г. Санкт-Петербург
17 апреля 2009 г. |
Дело N А56-38976/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2390/2009) Выборгской таможне на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2009 по делу N А56-38976/2008 (судья Цурбина С.И.), принятое
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Выборгской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: М.Н. Горноская, дов. N 10-11/208 от 22.12.2008
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 12.08.2008 по делу об административном правонарушении N 10206000-1367/2008.
Решением суда от 13.01.2009 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе Таможня просит решение суда отменить.
Таможня о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. Жалоба рассмотрена в отсутствие таможни, поскольку материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть жалобу в отсутствие ее представителей.
В судебном заседании представитель Общества просил решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда от 13.01.2009 проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30.07.2008 в 07 час. 00 мин. на ж/д станцию "Светогорск" прибыл грузовой поезд N 3517, следующий из России в Финляндию, в составе которого находился вагон N 91572115 с отгруженным отправителем ГЛХУ "Пинский лесхоз" (г. Пинск, Беларусь) в адрес получателя "ЮПМ-Кюммене", (Иматра Финляндия) товаром - баланс сосновый, объемом 61,24 куб.м, весом брутто 50217 кг, код ТН ВЭД 4403203901, стоимостью 1965,8 Евро, что подтверждается транзитной декларацией N 40123/17078/014481, железнодорожной накладной N 06693600, инвойсом N 129.
Товар перемещался ОАО "РЖД" и был помещен под таможенный режим международного таможенного транзита (далее - МТТ) N 40123/17078/014481.
Местом доставки товара по транзитной декларации определен таможенный пост ЖДПП Лужайка Выборгской таможни.
Фактически вагон N 91572115 прибыл 30.07.2008 на станцию "Светогорск" ЖДПП ОТО и ТК N 3 Выборгской таможни, что подтверждается штампом "Товар поступил" N 578 Выборгской таможни, проставленным на железнодорожной накладной N 06693600.
Посчитав, что Обществом нарушен маршрут международного таможенного транзита, Таможня возбудила в отношении ОАО "РЖД" дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.10 КоАП РФ.
01.08.2008 в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол об административном правонарушении, а 12.08.2008 вынесено постановление N 10206000-1367/2008, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.10 КоАП РФ в виде штрафа в размере 6000 руб.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением таможни и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования общества. Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя общества не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Объективную сторону вмененного Обществу административного правонарушения образует несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита либо определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, а равно доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки (статья 16.10 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 167 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Таможенного кодекса Российской Федерации при международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит и порядок установления сроков международного таможенного транзита, идентификация товаров, меры обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации осуществляются по правилам, установленным статьями 80 - 86 настоящего Кодекса в отношении внутреннего таможенного транзита и применимым к международному таможенному транзиту.
Согласно статье 80 Таможенного кодекса Российской Федерации внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита. При выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит таможенный орган отправления устанавливает срок внутреннего таможенного транзита и определяет место доставки товаров.
Пунктом 3 статьи 86 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать маршруты перевозки отдельных видов товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом. В иных случаях маршруты определяются для перевозки отдельных видов товаров, в отношении которых при перемещении через таможенную границу зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства Российской Федерации либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом маршрут заявляется перевозчиком. Заявленный перевозчиком маршрут является для него обязательным при перевозке товаров. Изменение маршрута допускается с письменного разрешения таможенного органа.
В соответствии со статьей 7 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), договор перевозки оформляется накладной единого образца. Накладная состоит из оригинала накладной, дорожной ведомости, дубликата накладной, листа выдачи груза, листа уведомления о прибытии груза. Одновременно с предъявлением груза к перевозке отправитель для каждой отправки должен представить станции отправления правильно заполненную и подписанную накладную, заполненную в строгом соответствии с Пояснениями по заполнению накладной СМГС (Приложение 12.5). В накладной отправитель должен указать выходные пограничные станции отправления и транзитных стран, через которые должен последовать груз.
Как следует из материалов дела, перевозка грузов осуществлялась из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на основании Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении. В соответствии с §1 статьи 7 СМГС договор перевозки оформляется накладной единого образца.
В параграфе 1 статьи 11 СМГС установлено, что отправитель обязан приложить к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других правил на всем пути следования груза, а также в случае необходимости сертификат и спецификацию. Железная дорога не обязана проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной (§ 2 ст. 11 СМГС).
Железнодорожная накладная N 06693600 содержит все необходимые сведения, установленные пунктом 2 статьи 81 Таможенного кодекса Российской Федерации, следовательно, является транзитной декларацией.
Как видно из транзитной декларации станцией назначения является - "РЖД Светогорск", куда и был доставлен товар по железнодорожной накладной N 06693600.
Таким образом, документы, имеющиеся в деле об административном правонарушении, не содержат сведений, свидетельствующих о совершении ОАО "РЖД" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.10 КоАП РФ.
Кроме того, вменяемое Обществу "нарушение маршрута международного таможенного транзита, установленного таможенным органом", диспозицией статьи 16.10 КоАП РФ не предусмотрено. Ни срок таможенного транзита, ни маршрут перевозки товаров Обществом не нарушены, доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки - Обществу не вменяется.
В статье 2.1 КоАП РФ закреплено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, частью 2 статьи 1.5 КоАП РФ таможенным органом не представлены доказательства вины в совершении Обществом вменяемого ему правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2009 по делу N А56-38976/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38976/2008
Истец: ОАО"Российские железные дороги"
Ответчик: Выборгская таможня