г. Санкт-Петербург
20 апреля 2009 г. |
Дело N А56-51579/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3330/2009) Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2009 по делу N А56-51579/2008 (судья Цурбина С.И.), принятое
по заявлению ФГУ"Федеральное управление автомобильных дорог "Сеевро-Запад"имени Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства"
к Комитету государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления и предписания
при участии:
от заявителя: Малининой Н.В., дов. от 14.01.2009 N 32
от ответчика: Митрофан А.К., дов. от 26.09.2008 N 1368
установил:
Федеральное государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства (далее - Управление, ФГУ "Севзапуправтодор") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (далее - Комитет) от 06.11.2008 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ) и представления от 06.11.2008 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Решением от 29.01.2009 требования Управления удовлетворены судом в полном объеме.
Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2009 по делу N А56-51579/2008 отменить и принять по делу новый судебный акт. Комитет считает ошибочным вывод суда первой инстанции о недоказанности им состава вменяемого Управлению административного правонарушения, а также о том, что заявитель не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, поскольку не осуществляет деятельность, указанную в статье 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ФГУ "Севзапуправтодор" против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, просит отказать Комитету в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что старший государственный инспектор Ленинградской области по охране природы Степанова Е.В. при осмотре территории 01.09.2008 установила несанкционированное размещение отходов на обочине (на почве) автомобильной дороги федерального значения А-114 Вологда-Новая Ладога: 375 км -200 м (место отдыха и стоянка автотранспорта возле д. Чудцы) бытовые отходы, объемом 6м3; 356 км -600 м (место отдыха и стоянка автотранспорта возле р. Заголоденка п. Красная Речка) бытовые отходы, объемом 3м3. Собственник отходов не установлен, лицо, осуществляющее сброс отходов на почву не установлен, автостоянки не оборудованы контейнерами для мусора.
Инспектором составлены акты осмотра территории от 01.09.2008 по каждому участку дороги соответственно (л.д. 73, 80) с приложением результатов фотосъемки.
Усмотрев в действиях ФГУ "Севзапуправтодор" состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, Комитетом составлен протокол об административном правонарушении от 09.10.2008 N 0543/Д.
Постановлением от 06.11.2008 Управление признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Предписанием от 06.11.2008 ФГУ "Севзапуправтодор" предписано установить контейнеры для сбора мусора на стоянках автотранспорта вдоль федеральной трассы А-114 Вологда - Новая Ладога (375 км - 200 м, 356 км - 600 м).
ФГУ "Севзапуправтодор" не согласилось с постановлением и предписанием и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности Комитетом состава вменяемого ФГУ "Севзапуправтодор" административного правонарушения, а также из того, что заявитель не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, поскольку не осуществляет деятельность, связанную с отходами производства и потребления.
Данные выводы суд апелляционной инстанции считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.
Объективная сторона данного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении порядка обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Данный закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Привлекая ФГУ "Севзапуправтодор" к административной ответственности, Комитет в протоколе об административном правонарушении указал, что заявитель, которому земельный участок, занятый полосой отвода федеральной автомобильной дорогой А114 Вологда - Новая Ладога, преданный на основании распоряжения Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 05.11.2003 N 537, является ответственным за территорию, на которой находятся брошенные отходы, следовательно, является собственником этих отходов и несет бремя содержания принадлежащей ему территории. Таким образом, ФГУ "Севзапуправтодор" не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при общении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно хранение отходов осуществляется с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды, т.е. статьи 8.2 КоАП РФ.
Судом правильно установлено, что административным органом неверно определен субъект административного правонарушения.
Из положений пункта 1.2 Устава ФГУ "Севзапуправтодор" следует, что Управление является федеральным государственным учреждением, предназначенным для осуществления функции оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования.
Предметом деятельности Управления (ФГУ "Севзапуправтодор") является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Управлением на праве оперативного управления (пункт 3.2 статьи 3 Устава), в связи с чем на Управление возложена функция государственного заказчика (подпункт 3.2.1 пункта 3 статьи 3 Устава).
В материалах дела имеется государственный контракт на выполнение дорожных работ по содержанию действующей сети федеральных автомобильных дорог и сооружений на них от 20.12.2005 N 221/05, заключенный ФГУ "Севзапуправтодор" с Ленинградским областным предприятием "Бокситогорское дорожно-ремонтное строительное управление" на основании Протокола заседания конкурсной комиссии N 165 от 05.12.2005, утвержденного Заказчиком (ФГУ "Севзапуправтодор") 05.12.2005.
Из содержания предмета государственного контракта видно, что ФГУ "Севзапуправтодор" (Заказчик) поручает, а ГП "Бокситогорское ДРСУ" (Подрядчик) принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию федеральных автомобильных дорог (участков дорог) А-114 "Вологда-Новая Ладога) до магистрали "Кола" (через Тихвин) км. 331+025 - 428+907 и искусственных сооружений на ней протяженностью 92 643 км с обходом г. Пикалево протяженностью 7, 243 км в соответствии с Техническими заданиями, а Заказчик берет на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Государственного контракта.
Содержание дорог включает в себя комплекс постоянно выполняемых нормативных работ (перечень уточняется ежегодно) по уходу (в течение всего периода, на который заключен настоящий Государственный контракт) за дорогами, дорожными сооружениями и полосой отвода, элементами обустройства дорог, а также устранение деформаций и повреждений конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и обустройства дорог, в результате которого поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги и дорожных сооружений в соответствии истребованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы" (пункт 1.2 контракта).
Административный орган, рассматривая административное дело, не установил, какие виды деятельности осуществляются ФГУ "Севзапуправтодор", какие объекты и как эксплуатируются заявителем, связана ли его деятельность с отходами, обнаруженными в ходе проверки, а если связана, то чем нарушен порядок обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а следовательно в материалах административного дела отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения, а также сведения, касающиеся объективной стороны административного правонарушения.
Правильным является вывод суда о том, что ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления Комитета не следует, что ФГУ "Севзапуправтодор" занимается размещением отходов в смысле, придаваемой этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, т.е. факт совершения административного правонарушения материалами дела не доказан, следовательно, в действиях лица, привлеченного к административной ответственности, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Следует также признать, что административный орган привлек юридическое лицо к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
Представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 06.11.2008 Обществу предписано установить контейнеры для сбора мусора на стоянках автотранспорта вдоль автомобильной дороги А-114 Вологда - Новая Ладога. При этом административный орган не учел, что ФГУ "Севзапуправтодор" является государственным бюджетным учреждением и в соответствии с пунктом 2.6 Устава обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и не установил, имело ли оно полномочия на заключение государственного контракта на выполнение работ по приобретению и установке контейнеров для сбора мусора на автомобильной дороге.
Таким образом, административный орган не доказал обоснованность представления от 06.11.2008.
Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 января 2009 года по делу А56-51579/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51579/2008
Истец: ФГУ"Федеральное управление автомобильных дорог "Сеевро-Запад"имени Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства"
Ответчик: Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3330/2009