г. Санкт-Петербург
13 апреля 2009 г. |
Дело N А21-5005/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1497/2009) ОАО "КД-авиа" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.2008 по делу N А21-5005/2008 (судья Мельник И.А.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "КД Авиа"
к Правительству Калининградской области
о признании недействительным расторжения правительством Калининградской области в одностороннем порядке инвестиционного соглашения N 287-05 от 02.10.2005
при участии:
от истца (заявителя): предст. Малкина Н.В. - доверенность N 124 от 10.12.2008; предст. Медешкин О.П. - доверенность N 01 от 12.01.2009
от ответчика (должника): предст. Готовчик А.Л. - доверенность N 5-Д от 12.01.2009
установил:
Открытое акционерное общество "КД-Авиа" (далее - общество, заявитель), изменив исковое требование в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило Арбитражный суд Калининградской области признать недействительным расторжение Правительством Калининградской области (далее - Правительство, ответчик) в одностороннем порядке Инвестиционного соглашения N 287-05 от 2 сентября 2005 года, заключенного между Администрацией Калининградской области и обществом, в виде уведомления от 4 июля 2008 года N 3205/08. Истцом также было заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Калининградской области по делу NА21-8729/2008 по заявлению ОАО "КД-авиа" о признании недействительным решения Министра экономики Калининградской области от 27.06.2008 N 1 о расторжении инвестиционного соглашения N 287-05 от 02.09.2005. Истец ходатайствовал также о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Министерства экономики Калининградской области.
Решением суда от 05 декабря 2008 года в удовлетворении заявленных исковых требований и ходатайств о приостановлении производства по делу и привлечении Министерства экономики Калининградской области отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "КД-авиа" просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, полагает, что Общество выполнило все условия инвестиционного соглашения, своевременно представляло в Администрацию муниципального образования "Гурьевский городской округ" бухгалтерскую документацию, в том числе отчеты о суммах налоговых льгот по платежам в бюджет и результатах использования высвободившихся средств, в связи с чем оснований для расторжения инвестиционного соглашения Правительством Калининградской области не имелось.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы жалобы.
Представитель Правительства доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему, считает, что доказательств надлежащего исполнения Обществом требований инвестиционного соглашения и Закона Калининградской области от 15.07.2002 N 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" не представлено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, 2 сентября 2005 года Администрация Калининградской области и открытое акционерное общество "КД авиа" (организация-инвестор) заключили инвестиционное соглашение N 287-05, по условиям которого приняли на себя обязательства выполнять условия данного соглашения и Закона Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области". Как указано в пункте 1.2 предметом соглашения является освобождение ОАО "КД-авиа", реализующего инвестиционный проект "Техническое перевооружение ОАО "Калининградавиа" и реконструкция аэропорта Храброво", от уплаты налога на имущество организаций в части сумм, зачисляемых в областной бюджет. Ставка налога на прибыль в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, исчисляется на 4 процентных пункта ниже основной ставки налога, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации для зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации.
При заключении соглашения стороны установили, что основанием для предоставления льгот по уплате налогов является Закон Калининградской области N 171 от 15.07.2002 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" (пункт 1.3 соглашения).
Согласно пункту 2.3 соглашения организация-инвестор обязуется реализовать инвестиционный проект в соответствии с бизнес-планом, выполнить условия Закона и соглашения.
В соответствии с пунктом 2.5 соглашения ОАО "КД-авиа" в соответствии с Законом Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" обязалось предоставлять в Главное управление экономического развития и торговли администрации области необходимую для контроля отчетную (бухгалтерскую) документацию о ходе исполнения проекта в сроки, установленные налоговым законодательством для предоставления бухгалтерской отчетности в налоговые органы по месту регистрации.
Пунктом 2.7 соглашения предусмотрено, что организация-инвестор гарантирует, что сумма годовой налоговой нагрузки после прекращения действия налоговых льгот в течение срока действия соглашения не менее чем на 25% будет превышать среднюю годовую сумму полученных налоговых льгот. Среднегодовая сумма налоговых льгот по бизнес-плану за срок реализации проекта составит 17,208 млн. руб. Планируемая суммарная годовая налоговая нагрузка в первый год после окончания срока действия льгот, после ввода объекта в эксплуатацию, составит 104,738 млн, руб.
Пунктом 3.2 соглашения стороны также установили, что при неисполнении организацией-инвестором пунктов 2.3, 2.5, 2.7 соглашения организация-инвестор лишается права на предоставленные ему по настоящему соглашению льготы. Администрация области в одностороннем порядке расторгает соглашение и предъявляет требование об уплате сумм, недополученных в бюджет, в соответствии со статьей 22 Закона Калининградской области "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области".
4 июля 2008 года Правительством Калининградской области в адрес ОАО "КД-авиа" было направлено уведомление N 3205/08, из содержания которого следует, что ОАО "КД-авиа" не исполнило пункт 2.5 Инвестиционного соглашения N 287-05 от 2 сентября 2005 года надлежащим образом, в связи с чем Правительство в одностороннем порядке расторгает соглашение N 287-05 от 2 сентября 2005 года, заключенное с истцом.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Пунктами 1 и 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонне отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со статьей 22 Закона Калининградской области от 15 июля 2002 года N 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" (в редакции, действующей в спорный период) в случае невыполнения условий реализации инвестиционного соглашения орган исполнительной власти Калининградской области принимает решение об утрате инвестором права на налоговые льготы. При этом инвестор возмещает бюджету сумму полученных освобождений по налогам, а также проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется ставкой рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на дату расторжения соглашения. Решение об утрате инвестором права на налоговые льготы направляется инвестору, в контрольно-счетную палату областной Думы и налоговый орган.
Ходатайство истца о приостановлении производства по делу в связи с рассмотрением Арбитражным судом Калининградской области заявления Открытого акционерного общества "КД-авиа" о признании недействительным решения министра экономики Калининградской области от 27.06.2008 года N 1 о расторжении инвестиционного соглашения N 287-05 от 02.09.2005 года обоснованно отклонено судом первой инстанции, так как решение N 1 от 27.06.2008 было принято на основании статьи 22 Закона N 171, согласно которой в случае невыполнения условий реализации инвестиционного соглашения орган исполнительной власти Калининградской области принимает решение об утрате инвестором налоговой льготы. Направление уведомление о расторжении договора в одностороннем (уведомительном) порядке предусмотрено пунктом 5.4 соглашения.
Также правомерно отклонены судом первой инстанции доводы истца об отсутствии у первого заместителя министра экономики Калининградской области Смирновой А.В. полномочий по направлению уведомления о расторжении инвестиционного соглашения. Как правомерно указал суд, полномочия указанного лица подтверждаются представленной суду доверенностью от 30.05.2008 N 59-Д, выданной Губернатором Калининградской области на подписание необходимых документов и совершение действий по отмене в установленном порядке налоговых льгот (мер государственной поддержки), предоставленных ОАО "КД-авиа" на основании инвестиционного соглашения от 02.09.2005 года N 287-05.
Суд также пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация Калининградской области в соответствии с Законом Калининградской области N 650 от 29.09.2005 "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Калининградской области" была переименована в Правительство Калининградской области, в связи с чем внесения изменений в инвестиционное соглашение не требовалось, а из представленных в материалы дело документов следует, что общество знало о переименовании исполнительного органа государственной власти субъекта федерации, а также о реорганизации Главного управления экономического развития и торговли.
Вместе с тем, апелляционная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Из анализа содержания положений пункта 3.2 Инвестиционного соглашения следует, что соглашение может быть расторгнуто Администрацией в одностороннем порядке в случае неисполнения организацией-инвестором пунктов 2.3, 2.5, 2.7 соглашения.
Как следует из материалов дела, уведомление о расторжении соглашения направлено в связи с невыполнением пункта 2.5 соглашения, которым установлена обязанность инвестора предоставлять в Главное управление экономического развития и торговли администрации области необходимую для контроля отчетную (бухгалтерскую) документацию о ходе исполнения проекта в сроки, установленные налоговым законодательством для предоставления бухгалтерской отчетности в налоговые органы по месту регистрации. Обязанность представлять в уполномоченный орган бухгалтерскую отчетность закреплена также в статье 20 Закона Калининградской области от 15 июля 2002 года N 171.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условии и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Порядок предоставления и состав бухгалтерской отчетности определен статьей 13 Федерального закона от 21.11.1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктом 5 раздела 3 Положения по бухгалтерскому учету N 4/99, утвержденного приказом Министра финансов России от 6 июля 1999 года N 43н, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Администрация Гурьевского городского округа подтвердила представление ОАО "КД авиа" в 2006 и 2007 годах бухгалтерской документации за 2005 и 2006 годы: отчет о суммах налоговых льгот по платежам в областной бюджет и результатах использования высвободившихся средств, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, аудиторское заключение, отчет о производственно-хозяйственной деятельности (том 1, л.д. 22).
В апреле 2008 года отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности и бухгалтерская документация за 2007 год были направлены обществом как в Администрацию Гурьевского городского округа, так и в Правительство (Министерство экономики) Калининградской области (том 1, л.д. 23-24).
Безусловно, направление бухгалтерской документации не в адрес Правительства Калининградской области, нельзя признать надлежащим исполнением инвестиционного соглашения.
Вместе с тем, Законом Калининградской области от 14.05.2005 N 586 "Об установлении и использовании налоговых льгот по платежам в областной бюджет" (далее - Закон N 586) был установлен общий порядок предоставления налоговых льгот в целях проведения единой налоговой политики на территории области. Нормы данного нормативного акта являются общими по отношению к специально принятому Закону N 171, определяющему порядок предоставления таких льгот в отношении организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области.
В целях реализации статьи 3 Закона N 586 Администрацией Калининградской области было принято постановление от 19.08.2005 N 540 "Об утверждении формы, порядка и сроков представления отчетности, необходимой для анализа эффективности предоставляемых налоговых льгот". В соответствии с утвержденным порядком именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по обобщению полученной от налогоплательщиков и налоговых органов информации о предоставлении налоговых льгот в целом по муниципальному образованию, отдельным отраслям, объектам инвестиционной деятельности и направлении ее вместе с аналитической запиской в Главное управление по бюджету и финансам администрации области (пункт 3 порядка). На основе полученных материалов Главное управление по бюджету и финансам администрации области готовит аналитическую справку о результатах налоговых льгот (пункт 4 порядка).
Таким образом, Администрация Гурьевского городского округа в соответствии с вышеприведенными нормами была наделена полномочиями по проверке правомерности использования налоговых льгот, в том числе предоставленных и в вязи с заключенными инвестиционными соглашениями.
В апреле 2008 года вся бухгалтерская документация по реализации инвестиционного соглашения была представлена обществом по запросу Правительства Калининградской области (исх. N 1712/08 от 07.04.2008). Ни из представленных в материалы дела документов, ни из пояснений представителя Правительства Калининградской области не усматривается, что Правительством при изучении представленных документов были выявлены нарушения обществом условия предоставления налоговых льгот при исполнении инвестиционного соглашения.
Не представлены ответчиком также доказательства выявления каких-либо нарушений Главным управлением по бюджету и финансам администрации области на основании анализа представленной обществом в Администрацию Гурьевского городского округа бухгалтерской документации.
По мнению апелляционного суда, формальное нарушение инвестиционного соглашения при неустановлении каких-либо грубых нарушений при реализации инвестиционного проекта и использовании налоговых льгот, не может являться основанием для расторжения такого соглашения.
Кроме того, апелляционный суд считает необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что Правительство Калининградской области в период с момента заключения инвестиционного соглашения - 01.09.2005 и до апреля 2008 года не проявляло интереса к исполнению обществом инвестиционного соглашения, не запрашивало документы о ходе реализации проекта и использовании налоговых льгот. Согласно условиям соглашения, существенное нарушение ОАО "КД-авиа" его условий влечет для общества обязанность по перечислению в бюджет всех сумм налога, недополученных бюджетом с уплатой суммы процента, равного ставке рефинансирования ЦБ РФ (статья 22 Закона N 171). Своевременный контроль и выявление нарушений условий соглашения должно было предотвратить возможные финансовые потери для общества, влекущие невозможность осуществления хозяйственной деятельности в дальнейшем.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд пришел к выводу о том, что оснований для расторжения инвестиционного соглашения от 02.09.2005 N 287-05, а также направления в адрес общества Уведомления от 04.07.2008 N 3205/08 не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05 декабря 2008 года по делу N А21-5005/2008 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований.
Признать незаконным расторжение Правительством Калининградской области в одностороннем порядке Инвестиционного соглашения N 287-05 от 02.09.2005, заключенного между Администрацией Калининградской области и ОАО "КД-авиа", оформленное уведомлением от 04.07.2008 N 3205/08.
Взыскать с Правительства Калининградской области в пользу ОАО "КД-авиа" государственную пошлину за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в сумме 3000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5005/2008
Истец: ОАО "КД Авиа"
Ответчик: Правительство Калининградской области