г. Санкт-Петербург
02 апреля 2009 г. |
Дело N А26-5281/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Горшелева В.В., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: Орловой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1433/2009) ООО "Ареал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.12.2008г. по делу N А26-5281/2008 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по иску Государственное учреждение Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество"
к ООО "Ареал"
о взыскании 31 161 руб.
при участии:
от истца: не явился, извещен ( уведомление N 998039, 998046);
от ответчика: представитель Устинов О.А. по доверенности от 14.11.2008г.,
установил:
Государственное учреждение Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество" (далее - лесничество, истец) обратилось в Арбитражный суд республики Карелия с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Ареал" (далее - лесопользователь, Общество, ответчик) неустойки в сумме 31 161 руб. за нарушение лесохозяйственных требований при осуществлении лесопользования.
Решением от 16.12.2008г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. По мнению подателя жалобы, Государственное учреждение Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество" является ненадлежащим истцом по иску, так как государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в Республике Карелия органом исполнительной власти, осуществляющим государственный лесной контроль и надзор, является Министерство лесного комплекса Республики Карелия, которому делегированы полномочия обращения в суд с исками; истец не является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, следовательно, не имеет право обращаться с иском в суд о взыскании неустоек за нарушение лесохозяйственных требований; Акты освидетельствования мест рубок получены с нарушением закона, а именно: на момент освидетельствования "Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" утратили силу; на момент проведения освидетельствований мест рубок не существовала порядка проведения освидетельствований мест рубок; проведение освидетельствования мест рубок и составление по итогам актов являются незаконными и не имеют юридической силы.
23.03.2009г. в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд от Государственного учреждения Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество" поступил отзыв на апелляционную жалобу и дополнительные материалы, которые приобщены к материалам дела.
Истец, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направил. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного представителя в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.12.2004г. между ФГУ "Поросозерский лесхоз" (далее - Арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор на аренду участков лесного фонда (далее - договор аренды), по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду участки лесного фонда на территории арендодателя с целью заготовки древесины рубками главного пользования и проведения лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства. На основании договора аренды ответчику были выданы лесорубочные билеты N 12 от 27.02.2006г., N 309 от 27.12.2006г., в соответствии с которыми ответчик приобрел право на осуществление лесопользования с целью заготовки растущей древесины на участках лесного фонда Куолисмского лесничества. Окончание срока действия лесорубочных билетов - 26.02.2007, 26.12.2007г.
С наступлением бесснежного периода, извещением от 20.04.2008г. лесничество уведомило ответчика о проведении освидетельствования мест рубок.
При проведении освидетельствования мест рубок, с участием представителя лесопользователя, выявлены нарушения лесохозяйственных требований, о чем составил акты от 07.05.2008г. (л.д. 24) и от 17.05.2008г. (л.д. 28), в соответствии с которыми за выявленные нарушения лесохозяйственных требований истец начислил неустойку в сумме 31 161 руб.. Истец направил в адрес ответчика претензионное письмо от 25.06.2008г. (л.д. 32-33) с предложением уплатить неустойку в добровольном порядке в срок до 26.07.2008г.
Ответчик в добровольном порядке уплату неустойки не произвел, что послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Апелляционным судом не принимается довод подателя жалобы о том, что Государственное учреждение Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество" является ненадлежащим истцом по иску по следующим основаниям.
Согласно Распоряжению Государственного комитета Республики Карелия по лесу от 29.12.2006г. N 09-26 Федеральное государственное учреждение "Поросозерский лесхоз" переименовано в Государственное учреждение Республики Карелия от 22.11.2007г. N 417р-П государственное учреждение Республики Карелия "Поросозерский лесхоз" реорганизовано в форме слияния в Государственное учреждение Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество". Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 10 N 1081038000207. Согласно пункту 15.7 и 15.8. государственные лесные инспекторы обеспечивают государственный лесной контроль и надзор за соблюдением: выполнения лесопользователями условий договоров аренды лесных участков, договоров постоянного (бессрочного) или безвозмездного (срочного) пользования, договоров купли-продажи лесных насаждений, правил заготовки древесины и правил использования лесов для осуществления установленных лесным законодательством видов использования лесов.
Апелляционный суд считает Государственное учреждение Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество" надлежащим истцом.
Апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законным и обоснованным исходя из следующего.
В соответствии с разделом VI Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551 (далее - Правила), лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований настоящих Правил. Освидетельствованию подлежат места рубок при рубках главного, промежуточного пользования и прочих рубках, все находящиеся в подсочке древостои, а также участки лесного фонда, переданные лесопользователям для осуществления иных работ.
Согласно статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации при осуществлении пользования лесным фондом лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, указал, что факт лесонарушения подтверждается актами освидетельствования мест рубок леса, которые составлены с участием представителя ответчика, не возражавшего относительно сведений, содержащихся в актах. Сведения отвечают требованиям, установленным Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551.
Аналогичное правило закреплено в статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006).
Правоотношения при осуществлении лесопользования по вышеуказанным лесорубочным билетам возникли до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006г.
В силу статьи 42 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997) осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера, лесного билета, которые предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда; лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006г. статья 42 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997) действует до 01 января 2009 года в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ.
Как следует из части 3 статьи 16 и части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006г.), порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе правилами заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998г. N 551 и устанавливающие порядок заготовки древесины, в период действия лесорубочных билетов не отменены.
Таким образом, исходя из вышеизложенных правовых положений в их взаимосвязи при осуществлении лесопользования на основании лесорубочных билетов, выданных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22 ФЗ от 29.01.1997), лесопользователь не освобождается от исполнения обязанностей, возложенных на него Правилами.
Размер неустойки определен истцом на основании данных, указанных в актах освидетельствования и в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.
Пунктом 65 Правил предусмотрено, что по результатам освидетельствования мест рубок и подсочки древостоев составляется акт, который в случае выявления нарушений служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований настоящих Правил.
Пунктом 72 Правил с лесопользователей, допустивших нарушения лесохозяйственных требований, предусмотрено взыскание неустоек.
Апелляционный суд отклоняет доводы подателя жалобы о том, что истец, начисляя неустойку, руководствовалось нормативным актом, утратившим силу.
В период осуществления ответчиком лесопользования правоотношения сторон регулировались Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года, в соответствии со статьей 42 которого, действующей до 01.01.2009, осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда.
Кроме того, согласно статьям 83 и 111 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, а также пункту 28 Правил лесопользователи обязаны осуществлять лесопользование с соблюдением лесохозяйственных требований, соблюдать условия лесорубочного билета, граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанное требование сохранилось в Лесном кодексе Российской Федерации, вступившем в действие с 01.01.2007, и изложено в статье 100 названного Кодекса.
В соответствии с пунктами 62, 63 Правил лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований названного нормативного акта при заготовке древесины, производят освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев после окончания срока действия лесорубочного билета, а также выдают предписания по устранению выявленных нарушений и предъявляют требования о добровольной уплате неустойки в месячный срок.
Основанием для начисления неустоек в соответствии с пунктом 65 Правил является акт, составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок.
Согласно статье 83 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.01.1997 N 22-ФЗ) при осуществлении пользования лесным фондом лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации; не оставлять заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; соблюдать условия лесорубочного билета; выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации. Статьей 111 Лесного кодекса РФ предусматривалась обязанность граждан и юридических лиц возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Аналогичное правило закреплено в статье 100 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
Как следует из части 3 статьи 16 и части 9 статьи 29 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ), порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется в том числе правилами заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" части 2 статьи 42 Лесного кодекса от 29.01.1997г. N 22-ФЗ действует до 01.01.2009г..
В переходный период порядок и основания применения к лесопользователям, допустившим нарушения лесохозяйственных требований, такой меры ответственности, как неустойка, и ее размеры устанавливались Правилами.
Ответчиком не представлены возражения по размеру начисленных неустоек и выявленных в ходе освидетельствования нарушений.
Составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок акт служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил.
Как усматривается из материалов дела, истец провел освидетельствование мест рубок в соответствии с установленной Правилами процедурой, лесопользователь был надлежащим образом извещен о проведении проверки. Факт совершения перечисленных в актах освидетельствования нарушений лесохозяйственных требований и размер начисленной неустойки ответчик не оспаривает.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, отклонены апелляционным судом, как основанные на неправильном толковании норм права и не нашедшие подтверждения в материалах дела.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.12.2008г. по делу N А26-5281/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
В.В. Горшелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5281/2008
Истец: Государственное учреждение Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество"
Ответчик: ООО "Ареал"