г. Санкт-Петербург
09 апреля 2009 г. |
Дело N А26-5168/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Протас Н.И., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Марковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12364/2008) ООО "Новые пески" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.11.2008 по делу N А26-5168/2008 (судья Подкопаев А.В.) принятое
по заявлению Прокурора Республики Карелия
к Министерству природных ресурсов Республики Карелия
3-е лица:
1) общество с ограниченной ответственностью "Новые пески",
2) Управление по недропользованию по Республике Карелия,
3) Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия
о признании незаконным приказа и лицензии на право пользования недрами
при участии:
от истца: Снигищенко Е.Ф. помощник прокурора города Санкт-Петербурга по служебному удостоверению ТО N 036709
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц:
1) от ООО "Новые пески": Задорожный А.Н. по доверенности от 10.10.2008;
2) от Управления по недропользованию по Республике Карелия: не явился, извещен;
3) от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия: не явился, извещен.
установил:
Прокурор Республики Карелия (далее - Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными приказа Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия от 22.02.2007 N 61 "О предоставлении ООО "Новые пески" права пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня" и выданной обществу с ограниченной ответственностью "Новые пески" (далее - ООО "Новые пески", Общество) лицензии серии ПТЗ N 01461 ТР на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение и добыча строительного камня на участке недр "Гижозерское" с целью производства щебня; обязании Министерства природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство, ответчик) устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО "Новые пески", Управление по недропользованию по Республике Карелия (далее - Управление по недропользованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия (далее - Управление по надзору).
Решением суда первой инстанции от 17.11.2008 заявленные требования Прокурора удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда от 17.11.2008 отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, неправомерен вывод суда первой инстанции о том, что геологическое изучение любых участков недр относится исключительно к компетенции органов государственной власти Российской Федерации. Общество полагает, что добыча полезных ископаемых может производится как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении. Поэтому геологическое изучение недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых обоснованно. Вывод, что геологическое изучение всегда предшествует открытию месторождения полезных ископаемых и, как следствие, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены правом разрешать вопросы геологического изучения недр, является неверным. Общество также указывает на то, что заявителем пропущен срок, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ для подачи заявления в арбитражный суд.
В отзыве на апелляционную жалобу Прокурор просил оставить решение суда без изменения, а в удовлетворении жалобы - отказать.
В связи с вынесением Распоряжения Заместителя Председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009, произведена замена состава суда, рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Министерство природных ресурсов Республики Карелия, Управление по недропользованию по Республике Карелия и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрение апелляционной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению жалобы без участия представителей сторон, не явившихся в судебное заседание.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а помощник прокурора возражал против удовлетворения жалобы, по основаниям, изложенном в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании приказа от 22.02.2007 N 61 Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Карелия выдало ООО "Новые пески" лицензию серии ПТЗ 01461 ТР на право пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня на участке недр "Гижозерское" на территории Пряжинского муниципального района Республики Карелия с целью производства щебня сроком действия до 01.03.2032.
Полагая, что названные приказ и лицензия не соответствуют Федеральному закону от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пункту 9 Инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - Инструкция) от 11.11.2004 N 689, прокурор обратился с настоящим заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1.2 Закона о недрах в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды (статья 2 Закона о недрах).
В силу статьи 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.
Согласно пункту 7 статьи 10.1 Закона о недрах решение уполномоченных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации может являться основанием для предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Законом Республики Карелия от 28.11.2005 N 924-ЗРК "О порядке предоставления недр и пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых", действовавшим на момент принятия оспариваемого приказа и выдачи лицензии, предусмотрено, что по решению органа исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченного в сфере регулирования отношений недропользования, участки недр могут быть предоставлены в пользование для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (статья 1). Таким уполномоченным органом являлось Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Карелия.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10.1 Закона о недрах в целях геологического изучения участков недр, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, основанием возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
При выдаче совмещенной лицензии таким основанием, в силу пункта 5 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах", является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии), за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.
Лицензия на право пользования участком недр "Гижозерское" относится к категории совмещенных лицензий - геологическое изучение и добыча полезных ископаемых, основанием для выдачи такой лицензии является решение конкурсной комиссии.
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 23.11.2004 N 494 образована комиссия для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Республики Карелия, утверждены Положение о комиссии и ее состав. В соответствии с пунктом 6 названного Положения в полномочия комиссии входит принятие решений о предоставлении права пользования участками в целях геологического изучения участков недр, за исключением недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.
Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития (статья 16 Закона о недрах).
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.03.2005 N 61 утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр.
В соответствии с пунктом 1.3 названного Порядка предоставление в пользование участков недр в целях геологического изучения может осуществляться в отношении участков недр, включенных в: утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации программы геологического изучения недр, воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы - для участков недр, геологическое изучение которых осуществляется за счет государственных средств; утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, официально опубликованные им в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - для участков недр, геологическое изучение которых осуществляется за счет собственных средств пользователей недр.
Порядок установления факта открытия месторождений полезных ископаемых и их учет регламентированы Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.11.2004 N 689. Согласно пункту 9 данной Инструкции открытие месторождения полезных ископаемых - документально подтвержденный факт выявления нового объекта, запасы которого в недрах квалифицированы по определенным категориям.
Таким образом, уполномоченный орган Республики Карелия был вправе предоставить в пользование для геологического изучения участок недр, содержащий поставленное на соответствующий учет в порядке, установленном Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 689, месторождение общераспространенных полезных ископаемых, на основании решения комиссии, созданной федеральным органом управления государственным фондом недр с участием представителей органа исполнительной власти Республики Карелия.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции установлено, что комиссия для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Республики Карелия не принимала решения о предоставлении ООО "Новые пески" в пользование для геологического изучения участка недр "Гижозерское".
Как следует из информации Федерального государственного учреждения "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Северо-Западному федеральному округу", являющимся уполномоченным государством органом по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, от 15.09.2008 N 4-484, на участке недр "Гижозерское" в Государственном кадастре месторождений и проявлений по состоянию на 15 сентября 2008 года ни проявление, ни месторождение гнейсо-гранита на участке недр "Гижозерское" не числится.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Карелия не наделено полномочиями и не имело правовых оснований для предоставления ООО "Новые пески" права пользования недрами с целью геологического изучения участка недр "Гижозерское" и, следовательно, оспариваемый приказ и выданная на его основании лицензия не соответствуют Закону о недрах.
Доводы Общества о нарушении Прокурором процессуального срока для подачи заявления в арбитражный суд не подтвержден материалами дела.
Заявление Управления по недропользованию по Республике Карелия от 10.07.2008 поступило в прокуратуру Республики Карелия 14.07.2008. Обратившись в арбитражный суд с заявлением 05.09.2008, прокурор срок, установленный для оспаривания ненормативного акта, не пропустил.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на ООО "Новые пески".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.11.2008 по делу N А26-5168/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5168/2008
Истец: Прокурор Республики Карелия
Ответчик: Министерство природных ресурсов Республики Карелия, Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Карелия
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, Управление по недропользованию по Республике Карелия, общество с ограниченной ответственностью "Новые пески"