г. Санкт-Петербург
03 апреля 2009 г. |
Дело N А56-45951/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2395/2009) ЗАО "Буер" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2009 по делу N А56-45951/2008 (судья Д.Ю. Боровлев), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Буер"
к ГАТИ Правительства Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления от 29.08.08 N 2945
при участии:
от истца (заявителя): представителя О.И. Курганской (доверенность от 01.10.08 б/н)
от ответчика (должника): представителя А.В. Неволина (доверенность от 11.01.09 N 01-04-05/09)
установил:
Закрытое акционерное общество "Буер" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга (далее - инспекция, ГАТИ) от 29.08.2008 N 2945 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 29.05.2003 N 239-29 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" (далее -Закон N 239-29).
Решением от 04.02.2009 суд отказал обществу в удовлетворении заявленного требования, придя к выводу о наличии в действиях заявителя состава инкриминируемого правонарушения и отсутствии процессуальных нарушений при производстве по административному делу.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. По мнению подателя жалобы, суд не принял во внимание то обстоятельство, что в действиях заявителя отсутствует субъективная сторона вменяемого правонарушения - вина, так как ордер ГАТИ не был своевременно закрыт из-за действий администрации Курортного района Санкт-Петербурга. Так же суд не учел то обстоятельство, что при производстве по делу со стороны лица, привлекаемого к ответственности, принимал участие представитель, действовавший на основании общей доверенности, таким образом, ГАТИ нарушена процедура привлечения заявителя к административной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, сославшись также на малозначительность совершенного обществом правонарушения.
Представитель инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Из материалов следует, что заявителем по адресу: Санкт-Петербург, Ленинградская ул. (от ул. Советская до ул. Речная) проводились земляные работы по капитальному ремонту проезжей части, тротуара и газона, на что в соответствии с пунктами 4.1, 4.2, 4.3, 4.12 Правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 N 4 (далее - Правила), обществом был оформлен ордер ГАТИ N 1010 от 21.03.2007 (л.д.30).
Указанный ордер выдан обществу на производство земляных работ, капитального ремонта проезжей части, тротуара и газонов в период с 26.03.2007 по 25.05.2007, впоследствии срок его действия продлевался заявителем до 31.07.2008.
Инспекцией 15.08.2008 выявлен факт нарушения заявителем Правил, а именно, не исполнение порядка закрытия ордера ГАТИ. Данный факт отражен в акте от 15.08.2008 (л.д.58).
20.08.2008 ГАТИ составлен протокол об административном правонарушении N 68136, 29.08.2008 вынесено постановление N 2945 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 10 Закона N 239-29, в виде наложения административного штрафа в размере 150 000 руб. (л.д.31-33, 50-51).
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, заявитель оспорил постановление инспекции в арбитражном суде.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что принятый по делу судебный акт является законным и отмене не подлежит.
Пунктом 1 статьи 10 Закона N 239-29 предусмотрена административная ответственность за нарушение утвержденных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, в том числе нарушение промежуточных сроков их выполнения, проведение работ после окончания срока действия разрешения, размещение объектов и сооружений над подземными коммуникациями и в пределах их защитных зон, невосстановление после завершения работ благоустройства территории, объекта недвижимости, объекта благоустройства.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрена административная ответственность за те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному наказанию за одно из правонарушений, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.4 Правил ордером является документ, дающий право на производство работ, выдаваемый ГАТИ. Из пункта 6.13 Правил следует, что ордер на производство работ действителен только на вид, объем, сроки и участок работ, указанные в ордере.
В случае завершения работ, указанных в ордере ГАТИ, и восстановления нарушенного благоустройства, производится закрытие ордера, при наличии соответствующих отметок установленных Правилами организаций. Для этого производитель работ обязан в течение 10 рабочих дней с момента истечения срока действия ордера исполнить порядок закрытия ордера, а именно, сдать ордер, имеющий все необходимые согласования в отрывном талоне, в ГАТИ (пункты 12.1 и 12.2 Правил).
В установленный срок (до 14.08.2008) общество не исполнило обязанность по своевременному закрытию ордера ГАТИ, чем нарушило требования пунктов 6.13, 12.1, 12.2, Правил. Данное обстоятельство подтверждается собранными административным органом доказательствами, в том числе актом от 15.08.2008, и не оспаривается заявителем.
Материалами дела подтверждается тот факт, что в течение года общество привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушений, ответственность за которое предусмотрена Законом N 239-29: постановления N 164 от 30.01.2008, N 944 от 02.04.2008, N 266 от 30.01.2008 (л.д.61-69).
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 10 Закона N 239-29.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии его вины в совершении вменяемого правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод заявителя о том, что общество не могло своевременно исполнить порядок закрытия ордера ГАТИ N 1008, поскольку Администрация Курортного района не согласовывала завершение работ ввиду наличия замечаний к проведенным работам, подлежит отклонению, поскольку пунктом 10.1 Правил предусмотрено, что в исключительных случаях в случае необходимости продления установленных ордером ГАТИ сроков производства работ производитель работ обязан не позднее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока действия ордера обратиться в ГАТИ с соответствующим заявлением.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12.4 Правил, в случае наличия оснований, препятствующих согласованию закрытия ордера организациями, указанными в п.12.3 настоящих Правил, такие организации обязаны выдать производителю работ письменный мотивированный отказ в согласовании закрытия ордера не позднее чем через 5 рабочих дней с момента обращения.
Пунктом 12.4.1 Правил предусмотрено, что в случае отказа в закрытии ордера (отказа в выдаче письменного мотивированного отказа в закрытии ордера) организациями, указанными в п. 12.3 настоящих Правил, ГАТИ вправе затребовать у таких организаций письменное обоснование отказа, созвать на месте производства работ комиссию в составе согласующих закрытие ордера организаций для выяснения причин отказа и принятия соответствующего комиссионного решения.
Из материалов дела следует, что общество не обращалось в ГАТИ по вопросу невозможности согласования закрытия ордера, также в ГАТИ от заявителя не поступало письменных мотивированных отказов Администрации Курортного района, а также сведений об обращении заявителя в данный орган.
Кроме того, из ответа Администрации Курортного района должностному лицу ГАТИ от 27.11.2008 N 01-20-11-5877/08 следует, что ЗАО "Буер" обратилось за согласованием завершения работ и закрытии ордера 03.09.2008, то есть после истечения срока, установленного пунктом 12.2 Правил для закрытия ордера, других обращений общества в адрес администрации о закрытии ордеров не поступало (л.д.89).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что обществом не были предприняты все зависящие от него меры для своевременного закрытия ордера ГАТИ, является обоснованным. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии вины заявителя в совершении вменяемого правонарушения.
Так же обоснованно отклонен судом первой инстанции довод заявителя о допущенных административным органом процессуальных нарушениях при производстве по административному делу.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем, КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Материалами дела подтверждается, что все процессуальный действия по административному делу: составление акта от 15.08.2008, протокола об административном правонарушении от 20.08.2008 и вынесение оспариваемого постановления были произведены при участии представителя общества Синельниковой Г.Г., действующей на основании доверенности от 15.08.2008, выданной генеральным директором общества Кузнецовым А.Е. (л.д.52). В соответствии с данной доверенностью Синельникова Г.Г. была наделена полномочиями представлять интересы заявителя в ГАТИ при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении со всеми правами, предоставленными законному представителю юридического лица КоАП РФ, в том числе с правом участия при составлении протокола об административном правонарушении, правом участия при рассмотрении дела об административном правонарушении, получения процессуальных документов по делу (протокола, определения, постановления) и при осуществлении иных процессуальных действий.
Данную доверенность нельзя признать общей, поскольку в ней указан орган, в котором Синельниковой Г.Г. надлежало представлять интересы общества, а также все необходимые полномочия для участия при производстве по административному делу, доверенность выдана 15.08.2008 в день выявления правонарушения, зафиксированного актом от того же числа. При таких обстоятельствах административный орган и суд первой инстанции обоснованно признали Синельникову Г.Г. законным представителем юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
Апелляционным судом отклоняется довод подателя апелляционной жалобы о малозначительности совершенного правонарушения и отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что правонарушение, совершенное обществом, нельзя признать малозначительным, поскольку обстоятельства его совершения свидетельствуют о безразличном (пренебрежительном) отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных Правилами.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 февраля 2009 года по делу N А56-45951/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Буер" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45951/2008
Истец: ЗАО "Буер"
Ответчик: Государственная административно-техническая инспекция Правительства Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2395/2009