г. Санкт-Петербург
14 апреля 2009 г. |
Дело N А42-2699/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю. В. Пряхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2966/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.01.2009 г. по делу N А42-2699/2005 (судья А. А. Романова), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Мурманский морской рыбный порт"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области
о признании частично недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен, уведомление N 046975, факс от 31.03.2009 г.);
от ответчика (должника): В. А. Беляева, доверенность от 06.04.20-09 г. N 01-14-43/3068; Д. А. Шульга, доверенность от 29.12.2008 г. N 01-14-38-05/11406;
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманский морской рыбный порт" (далее - ОАО "Мурманский морской рыбный порт", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ по КН по МО, ответчик) о признании частично недействительными решения от 25.03.2005 г. N 7 и требования от 30.03.2005 г. N 68 (с учетом выделения части требований в отдельное производство).
Решением суда первой инстанции от 27.01.2009 г. требования удовлетворены в части признания недействительными оспариваемых решения и требования в части доначисления и предложения уплатить налог на прибыль за 2001 г. и пени по эпизодам, связанным с исключением из состава затрат командировочных расходов в сумме 38638,47 руб., уплаченных по кредиту процентов в сумме 168169,40 руб., внереализационных расходов по убыткам от списания дебиторской задолженности в сумме 234648,02 руб., с включением в состав внереализационных доходов суммы в размере 34807,70 руб., полученной от ОАО "Полярис", с неотражением в составе финансовых результатов внереализационных доходов и расходов, связанных с деятельностью объектов социально-культурного комплекса, здравпункта, базы отдыха в размере 12755357,89 руб. и 25853182,48 руб., соответственно, с применением льгот в сумме 11181659 руб., с занижением валовой прибыли на 1520237 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе МИФНС РФ по КН по Мурманской области просит решение суда по эпизоду применения льгот в сумме 11181659 руб. отменить, принять по делу в этой части новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Общества.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке в обжалуемой части, поскольку Общество в порядке пункта 5 статьи 268 АПК РФ не заявило о проверке решения суда в полном объеме.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом было вынесено оспариваемее решение, на основании которого выставлено оспариваемое требование.
Указанным решением налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 550 руб., налогоплательщику доначислены налог на прибыль в размере 4438876 руб., дополнительные платежи в сумме 277430 руб., НДС в сумме 2356252 руб., налог на ПАД в сумме 16356 руб., пени.
По обжалуемому эпизоду Обществу вменяется неправомерное уменьшение облагаемой прибыли на 11181659 руб. по объектам социальной сферы.
В обоснование своей позиции налоговый орган в апелляционной жалобе ссылается на то, что в качестве источника покрытия затрат и расходов текущего периода не может служить использование прибыли прошлых лет. В Законе от 27.12.1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" указано о прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая может иметь место в текущем налоговом периоде, а не оставшейся прибыли предыдущих налоговых периодов. Поскольку данным законом в качестве налогового периода установлен календарный год, то все объекты, тем или иным образом влияющие на величину налогооблагаемой прибыли за год, должны оцениваться в суммах, возникающих в этот временной период. Следовательно, полагает налоговый орган, льгота предоставляется с учетом фактических затрат и расходов в текущем налоговом (отчетном) периоде и соответственно произведенным за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (нераспределенной) в этом же налоговом (отчетном) периоде. Все показатели, имеющие отношение к объекту налогообложения, являются сопоставимыми и возникшими в одном налоговом (отчетном) периоде. Наличие у налогоплательщика нераспределенной прибыли прошлых лет не имеет значения при решении вопроса о применении льготы в текущем налоговом (отчетном) периоде. Если у организации отсутствует чистая прибыль (нераспределенная прибыль образованная) текущего года, льгота по налогу на прибыль в текущем году не предоставляется.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей налогового органа, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции при вынесении решения в обжалуемой части правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий.
Согласно пункту 5 статьи 6 Закона о налоге на прибыль для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами)), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).
При определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимаются понесенные предприятием или организацией убытки от реализации продукции (работ, услуг). В данном случае обязательными условиями для освобождения от уплаты налога части прибыли являются недопустимость при применении льгот учета убытков, возникших в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормативной величиной, а также убытков, возникших от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством Российской Федерации по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
Согласно пункту 7 статьи 6 Закона о налоге на прибыль установленные пунктами 1 (за исключением подпунктов "г", "д" и "е") и 5 статьи 6 Закона о налоге на прибыль налоговые льготы в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных налоговых льгот, более чем на 50 процентов.
Из положений данной статьи следует, что одним из оснований для получения льготы у организации по итогам отчетного периода должен быть положительный финансовый результат хозяйственной деятельности - прибыль, остаток которой после расчетов с бюджетом может покрыть фактически произведенные расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 6 Закона.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о налоге на прибыль предприятия исчисляют сумму налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, для целей предоставления льготы должны приниматься во внимание фактически льготируемые затраты и расходы в текущем налоговом (отчетном) периоде, которые произведены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в этом же налоговом (отчетном) периоде.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, формируется по правилам бухгалтерского учета при определении финансового результата в целом от хозяйственной деятельности юридического лица по итогам налогового отчетного периода.
Из расчета льгот по налогообложению прибыли за 2001 год, оформленного Обществом, следует, что сумма льгот на содержание находящихся на балансе Общества объектов социально-культурной сферы и здравоохранения составила 11181659 руб., убытки прошлых лет равны 9 220 000 руб.
Как следует из расчета (налоговая декларация) налога от фактической прибыли по строке 1 отражена прибыль в размере 42 661 236 руб., что соответствует строке 6 справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли". Данная сумма льготирована Обществом на 20 402 тыс. руб., что отражено по строке 4 Расчета налога от фактической прибыли.
Из расчета распределения прибыли 2001 г. следует, что сумма прибыли, остающейся в распоряжении Общества, за вычетом налогов и обязательных платежей, составляет 33 752 865 руб., на содержание социальной сферы направлено 17 288 023 руб. и на покрытие убытков прошлых лет 9 220 000 руб.
В целях поддержания объектов фонда социальной сферы в надлежащем состоянии Общество производило затраты и несло расходы по их содержанию, что отражено в бухгалтерской отчетности и бухгалтерском учете, а также не оспаривается налоговым органом. Общество произвело уменьшение налогооблагаемой прибыли в соответствии с нормативами, утвержденными местными органами государственной власти.
По результатам налоговой проверки Инспекцией не установлены подтвержденные надлежащими доказательствами факты учета убытков, возникших в результате сокрытия Обществом или занижения прибыли; убытков, понесенных в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормативной величиной, а также убытков, возникших от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством РФ по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
Примененные Обществом в 2001 г. налоговые льготы, в совокупности не уменьшили фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных налоговых льгот, более чем на 50%.
Таким образом, предусмотренные пунктом 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль условия для использования льготы Обществом соблюдены в полном объеме, в связи с чем основания к доначислению налога на прибыль и пени у налогового органа отсутствовали.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Общество правомерно уменьшило облагаемую прибыль на 11181659 руб. по объектам социальной сферы.
Требования Общества по данному эпизоду подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судебный акт в обжалуемой части отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Мурманской области от 27.01.2009 г. по делу N А42-2699/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2699/2005
Истец: ФГУП "Мурманский морской рыбный порт"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области