г. Санкт-Петербург
15 апреля 2009 г. |
Дело N А21-8043/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3070/2009) ООО "Гранта+"
на решение Арбитражного суда Калининградской области
от 06.02.2009 по делу N А21-8043/2008 (судья Шпенкова С.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Гранта+"
к Министерству финансов Калининградской области
3-е лицо: Администрация МО "Черняховский городской округ"
о взыскании 1 354 719,35 руб.
при участии:
от заявителя: не явились, извещены
от ответчика: не явились, извещены
от 3-го лица: не явились, извещены
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Транта+" (далее - истец обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству финансов Калининградской области (далее - ответчик) о взыскании основное задолженности за поставленный уголь в размере 1 159 708,60 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами на день вынесения решения суда, судебных расходов. Третьим лицом по данному делу была привлечена Администрация муниципального образования "Черняховский городской округ".
Решением от 06.02.2009 в удовлетворении иска отказано.
Истец обжаловал в апелляционном порядке указанное решение, которое просит отменить как принятое при неправильном применении норм материального и процессуального права, заявленные требования удовлетворить.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей не направили. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Администрация Муниципального образования "Черняховский городской округ" заявило ходатайство о замене лица в связи с переименованием. Судом ходатайство удовлетворено, Администрация Муниципального образования "Черняховский городской округ" заменена на Администрацию Муниципального образования "Черняховский муниципальный район".
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение муниципального контракта от 28.08.2006 (далее - Контракт) на поставку топлива для нужд муниципальных образований Калининградской области на отопительный сезон 2006-2007 года истец в ноябре 2006 года поставил ООО "Черняховские коммунальные системы" 1 143,4 тонны угля на сумму 1 898 542 руб.
В соответствии с пунктом 3.4 Контракта получатель товара должен его оплатить в течение 60 календарных дней с даты оформления счетов-фактур, подписания поставщиком и получателем актом приема-передачи товара и протокола входного контроля качества поставленного товара при условии соответствующих лимитов бюджетных обязательств, оплата производится согласно выставленных поставщиком счетов с указанием марки, количества и цены товара. Передача документов оформляется по факсимильной связи в течение двух рабочих дней с момента поставки с последующим предоставлением оригиналов данных документов заказным письмом либо под роспись уполномоченному представителю получателя.
За просрочку исполнения обязательств пунктом 5.7 Контракта предусмотрена ответственность муниципального заказчика (Администрации МО "Черняховский городской округ") в виде уплаты неустойки в размере 1/300 действующей на день неуплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального Банка РФ. В случае, если муниципальный заказчик и получатель докажут, что просрочка исполнения произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны, они освобождаются от уплаты неустойки.
Гарантом оплаты по Контракту является Правительство Калининградской области.
23.10.2006 Истец заключил с Министерством финансов Калининградской области и ООО "Черняховский коммунальные системы", действующим от имени Калининградской области, договор о предоставлении государственной гарантии, согласно которому гарант обязался отвечать за исполнение обязательства ООО "Черняховские коммунальные системы" по оплате топлива (основной долг) в пределах 18 957 200 руб.
Пунктом 3 договора определено, что гарант несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по контракту.
27.09.2007 Общество с ограниченной ответственностью "Черняховские коммунальные системы" признано банкротом, в отношении него введена процедура банкротства - конкурсное производство (дело N А21-2475/2007).
Постановлением Тринадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 27.06.2008 по делу N А21-5431/2007 иск Общества с ограниченной ответственностью "Гранта+" о взыскании задолженности и штрафных санкций по контракту от 28.08.2006 с Общества с ограниченной ответственностью "Черняховские коммунальные системы" оставлен без рассмотрения.
Поскольку обязательство по оплате товара исполнено частично в сумме 738 833,40 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями к гаранту (Министерству финансов Калининградской области) о взыскании задолженности и процентов за пользование денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на отсутствие оснований для взыскания денежных средств, поскольку Истец не представил суду доказательств отказа Общества с ограниченной ответственностью "Черняховские коммунальные системы" от оплаты полученного товара и принятия всех предусмотренных действующим законодательством мер для погашения задолженности Должника в полном объеме.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, присутствующих в заседании, апелляционный суд не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно представленному в материалы дела решению Арбитражного суда Калининградской области от 27.09.2007 по делу N А21-2475/2007 (л.д.6-8, т.2) ООО "Черняховские коммунальные системы" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных нормативных правовых актов.
Как следует из обстоятельств рассматриваемого дела, между истцом, заказчиком и получателем заключён договор купли-продажи, взаимоотношения сторон по которому регулируются нормами главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Количество и ассортимент товара стороны согласовали при заключении договора.
Кроме того, между истцом и Министерством финансов Калининградской области заключен договор о предоставлении государственной гарантии, взаимоотношения сторон по которому регулируются главой 23 "Обеспечение исполнения обязательств".
Факт передачи товара получателю (Общество с ограниченной ответственностью "Черняховские коммунальные системы"), его несвоевременная оплата подтверждаются материалами дела.
В соответствии со статьёй 399 Гражданского кодекса Российской Федерации гарант несёт субсидиарную ответственность в случае отказа должника удовлетворить требование кредитора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признание недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона N 127-ФЗ, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Согласно пункту 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Учитывая вышеизложенные нормы, а также то, что спорная задолженность образовалась в январе 2007 г., то есть не является текущей по отношению к должнику - ООО "Черняховские коммунальные системы", требования, заявленные к указанной организации должны быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Исходя из пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса РФ, до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
В соответствии с пунктом 3 договора о предоставлении государственной гарантии N IV-06-0059 от 23.10.2006, гарант - Министерство финансов Калининградской области от имени Калининградской области несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника - ООО "Черняховские коммунальные системы" по Контракту.
В пункте 5 вышеуказанного договора предусмотрено наступление ответственности гаранта в случае принятия должником всех предусмотренных действующим законодательством мер для погашения задолженности в полном объеме без осуществления компенсационных мер.
Таким образом, требование о привлечении к субсидиарной ответственности до предъявления требований в порядке статьи 399 Гражданского кодекса РФ, условий предоставления гарантии по договору от 23.10.2006 к основному должнику - ООО "Черняховские коммунальные системы" является необоснованным.
Доказательств соблюдения истцом порядка предоставления государственных гарантий Калининградской области в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области N 213 от 22.04.2005 истцом не представлено.
Истец не представил доказательств предъявления требований в порядке статьи 399 Гражданского кодекса РФ к ООО "Черняховские коммунальные системы" ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе Истец не приводит доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06 февраля 2009 года по делу N А21-8043/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8043/2008
Истец: ООО "Гранта+"
Ответчик: Министерство финансов Калининградской области
Третье лицо: Администрация МО "Черняховский городской округ"