г. Санкт-Петербург
27 апреля 2009 г. |
Дело N А56-29330/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Мельниковой Н.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Ворцман Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2572/2009) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2008 по делу N А56-29330/2008 (судья Преснецова Т.Г.), принятое
по иску Ленинградского областного казенного предприятия "Ленинградское областное лесное хозяйство" в лице филиала Лужского лесхоза
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области
об оспаривании действий государственных органов
при участии:
от истца: представитель не явился (извещен)
от ответчика: представителей Смеловой М.В. (доверенность от 23.12.2008 N 5084), Балабан А.Б. (доверенность от 23.12.2008 N 5088)
установил:
Ленинградское областное казенное предприятие "Ленинградское областное лесное хозяйство" (далее - ЛОКП "Ленобллесхоз", Предприятие, заявитель) в лице филиала Лужского лесхоза обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (далее - Управление, заинтересованное лицо), связанных с регистрацией изменений вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Луга, ул. Смоленская, д. 110, предоставленного заявителю в бессрочное пользование для административно-производственной базы. Заявитель просил (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) обязать Управление произвести государственную кадастровую оценку земельного участка (утвержденную постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356) по виду разрешенного использования, отнесенному к 9 группе (земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок), а не к 7 группе Перечня видов разрешенного использования (л.д. 46 - 47).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2008 требования, заявленные ЛОКП "Ленобллесхоз", удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с выводами указанного акта, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 17.12.2008 отменить, рассмотреть дело по существу и признать требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, Управление указало, что считает решение суда о признании действий по отнесению спорного земельного участка по виду функционального использования к группе N 7 Перечня видов разрешенного использования незаконным и необоснованным, поскольку указанные действия осуществлены исполнителем работ, а не Управлением, в рамках исполнения им государственного контракта.
По мнению подателя апелляционной жалобы, для осуществления государственной кадастровой оценки указанного земельного участка по виду функционального использования, отнесенного к группе N 9 Перечня видов разрешенного использования, и внесения изменений в государственный кадастр недвижимости необходимо внести изменения в утвержденные постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356 Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области. Вместе с тем Управление не обладает полномочиями по самостоятельному изменению утвержденных в установленном законодательстве порядке результатов государственной кадастровой оценки земель.
Кроме того, документы, подтверждающие изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:29:01-05-010:0095, в адрес Управления не представлялись.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства заявитель своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из представленного Предприятием постановления главы администрации Лужского района Ленинградской области от 20.09.1993 N 447/6 явствует, что Лужскому лесхозу предоставлен земельный участок площадью 18301 кв.м. в бессрочное (постоянное) пользование для административно-производственной базы в г. Луга по ул. Смоленской, д. 110 (л.д.8).
Как усматривается из кадастровой выписки о земельном участке от 13.05.2008 N 29/08-2-1-1654, кадастровая стоимость земельного участка заявителя составляет 104 703 315 руб. 18 коп. (л.д. 35).
Указанная сумма кадастровой стоимости земельного участка рассчитана по удельному показателю кадастровой стоимости (руб./кв.м.) - 5 721,18 руб., исходя из вида разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. Таким образом, спорный земельный участок отнесен к 7 группе типового Перечня видов разрешенного использования (далее - Перечень).
Полагая, что по составу видов разрешенного использования указанный земельный участок необходимо отнести к иному виду разрешенного использования, а именно, к земельным участкам, предназначенным для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 9 Перечня), выбранный Управлением вид разрешенного использования является ошибочным, заявитель обратился в Управление за разъяснением относительно установления государственной кадастровой оценки указанного земельного участка.
Письмом от 06.08.2008 N 2787 Управление сообщило, что удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка утвержден постановлением Правительства Ленинградская область от 29.12.2007N 365 и составляет 5 721, 18 руб./ кв.м., вид разрешенного использования для указанного участка установлен по группе 7 Перечня (л.д. 10).
Территориальный отдел по Лужскому району Управления письмом от 08.08.2008 N 901 подтвердил изложенную ранее Управлением позицию, указав, что кадастровая стоимость спорного участка рассчитана на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356. Предприятию рекомендовано для перерасчета кадастровой оценки изменить разрешенное использование земельного участка на вид "для производственных и административных зданий" (л.д.14).
Согласно письму Управления от 04.09.2008N 966, удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка для обслуживания административно-производственной базы в 2006 и в 2007 годах составлял 454,86 руб. (л.д. 59).
Применение иного вида разрешенного использования спорного земельного участка привело к увеличению его кадастровой стоимости и, соответственно, к увеличению земельного налога. Полагая, что это обстоятельство явилось результатом необоснованных и неправомерных действий Управления по установлению не соответствующего фактическому положению вида использования земельного участка, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные ЛОКП "Ленобллесхоз" требования, арбитражный суд пришел к выводу о несоответствии действий Управления закону и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выступлении присутствовавшего в заседании представителя Управления, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Законодатель разделяет понятия использования земель по целевому назначению (в данном деле - земли населенных пунктов), регламентация которого отнесена к компетенции федеральных органов государственной власти, и разрешенного использования (в данном деле - для обслуживания административно - производственной базы), порядок установления которого находится в совместной компетенции органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в порядке, установленном Земельным законодательством Российской Федерации и регламентируется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, согласно которым государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования. Сведения по разрешенному использованию вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
Согласно постановлению главы администрации Лужского района Ленинградской области от 20.09.1993 N 447/6 и Свидетельству о праве собственности на землю от 20.09.1993, земельный участок предназначен для административно - производственной базы.
В кадастровой выписке о земельном участке от 13.05.2008 N 29/08-2-1-1654 также значится, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 47:29:01-05-010:0095: для обслуживания административно-производственной базы (л.д. 8, 35 - 36).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее-методические указания).
В соответствии с пунктом 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
Постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356 утвержден Перечень видов разрешенного использования.
К пункту 7 Перечня отнесены земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
К пункту 9 Перечня - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Практическим руководством по реализации Методических указаний являются технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 29.06.2007 N П/0152.
Суд первой инстанции указал, что согласно постановлению Правительства Ленинградской области N 604 - р от 29.12.2007 "О преобразовании Ленинградского областного государственного учреждения "Ленинградское областное управление лестного хозяйства" установлены цели его деятельности, которые также не могут быть отнесены к материально-техническому производству и снабжению (л.д. 15-17).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что к основному виду деятельности истца не относится материально-техническое, продовольственное снабжение, сбыт и заготовка, в связи с чем указанный земельный участок по виду функционального использования подлежит отнесению к группе N 9 Перечня видов разрешенного использования.
Доводы подателя жалобы со ссылкой на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в результате выполнения работ ФГУП "ФКЦ "Земля", не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку оценка Отчета об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ленинградской области не является предметом исследования в рамках рассмотрения настоящего дела.
Ссылка Управления на то, что Предприятие после предоставления ему в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка изменило основной вид деятельности, не может быть принята как основание для отказа в удовлетворении требований заявителя. Данное обстоятельство само по себе не изменяет вид разрешенного использования, отраженный в первичных и учетных документах. Как указано выше, имеющимися в деле доказательствами подтвержден один вид разрешенного использования, подлежащий отнесению к группе N 9 Перечня.
Доказательства изменения в установленном порядке вида разрешенного использования земельного участка Управление не представило.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на ответчика. Поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) госорганы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату Управлению из федерального бюджета (ввиду обращения последнего с жалобой после внесенных в закон изменений).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 декабря 2008 г. по делу N А56-29330/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области из федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29330/2008
Истец: Ленинградское областное казенное предприятие "Ленинградское областное лесное хозяйство" в лице филиала Лужского лесхоза
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Ленинградской области