г. Санкт-Петербург
16 апреля 2009 г. |
Дело N А42-2022/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Протас Н.И., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Марковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2017/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2008 по делу N А42-2022/2008 (судья Евтушенко О.А.), принятое
по заявлению ООО "Скадар"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Нетесаный Т.М. по доверенности от 24.04.2008;
от ответчика: Харченко О.В. по доверенности N 01-14-27-04/71 от 11.01.2009.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Скадар" (далее - заявитель, ООО "Скадар", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 07.12.2007 N 16194.
Определением суда от 25.11.2008 производство по делу N А42-2022/2008 по заявлению Общества к Инспекции о признании недействительным решения от 07.12.2007 N 16194 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 1 057 958 рублей и соответствующих пеней прекращено в связи с частичным отказом от требований.
Заявитель уточнил в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодека Российской федерации (далее - АПК РФ) требования и просил суд признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску от 07.12.2007 N 16194 в части привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 212 385 рублей, доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 3 478 460 рублей, соответствующих пени, рассчитанных по состоянию на 07.12.2007.
Решением суда первой инстанции от 25.11.2008 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал апелляционную жалобу, просил отменить решение суда. Представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в отношении заявителя Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах (правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2004 по 31.03.2005), по результатам которой 07.11.2007 был составлен акт N 326 .
Инспекцией 07.12.2007 принято решение от 07.12.2007 N 16194 о привлечении ООО "Скадар" к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 122 НК РФ за неуплату сумм налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы (иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)) за декабрь 2004 года и январь 2005 года, в виде взыскания штрафа в сумме 212 385 рублей. Также указанным решением Обществу был доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 4 536 418 рублей и пени в сумме 947 573 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области. Решением Управления от 04.02.2008 N 54 решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску от 07.12.2007 N 16194 оставлено без изменения.
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным в части решения 07.12.2007 N 16194.
Основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 122 НК РФ, доначисления налога на добавленную стоимость и пеней, послужило, в том числе, занижение Обществом в 2004 году и в 1-ом квартале 2005 года налоговой базы по НДС по операциям реализации нефтепродуктов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, в адрес иностранных компаний "Sobelmar Antwerp NV" (Бельгия), "O.W. Bunkering Sweden AB" (Швеция), "Poseidon Arctic Voyages Limited" (Великобритания), в результате применения налоговой ставки в размере 0 %, а также завышение налоговых вычетов по операциям реализации припасов в таможенном режиме перемещения припасов, по которым подтверждено применение налоговой ставки 0 процентов в 2004 году и в 1-ом квартале 2005 года.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Обществом в соответствии с требованиями статьи 165 НК РФ подтверждена правомерность применения налоговой ставки по НДС в размере 0 процентов представленными документами: контрактами с компаниями "S.M. Shipping LLS" и "Solda Traiding S.A." на поставку нефтепродуктов, заявками на погрузку судовых припасов с отметками таможенного органа о вывозе товара за пределы Российской Федерации, спецификациями, бункеровочными расписками, инвойсами, счета-фактурами, банковскими выписками, подтверждающие поступление валютной выручки на счет в российском банке. По мнению суда, Инспекцией не добыто убедительных доказательств наличия у Общества договорных отношений с компаниями "Sobelmar Antwerp NV", "O.W. Bunkering Sweden AB", "Poseidon Arctic Voyages Limited". Ссылки налогового органа на информацию, полученную в результате полученных Инспекцией запросов от налоговых органов иностранных государств (Бельгии, Швеции, Великобритании), как на доказательство правомерности отказа в предоставлении права на применение порядка налогообложения, предусмотренного пунктом 1 статьи 164 НК РФ, не приняты судом в силу положений статьи 68 АПК РФ.
Апелляционный суд, заслушав пояснения представителей Инспекции и Общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Порядок исчисления налога с выручки, полученной от реализации товаров на экспорт, установлен пунктами 1 и 6 статьи 166 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм НДС путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и вместе с ней предусмотренные статьей 165 НК РФ документы.
В соответствии с пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации документы (их копии), указанные в пункте 1 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита.
Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, соответственно, 10 % или 18 %.
Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки 0 %, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 НК РФ.
Обществом в марте, мае, июне, декабре 2004 года были реализованы судовые припасы американской компании "S.M. Shipping LLC" на суда "Зареченск", "Ковдор", в январе 2005 года - в адрес американской компании "Solda Traiding S.A." на судно "Зареченск". По данным реализациям Общество при расчете налога на добавленную стоимость применило налоговую ставку в размере 0 %.
Для подтверждения правомерности применения указанной налоговой ставки при отгрузке нефтепродуктов на суда "Зареченск", "Ковдор", плавающие под флагом республики Мальта, Общество представило в Инспекцию следующие документы: контракты N 04/Б от 31.12.2003 с S.M. Shipping и меморандум о соглашении N 06/Б/1 от 31.12.2003 с Solda Traiding S.A.; заявки на погрузку судовых припасов на суда "Зареченск", "Ковдор", спецификации, бункеровочные расписки, инвойсы, счета-фактуры. При этом на оборотной стороне заявок, спецификаций и бункеровочных расписок проставлена отметка Мурманской таможни - "Товар вывезен полностью", - с личными печатями сотрудников таможни. Выручка за реализованное бункерное топливо в режиме перемещения припасов поступила от компании "S.M. Shipping LLC" (согласно Свифтом: 50 К: 123806526 SM Shipping LLC, 52A: RTMBLV2X) на транзитный валютный счет ООО "Скадар" N 10702840600303000002 в Филиале "Мурманский" ОАО "Альфа-Банк".
ООО "Скадар" в июне 2004 года реализовало припасы в адрес американской компании "S.M. Shipping LLC" на судно "Вера Мухина". Для подтверждения правомерности применения указанной налоговой ставки при отгрузке нефтепродуктов на судно "Вера Мухина", Общество представило: уведомление о соглашении от 08.04.2004 о передаче судна "Вера Мухина" во фракт сроком на 3 месяца +/- 14 дней по усмотрению фрактователя, заявку на бункеровку судна "Вера Мухина" 16.04.2004 в порту "Мурманск", заявку на погрузку судовых припасов, спецификацию, бункеровочную расписку, инвойс, счета-фактуры. При этом на оборотной стороне заявки, спецификации и бункеровочной расписки проставлена отметка Мурманской таможни - "Товар вывезен полностью", - с личными печатями сотрудников таможни. Выручка за реализованное бункерное топливо в режиме перемещения припасов поступила от компании "S.M. Shipping LLC" (согласно Свифтом: 50 К: 123806526 SM Shipping LLC, 52A: RTMBLV2X) на транзитный валютный счет ООО "Скадар" N 10702840600303000002 в Филиале "Мурманский" ОАО "Альфа-Банк".
ООО "Скадар" в июле 2004 года реализовало припасы американской компании "S.M. Shipping LLC" на судно "Капитан Драницын". По данной реализации Общество при расчете налога на добавленную стоимость применило налоговую ставку в размере 0 %.
Для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 % при отгрузке нефтепродуктов на судно "Капитан Драницын" Общество представило: справку от 04.11.2004, представленную ОАО "Мурманское морское пароходство", подтверждающую что ледокол "Капитан Драницын" с 07.07.2004 по 04.09.2004 находился во фрахте иностранной компании "Poseidon Arctic Voayges Ltd" (Великобритания) для выполнения круизно-экспедиционных рейсов, заходов в порты Российской Федерации в указанный период не было, заявку (заказ) от Warrena F. Chauncey (представитель компании S.M. Shipping LLC (США)) по поручению компании S.M. Shipping от 05.07.2004 на бункеровку судна "Капитан Драницын" 07.07.2004 в порту Мурманск, заявку на погрузку судовых припасов, спецификацию, бункеровочные расписки, инвойс, счета-фактуры. На оборотной стороне заявки на погрузку судовых припасов, спецификации проставлена отметка Мурманской таможни - "Товар вывезен"
Выручка за реализованное бункерное топливо в режиме перемещения припасов поступила от компании "S.M. Shipping LLC" (согласно Свифтов: 50 К: 123806526 S.M. Shipping LLC. 52A: RTMBLV2X) на транзитный валютный счет ООО "Скадар" N 40702840600303000002 в Филиале "Мурманский" ОАО "Альфа-Банк".
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. В целях настоящей статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов, в налоговые органы представляются следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- при вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации.
Инспекция в ходе выездной налоговой проверки и мероприятий налогового контроля пришла к выводу, что Общество в марте, мае, июне, декабре 2004 года и в январе 2005 года реализовало припасы на суда "Зареченск" и "Ковдор" напрямую бельгийской компании "Sobelmar Antwerp N.V.", на судно "Вера Мухина" - напрямую шведской компании "Nordlignum Shipping AB", которая в проверяемом периоде являлась фрахтователем указанного судна, на судно "Капитан Драницын" - английской компании "Poseidon Arctic Voyages Limited", в тайм-чартере у которой оно находилось.
Основанием для такого вывода налогового органа явились следующая информация, полученная налоговым органом:
- представление налоговой службой Бельгии бункеровочных расписок, инвойсов, выписок банка, свидетельствующих о реализации Обществом припасов в адрес "Sobelmar Antwerp N.V." на суда "Зареченск" и "Ковдор"; компания "Sobelmar Antwerp N.V." не имела деловых отношений с американской компанией "S.M. Shipping LLC", на бункеровочной расписке N 948/4024 указана компания "Solda Traiding S.A"; инвойсы, выставленные Обществом в адрес "Sobelmar Antwerp N.V.", содержат информацию о RIETUMU BANKA, в который были перечислены денежные средства компанией "Sobelmar Antwerp N.V." в оплату за поставленное Обществом топливо;
- представление от налоговой службы Швеции за июнь 2004 года документов, подтверждающих погрузку топлива в адрес шведской компании "O.W. Bunkering Sweden AB" на судно "Вера Мухина", которое было вывезено с территории Российской Федерации в режиме перемещения припасов: заказа и подтверждение заказа ООО "Скадар" от "O.W. Bunkering Sweden AB" от 11.06.2004 на бункеровку судна "Вера Мухина" 16.06.2004 в порту Мурманск, подтверждение заказа на бункеровку судна "Вера Мухина" 16.06.2004 в порту Мурманск Боярским Владиславом, Scadar Ltd от 11.06.2004, бункеровочной расписки, инвойса. платежного документа, подтверждающего перечисление 16.07.2004 в сумме 29 490 долларов США шведской компанией "O.W. Bunkering Sweden AB" по инвойсу на счет Rietumu Banka Brivibas 54, Riga;
- представление от налоговой службы Великобритании информации, что английская компания "Poseidon Arctic Voyages Limited" отрицает наличие каких-либо торговых отношений с компанией "S.M. Shipping LLC", 19.08.2004 компания "Poseidon Arctic Voyages Limited" произвела денежный платеж в пользу ООО "Скадар" за 1,250 м. тонн топлива;
- перечисленные иностранные компании - собственники и фрахтователи указанных судов отрицают наличие финансово-хозяйственных отношений с американской компанией "S.M. Shipping LLC" и "Solda Traiding S.A.";
- согласно сведениям, полученным налоговым органом из Службы внутренних доходов США, компании с названием "S.M. Shipping LLC" никогда не присваивался идентификационный номер налогоплательщика, и данная компания никогда не представляла налоговую отчетность.
По мнению Инспекции, Обществом в нарушение требований статьи 165 НК РФ, не представлены контракты с компаниями "Nordlignum Shipping AB", "Sober Antwerp N.V." и "Poseidon Arctic Voyages Limited", а также выписки банка от указанных компаний, в связи с чем, налогоплательщиком не подтверждена обоснованность применения налоговой ставки по НДС в размере 0 % по операциям реализации на экспорт нефтепродуктов.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что представленные налоговым органом документы с достоверностью не подтверждают договорные отношения Общества с компаниями "Sobelmar Antwerp NV", "O.W. Bunkering Sweden AB", "Poseidon Arctic Voyages Limited".
Апелляционная инстанция считает, что Обществом представлен полный пакет документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ для подтверждения правомерности налоговой ставки 0 % по НДС по операциям реализации на экспорт нефтепродуктов в качестве судовых припасов на суда "Зареченск", "Ковдор", "Вера Мухина", "Капитан Драницын".
Факт поставки Обществом товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в режиме экспорта, установлен в ходе налоговой проверки и Инспекцией не оспаривается.
Довод налогового органа о том, что представленные Обществом документы не подтверждают осуществление названных операций с экспортируемыми товарами, опровергается материалами дела. Заявителем представлены контракт на поставку нефтепродуктов с иностранной компанией "S.M. Shipping LLC", "Solda Traiding S.A.", заявки на их погрузку с отметками таможенного органа о вывозе товара за пределы Российской Федерации, спецификации, бункеровочные расписки, инвойсы, счет-фактуры, банковские выписки, подтверждающие поступление валютной выручки на счет в российском банке.
Кроме того со стороны таможенного органа также не возникло сомнений в отношении правильности оформления документов.
Упоминание других лиц в документах, кроме Общества и контрагента, не лишает заявителя права на применение налоговой ставки 0 % по выполнению услуг с экспортируемыми товарами.
Таким образом, представленные заявителем документы свидетельствуют о вывозе товаров на экспорт, по договорам поставки нефтепродуктов, получении экспортной выручки и правомерности применения 0 налоговой ставки.
Доказательств наличия у Общества банковского счета в "RIETUMU BANKA" в Латвии налоговым органом не представлено.
В материалы дела представлен ответ представительства "Solda Traiding S.A." (Рига, Латвия) от 30.10.2008 на запрос Общества в отношении бункеровки топочным мазутом судна "Зареченск", и о наличии у компании договорных отношений с компанией "Sobelmar Antwerp NV" (Бельгия). Как следует из представленного ответа, 20.01.2005 было поставлено топливо, поставка произведена ООО "Скадар" по заказу "Solda Traiding S.A. ". Номинацию на данный заказ "Solda Traiding S.A." получило от "Aventura Service Limited". C "Sobelmar Antwerp NV" отношений не имелось (т.5 л.д. 54 -55).
Инспекцией не были представлены в дело какие-либо документы, касающиеся компании "Solda Traiding S.A.".
В бункеровочных расписках, один экземпляр которых находился на судах, куда было поставлено топливо, в качестве контрагента Общества были указаны "S.M. Shipping LLS" и "Solda Traiding S.A.", а не судовладельцы, либо фрахтователи судов, которые, по мнению налогового органа, являлись непосредственной стороной по договору поставки бункерного топлива.
Действующие нормы налогового законодательства не связывают право налогоплательщика на применение порядка налогообложения, установленного пунктом 1 статьи 164 НК РФ, с отсутствием у контрагента ("S.M. Shipping LLC") идентификационного номера налогоплательщика, и не представления указанной организацией налоговой отчетности. Налогоплательщик не несет ответственность за действия всех компаний, участвующих в финансово-хозяйственной деятельности.
Требование налогового органа о представлении налогоплательщиком в подтверждение применения ставки 0 % в и налоговых вычетов договоров, заключенных Обществом не с покупателями, а с иными организациями, не основано на положениях статьи 165 НК РФ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2008 по делу N А42-2022/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2022/2008
Истец: ООО "Скадар"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2017/2009