г. Санкт-Петербург
31 марта 2009 г. |
Дело N А26-4743/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2158/2009) ООО "Региональная топливная компания плюс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2008 по делу N А26-4743/2008 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению ООО "Региональная топливная компания плюс"
к Министерству природных ресурсов Республики Карелия
3-е лицо: Администрация Петрозаводского городского округа
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
от 3-го лица: не явился, извещен.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональная топливная компания плюс" (далее - Общество, ООО "РТК плюс") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство), выразившегося в уклонении от принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта - автомобильной заправочной станции по пр. Первомайскому в г. Петрозаводске в соответствии с заявлением от 25.06.2008 и обязании Министерства вынести такое решение.
Определением суда от 22.08.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Петрозаводского городского округа (далее - Администрация).
Решением от 31.10.2008 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, ООО "РТК плюс" направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просило решение от 31.10.2008 отменить. По мнению подателя жалобы, Письмо Министерства природных ресурсов от 07.07.2008 N ВМ-21/702 нельзя расценивать как отказ в предоставлении земельного участка; в отношении несформированного земельного участка проведение торгов Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не предусмотрено.
Министерство природных ресурсов направило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда от 31.10.2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу рассмотреть в его отсутствие и оставить без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о дате и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела, 21.12.2007 ООО "РТК плюс" направило в Администрацию Петрозаводского городского округа письмо с просьбой рассмотреть возможность размещения автозаправочной станции в районе, напротив (через дорогу) дома N 54 по Первомайскому проспекту г. Петрозаводске (т.1, л.д. 101).
28.01.2008 Общество обратилось в муниципальное унитарное предприятие "Петрозаводское градостроительное бюро" с заявлением об оформлении акта выбора земельного участка с описанием границ по Первомайскому проспекту в районе, напротив (через дорогу) дома N 54 в г. Петрозаводске для предоставления в Министерство промышленности и природных ресурсов с целью получения земельного участка для размещения АЗС (т.1, л.д.. 17).
В ответ на данное заявление в письме от 27.05.2008 N 1955/02-01 Администрация сообщила, что в соответствии с ходатайством Общества подготовлен акт выбора земельного участка для строительства автомобильной заправочной станции по пр. Первомайскому, проведены согласования с городскими инженерными службами и надзорными органами, сформировано и передано в государственный фонд данных землеустроительное дело, а также объект размещен в городской информационной системе градостроительной деятельности. Обществу предложено обратиться в Министерство природных ресурсов Республики Карелия для принятия соответствующего решения (т.1, л.д. 18).
25.06.2008 ООО "РТК плюс" обратилось в Министерство природных ресурсов Республики Карелия с заявлением о выборе земельного участка из земель населенных пунктов и предварительном согласовании места размещения объекта - автозаправочной станции - на земельном участке ориентировочной площадью 665 кв.м., расположенном по пр. Первомайскому в г. Петрозаводске, направив дома N 54 (т.1, л.д. 27).
Письмом от 07.07.2008 N ВМ-21/7002 Министерство сообщило ООО "РТК плюс", что в связи с поступлением заявлений от нескольких лиц, заинтересованных в предоставлении испрашиваемого участка, предоставление данного земельного участка будет проводиться в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 30 ЗК РФ без предварительного согласования места размещения объекта. Кроме того, Министерство указало, что после проведения необходимых работ по формированию земельного участка, будут объявлены торги (т.1, л.д. 28).
ООО "РТК плюс", считая, что тем самым Министерство допустило бездействие, выразившееся в непринятии распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, или об отказе в предоставлении земельного участка, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о недоказанности бездействия Министерства природных ресурсов. Судом признано правомерным решение Министерства природных ресурсов о проведении торгов на право заключения договора аренды спорного земельного участка.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Заявление должно содержать назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство, которое принимается в силу статьи 32 Земельного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что письмом от 07.07.2008 N ВМ-21/7002 Министерство сообщило Обществу, что в связи с поступлением заявлений от нескольких лиц, предоставление испрашиваемого земельного участка будет проводиться в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 30 ЗК РФ без предварительного согласования места размещения объекта. После проведения необходимых работ по формированию земельного участка Министерством природных ресурсов РК будут объявлены торги (л.д.28).
14.07.2008 Общество попросило возвратить ему приложенные к заявлению от 25.06.2008 документы (л.д.28).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель обоснованно расценил названное письмо как отказ Министерства в выделении земельного участка, что прямо следует из текста письма.
Таким образом, утверждение ООО "РТК плюс" о бездействии Министерства, выразившегося в уклонении от принятия решения по заявлению Общества, противоречит материалам дела и представленным доказательствам.
Довод подателя жалобы о том, что решение Министерства должно быть оформлено в виде распоряжения, рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку форма такого решения законодательно не установлена.
При этом суд первой инстанции указал, что земельным законодательством не предусмотрена безусловная обязанность уполномоченного органа принять по результатам рассмотрения заявления о предварительном согласовании места размещения объекта только положительное решение. Выбор варианта процедуры предоставления земельного участка для строительства относится к полномочиям исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В спорных правоотношениях таким органом является Министерство природных ресурсов Республики Карелия, полномочия которого по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе установлены Законом Республики Карелия от 28.02.2007 N 1060-ЗКР, Положением о Министерстве промышленности и природных ресурсов Республики Карелия, утвержденным Указом Главы Республики Карелия от 24.01.2007 N 11 (действующим на момент подачи Обществом заявления), Административным регламентом Министерства по предоставлению государственной услуги по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным Приказом Министерства от 23.05.2007 N 226.
Как следует из материалов дела, 28.01.2008 (до обращения с заявлением ООО "РТК плюс") в Министерство с заявлением N 01 о предоставлении земельного участка площадью 3000 кв.м., расположенного напротив дома N 54 по пр. Первомайскому в г. Петрозаводске, для строительства автозаправочной станции обратилось ООО "Альфа - Камень" (т.1, л.д. 69). По данной заявке Министерством выполнены процедуры, предусмотренные пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ, а именно: 04.02.2008, 16.04.2008, 19.05.2008 направлены обращения в орган местного самоуправления о рассмотрении возможности строительства такого объекта и осуществлении выбора земельного участка (т.1, л.д. .71-73). Письмом от 30.05.2008 N 04-13-166 Администрация сообщила, что в отношении испрашиваемого Министерством участка проводится работа по составлению акта выбора для размещения АЗС по заявке другого лица (т.1, л.д. 74).
Таким образом, судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, что в отношении земельного участка по пр. Первомайскому г. Петрозаводска имеется несколько заявлений о предварительном согласовании места размещения АЗС.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Судом первой инстанции правомерно отмечено, что проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение бюджетами максимальной цены за объект торгов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив факт наличия еще одной заявки о предоставлении спорного земельного участка, поступившей в уполномоченный орган до обращения ООО "РТК плюс", пришел к обоснованному выводу о правомерности определения арендатора земельного участка на основании торгов.
При этом довод апелляционной жалобы о невозможности выставления на торги несформированного земельного участка апелляционной коллегией отклоняется, так как из ответа Министерства от 07.07.2008 видно, что объявление торгов состоится после проведения работ по формированию земельного участка.
Поскольку суд первой инстанции дал полную и правильную оценку всем обстоятельствам, установленным по делу, принял законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Региональная топливная компания плюс" и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31 октября 2008 года по делу N А26-4743/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Региональная топливная компания плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4743/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Региональная топливная компания плюс"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Республики Карелия
Третье лицо: Администрация Петрозаводского городского округа
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12719/2008