в форме слияния было реорганизовано в ГУ РК "Суоярвское центральное лесничество". Функции созданных лесничеств изменились и были определены в статье 23 Лесного кодекса РФ - управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Эти учреждения уже не являются ни структурами федеральных органов государственной власти, ни органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- в ходе проводимой реорганизации Поросозерского лесхоза изменений в договор аренды от 30.09.2004 г. не вносилось;
- согласно статье 83 (подпункт 2 пункта 1) Лесного кодекса РФ с 01.01.2007 г. функции арендодателя в области лесных отношений переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, полномочия арендодателя по договорам аренды лесных участков, в том числе по взысканию арендных платежей в бюджет в судебном порядке были предоставлены органам государственной власти Республики Карелия. Таким органом в Республике Карелия является Министерство лесного комплекса Республики Карелия, действующее на основании Положения, утвержденного Указом Главы Республики Карелия N 195 от 31.12.2007 г. На основании Положения о Министерстве и Приказа Федерального Агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 8 от 16.01.2008 г. "Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2008 г." за Министерством лесного комплекса Республики Карелия закреплены функции по взысканию задолженности по платежам;
- поскольку ГУ РФ "Суоярвское центральное лесничество" не являлось органом государственной власти субъекта Российской Федерации, оно не могло выступать ни в качестве арендодателя, ни в качестве администратора платежей в бюджет, полномочий на обращение в суд за взысканием задолженности по арендным платежам не имело, не являясь надлежащим истцом по заявленным требованиям.
Податель жалобы просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
ГУ РК "Суоярвское центральное лесничество" в отзыве на апелляционную жалобу указало на то, что ЗАО "Поросозеро" не привело до настоящего времени договор аренды в соответствие с Лесным Кодексом РФ, таким образом, в рамках договора правопреемником арендодателя является ГУ РФ "Суоярвское центральное лесничество". Кроме того, в соответствии с положениями пункта 13.11, пункта 15.7, пункта 15.11. Устава истец является администратором арендных платежей за использование лесного фонда. К отзыву приложено письмо с ходатайством о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие истца.
Министерство лесного комплекса Республики Карелия отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебное заседание стороны, третье лицо, извещенные надлежащим образом, не явились. В соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что истцом заявлены требования о взыскании арендной платы в связи с нарушением ответчиком условий договора на аренду участков лесного фонда от 30.09.2004 г. (л.д. 12-23).
Арендодателем по указанному договору на момент его заключения являлось ФГУ "Поросозерский лесхоз" - территориальный орган федерального органа управления лесным хозяйством, арендатором - ОАО "Поросозеро"
Согласно условиям договора (пункт 1.1) арендодатель передал арендатору в аренду участки лесного фонда на территории ФГУ "Поросозерский лесхоз" на общей площади 290347 га с целью заготовки древесины рубками главного пользования и проведения лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства, проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда.
Срок действия договора аренды установлен с 01.01.2005 г. по 31.12.2014 г. (пункт 2.1 договора).
Пунктом 7.4 договора, с учетом дополнительного соглашения от 01.12.2006 г. (л.д. 22) установлен порядок внесения арендной платы.
В связи с изменением законодательства, регулирующего деятельность лесхозов, арендодатель был переименован в ГУ РК "Поросозерский лесхоз", а затем реорганизован в форме слияния в ГУ РК "Суоярвское центральное лесничество" на основании Распоряжения Республики Карелия от 22.11.2007 г. N 417р-П (л.д. 35-36).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик не оспаривал факт наличия задолженности и ее размер, указывая лишь на то, что ГУ РФ "Суоярвское центральное лесничество" не является надлежащим истцом по заявленному требованию. Суд апелляционной инстанции считает, что такая позиция не основана ни на фактических обстоятельствах дела, ни на нормах лесного законодательства.
Предметом договора на аренду участков лесного фонда от 30.09.2004 г. является передача арендатору участков лесного фонда с целью заготовки древесины рубками главного пользования и проведения лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства, Проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда.
Положениями принятого после заключения договора аренды Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины относится к одному из видов использования лесов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 25 ЛК РФ. Пунктом 8 статьи 29 ЛК РФ установлено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Лесной кодекс Российской Федерации введен в действие Федеральным законом Российской Федерации от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 201-ФЗ, договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009 г. Исходя из смысла названной нормы, а также ограничений, предусмотренных статьей 5 Закона N 201-ФЗ, и права на получение гражданами и юридическими лицами, которые заключили договоры аренды лесного участка и не привели их в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009 г., лесорубочных билетов и лесных билетов, следует, что до 01.01.2009 г. пользование объектами лесного фонда арендаторами продолжает осуществляться на условиях ранее заключенных ими договоров аренды.
Арендодателем по договору аренды от 30.09.2004 г. выступал ФГУ "Поросозерский лесхоз". В 2006 г. в ходе проведения реорганизации, имущество названного учреждения передано из федеральной собственности в собственность Республики Карелия и учреждение реорганизовано в форме слияния с иными учреждениями в ГУ РК "Суоярвское центральное лесничество".
Поскольку в силу положений пункта 1 статьи 58 ГК РФ при реорганизации юридических лиц в форме слияния происходит универсальное правопреемство от участвующих в слиянии лиц к вновь образованному лицу, права арендодателя из договора аренды, заключенного с ответчиком, перешли к ГК РК "Суоярвское центральное лесничество".
Следует отметить, что вопреки утверждением подателя апелляционной жалобы, ГУ РФ "Суоярвское центральное лесничество" является органом управления субъекта Российской Федерации - территориальной единицей управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории Республики Карелия, на что указано в пункте 1 Устава Учреждения. Это положение Устава истца соответствует функции лесничеств, предусмотренной пунктом 1 статьи 23 ЛК РФ.
В силу положений пункта 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 г. N 283, органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 16.01.2008 г. N 8 "Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2008 году" функции администратора доходов бюджета в виде платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные им полномочия в области лесных отношений. Передача полномочий на предоставление в аренду лесных участков органам государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена подпунктом 2 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ.
Органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, которому предоставлено право осуществлять полномочия собственника лесных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, а также полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе части предоставления в пределах земель лесного фонда лесные участки в аренду, является Министерство лесного комплекса Республики Карелия (пункты 1, 4 Положения о Министерстве лесного комплекса Республики Карелия, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 31.12.2007 г. N 195).
Государственное учреждение Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество" как территориальная единица управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории Республики Карелия, подведомственно Министерству лесного комплекса Республики Карелия, которое является правопреемником Государственного комитета Республики Карелия по лесу, утвердившего Устав истца. Правопреемство в части подчиненности ГУ РФ "Суоярвское центральное лесничество" отражено в Изменениях и дополнениях к Уставу Учреждения (приложение N 10 к приказу Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 17.01.2008 г.).
Пунктом 13.1. Устава Учреждению передано право осуществления в границах территории лесного фонда, установленных в соответствии с лесохозяйственным регламентом/материалами лесоустройства прав управления лесами, переданных субъекту Российской Федерации в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными актами Республики Карелия и настоящим Уставом. В частности, на указанный орган возложены функции по администрированию платежей за пользование лесным фондом (пункт 13.11 Устава), пунктом 25.2 Устава ему предоставлено право заключать договоры, предусмотренные гражданским законодательством РФ , необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на учреждение.
Поскольку истец является правопреемником арендодателя в договоре аренды участков лесного фонда, предельный срок для приведения которого в соответствие с положениями ЛК РФ в спорный период еще не прошел, уполномоченным органом - участником арендного правоотношения с ответчиком от имени Российской Федерации а также, органом, которому предоставлено право администрирования платежей за пользование лесным фондом, является ГУ РК "Суоярвское центральное лесничество". Следовательно, это лицо - надлежащий истец по делу. Передача Министерством лесного комплекса функций администратора платежей в части лесного фонда, управление которым осуществляет Лесничество, как территориальный орган управления, последнему не противоречит приведенным выше нормативным актам. Эти нормы не ограничивают перечень органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющихся администраторами рассматриваемых доходов бюджета и не запрещают возложение функций по непосредственному осуществлению администрирования платежей на территориальные органы.
Учитывая, что сумма задолженности не оспаривается ответчиком, иск предъявлен надлежащим лицом, решение суда первой инстанции о взыскании арендной платы законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.12.2008 г. по делу N А26-5280/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Поросозеро" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5280/2008
Истец: государственное учреждение Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество"
Ответчик: закрытое акционерное общество "Поросозеро"
Третье лицо: Министерство лесного комплекса РК