г. Санкт-Петербург
15 апреля 2009 г. |
Дело N А56-46470/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2574/2009) ООО "Адамант" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 февраля 2009 года по делу N А56-46470/2008 (судья Трохова М.В.), принятое
по заявлению ООО "Адамант"
к Управлению Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
о признании незаконными и отмене постановлений
при участии:
от заявителя: Корешков С.А., директор, решение от 17.06.2007, Иванова О.П., доверенность от 02.04.2009.
от ответчика: Сироткина А.В., доверенность N 1/5-215 от 16.01.2009.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Адамант" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Отдела Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области во Всеволожском районе (далее - Отдел УФМС) о назначении административного наказания от 30.10.2008 к протоколам N 2606, 2607, 2608, 2609 от 27.10.2008.
Решением суда от 03 февраля 2009 года заявленное требование удовлетворено частично. Оспариваемые постановления Отдела УФМС к протоколам АП-Юр N 2606, АП-Юр N 2607, АП-Юр N 2608 признаны незаконным и изменены в части назначения наказания. По указанным постановлениям ООО "Адамант" назначено административное наказание на основании части 3 статьи 18.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей за каждое правонарушение, а всего - 1 200 000 рублей.
Постановление начальника Отдела УФМС о назначении административного наказания к протоколу АП-Юр N 2609 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным судом первой инстанции решением в той части, которой ему отказано в удовлетворении заявления, ООО "Адамант" заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению заявителя, принятые судом доказательства совершения правонарушений являются недопустимыми, так как получены с нарушением закона.
Заявленное Обществом ходатайство о приобщении к материалам дела письменных объяснений менеджера Корешкова Е.С. и его опросе в качестве свидетеля апелляционным судом оставлено без удовлетворения ввиду отсутствия необходимости устанавливать новые обстоятельства по делу об административном правонарушении.
Управление ФМС возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, представило письменные объяснения по делу.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.10.2008 начальником Отдела УФМС вынесено распоряжение N 89 о проведении проверки выполнения работодателем требования статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ООО "Адамант", кафе "Паровоз", расположенного по адресу: г.Всеволожск, Всеволожский пр., д.72а (л.д.73).
По результатам проверки, проведенной 21.10.2008 в период с 15-50 до 16-40, составлен Акт, в котором зафиксирован факт привлечения к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданки Кыргызстана Абдыкадыровой А., не имеющей разрешения на работу на территории Ленинградской области. В Акте также указано на невозможность установления по результатам проверки направления уведомления о привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан в УФМС России (л.д.75).
В тот же день - 21.10.2008 инспекторами отделения иммиграционного контроля Отдела УФМС получены объяснения от граждан Кыргызстана Абдыкадыровой А. и Касымбековой Ж. (л.д.51,53).
27.10.2008 в период с 17-00 до 17-40 в отношении ООО "Адамант" проведена еще одна проверка, по результатам которой составлен Акт (л.д.44).
Как следует из Акта от 27.10.2008, в ходе проверки установлено привлечение к трудовой деятельности в кафе "Паровоз", принадлежащего ООО "Адамант", граждан Кыргызстана Кудашовой С. и Абдыкадыровой А. без уведомления Управления ФМС о привлечении и использовании иностранной рабочей силы.
27.10.2008 в отношении ООО "Адамант" начальником ОИК Отдела УФМС составлены протоколы об административном правонарушении АП-Юр N 2606, АП-Юр N 2607, АП-Юр N 2608, согласно которым Обществу вменено привлечение с 15.10.2008 к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего граждан Кыргызстана соответственно Кудашовой С. Абдыкадыровой А., Касымбековой Ж. Действия Общества квалифицированы по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
30.10.2008 начальником Отдела УФМС вынесены постановления о назначении административного наказания к протоколам N АП-Юр N 2606, АП-Юр N 2607, АП-Юр N 2608, которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей по каждому постановлению.
Не согласившись с постановлениями административного органа, ООО "Адамант" обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции посчитал правомерным привлечение заявителя к административной ответственности, согласившись с Управлением ФМС о наличии в действиях Общества состава инкриминируемого административного правонарушения, снизив размер административного штрафа до 400 000 рублей по каждому постановлению.
Апелляционная инстанция считает выводы суда ошибочными, исходя из следующего.
В силу пункта 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения вины, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерации в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 N 183, установлен срок направления соответствующего уведомления, не превышающий 3 рабочих дня с даты заключения трудового и (или) гражданско-правового договора с иностранным гражданином.
Согласно части 3 статьи 18.15 КоАП РФ административным правонарушением признается неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рассматриваемом случае в качестве доказательства совершения Обществом административного правонарушения Отделом УФМС представлены и судом приняты Акты проверки от 21.10.2008 и от 27.10.2008.
Правила проведения проверочных мероприятий по соблюдению положений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, выявления и пресечения административных правонарушений, фиксации фактов выявленных административных правонарушений установлены Регламентом проведения проверочных мероприятий по соблюдению положений законодательства Российской Федерации в сфере миграции территориальными органами Федеральной миграционной службы, утвержденным приказом ФМС России от 16.01.2007 N 10, зарегистрированным в Минюсте РФ 05.08.2007 (далее - Регламент).
Согласно пункту 10 Регламента сотрудник территориального органа ФМС России, ответственный за проведение проверочного мероприятия, при прибытии на объект проверки обязан представиться представителю юридического лица, в чьем ведении находится проверяемый объект, или иному ответственному лицу, предъявить служебное удостоверение, оригинал распоряжения на проведение проверочного мероприятия и вручить его копию.
В нарушение данной нормы проверку проводила и составила Акты начальник ОИК Отдела УФМС Сироткина А.В., не включенная распоряжением N 84 в рабочую группу по проведению проверки ООО "Адамант".
В ходе судебного заседания директор Общества пояснил, что запрошенные в распоряжении N 89 документы передавались лично Сироткиной А.В., не опровергнувшей данные обстоятельства.
Таким образом, следует признать установленным, что проверку соблюдения ООО "Адамант" законодательства в сфере миграции фактически проводило лицо, не уполномоченное руководителем соответствующего органа ФМС России.
Также из материалов дела следует, что Отделом УФМС на основании одного распоряжения N 89 от 21.10.2008 проведены две проверки ООО "Адамант" - 21 и 27 октября 2008 года, по результатам которых составлено два Акта.
Причем в проверке 21.10.2008 участвовали лица, включенные в рабочую группу - инспекторы Гришин А.В. и Галахов А.В., получившие объяснения от Касымбековой Ж. и Абдыкадыровой А.
Между тем, полученные 21.10.2008 данные не были положены в основу оспариваемых постановлений. Работа в кафе С.Кудашовой в ходе проверки 21.10.2008 выявлена не была.
Из протоколов АП-Юр N 2606, АП-Юр N 2607, АП-Юр N 2608 и соответствующих им постановлений следует, что факт привлечения иностранных граждан С.Кудашовой, А.Абдыкадыровой и Ж.Касымбековой к трудовой деятельности в качестве подсобных рабочих без уведомления об этом УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области установлен 27.10.2008 в 17 час.00 мин.
То есть в качестве доказательств совершения Обществом административных правонарушений Отделом УФМС и судом приняты данные, полученные в результате повторно проведенной проверки неуполномоченным на проверку лицом.
В силу части 3 статьи 26.2 не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
На основании изложенного, апелляционная инстанция приходит к выводу о недоказанности административным органом событий вмененных Обществу административных правонарушений, что влечет признание оспариваемых постановлений незаконными и их отмену.
Апелляционная жалоба признается апелляционным судом обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 2,3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 февраля 2008 года по делу N А56-46470/2008 в обжалуемой части отменить.
Признать незаконными и отменить постановления Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области во Всеволожском районе от 30.10.2008 о назначении административного наказания к протоколам АП-Юр N 2606 от 27.10.2008, АП-Юр N 2607 от 27.10.2008, АП-Юр N 2608 от 27.10.2008, вынесенные в отношении ООО "Адамант" (ИНН 7811078385, зарегистрированного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Цимбалина, д.42, оф.42).
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46470/2008
Истец: ООО "Адамант"
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2574/2009